Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гур ЗИЛ-130 (гидроусилитель руля)

Гур ЗИЛ-130 (гидроусилитель руля)

Насос ЗИЛ-130 гидроусилителя рулевого привода (рис. 55) с бачком, филь­трами и клапанами, ограничивающими давление и расход масла в сис­теме, установлен на двигателе и приводится в действие клиновым ремнем от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала.
При эксплуатации гур ЗИЛ-130 необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазывания, проверять уровень масла в системе гидроусилите­ля руля ЗИЛ-130 и промывать фильтры насоса.
Ежедневно следует проверять герметичность соединений и шлан­гов системы ЗИЛ-130 гидроусилителя рулевого управления.

Рис. 55. Насос гидроусилителя ЗИЛ-130: 1 — конусная втулка; 2 — шкив; 3 — корпус; 4 — передний подшипник; 5 — сальник; 6 — вал; 7 — задний подшипник; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — распределительный диск; 11 — крышка; 12 — перепускной клапан; 13 — нагнетательное отверстие; 14 — регулировочные прокладки; 15 — седло предохранительного клапана; 16 — предохранительный клапан; 17 — коллектор; 18 — патрубок; 19 — бачок; 20 — прокладка; 21 — сетчатый фильтр; 22 — сапун; 23 — крышка бачка; 24 — шайба; 26 — гайка-барашек; 26 и 27 — уплотнительные кольца; 28 — прокладка коллектора; 29 — прокладка бачка; 30 — лопасть гур ЗИЛ-130.

Рис. 55. Насос гидроусилителя ЗИЛ-130:
1 — конусная втулка; 2 — шкив; 3 — корпус; 4 — передний подшипник; 5 — сальник; 6 — вал; 7 — задний подшипник; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — распределительный диск; 11 — крышка; 12 — перепускной клапан; 13 — нагнетательное отверстие; 14 — регулировочные прокладки; 15 — седло предохранительного клапана; 16 — предохранительный клапан; 17 — коллектор; 18 — патрубок; 19 — бачок; 20 — прокладка; 21 — сетчатый фильтр; 22 — сапун; 23 — крышка бачка; 24 — шайба; 26 — гайка-барашек; 26 и 27 — уплотнительные кольца; 28 — прокладка коллектора; 29 — прокладка бачка; 30 — лопасть гур ЗИЛ-130.

Натяжение ремня насоса нужно проверять при каждом техниче­ском обслуживании. Регулируют натяжение ремня перемещением на­соса гидроусилителя руля ЗИЛ-130. При нормальном натяже­нии прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса ЗИЛ-130 гидроусилите­ля рулевого управления под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (см. рис. 32).
Для системы гур ЗИЛ-130 нужно употреблять только чистое, отфильтрованное масло, указанное в карте смазывания. Заливать масло надо через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, уста­новленный в бачке насоса гидроусилителя руля ЗИЛ-130. При применении загряз­ненного масла быстро изнашиваются детали насоса и ЗИЛ-130 гидроусилителя. Во время проверки уровня масла в системе гидроусилителя передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.
Перед снятием с бачка крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть бензином. Масло доливают при работе двигателя на режиме холостого хода до появления его над сеткой фильтра 21 (см. рис. 55).
Ключевые слова: ЗИЛ-130 гидроусилитель руля, гур ЗИЛ-130.

Как отрегулировать гур зил 130

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130

На автомобиле ЗИЛ -130 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем, силовой цилиндр которого совмещен с рулевым механизмом.

Рулевое колесо закреплено на рулевом валу, установленном иа шарикоподшипниках в рулевой колонке, закрепленной на щите кабины. Рулевой вал с помощью промежуточного вала с двумя карданными шарнирами и скользящим шлицевым сочленением соединяется с валом гидравлического усилителя, совмещенного с рулевым механизмом, передающим усилие на рулевую сошку.

Рулевая сошка с помощью продольной рулевой тяги соединена с рулевым рычагом, закрепленным в верхнем ушке левого поворотного кулака передней оси. Рулевые рычаги, закрепленные в нижних ушках обоих поворотных кулаков, соединены поперечной рулевой тягой. Все соединения тяг осуществляются с помощью шаровых пальцев, входящих между сухарями, установленными в наконечниках тяг, и поджимаемых пружинами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Гидроусилитель собран в чугунном корпусе, который закреплен с помощью кронштейна на раме автомобиля.

В цилиндрической части корпуса, закрытой с торца крышкой, установлен поршень с изготовленной на нем рейкой. Поршень уплотняется в цилиндре чугунными кольцами.

В поршне закреплена стопорными винтами шариковая гайка, через которую проходит винт рулевого механизма, наружный конец которого соединяется с карданным валом. Винт уплотнен в поршне и промежуточной крышке чугунными кольцами; наружное отверстие в поршне закрыто заглушкой.

В винтовой канал, образованный канавками на винте и в гайке, заложены шарики, облегчающие поворот винта в гайке. Шарики циркулируют по замкнутому пути, так как крайние канавки на гайке соединены между собой трубкой.

К верхнему концу корпуса прикреплены болтами промежуточная крышка и корпус золотника; между ними поставлено уплотнительное резиновое кольцо. К корпусу золотника на уплотнительном кольце прикреплена верхняя крышка, в которой вал винта лежит на игольчатом подшипнике и уплотнен самоподжимным сальником и уплотнительной манжетой.

На валу между двумя упорными шарикоподшипниками установлен золотник управления, имеющий на наружной поверхности две выточки.

Подшипники с золотником закреплены на валу регулировочной гайкой. Под гайкой поставлена коническая пружинная шайба, обеспечивающая постоянство затяжки подшипников.

Внутренние кольца подшипников при среднем нейтральном положении золотника располагаются с зазором мм от выступающей части корпуса золотника, что дает возможность золотнику с валом перемещаться в осевом направлении на эту величину.

Золотник с валом в среднем нейтральном положении фиксируется шестью пружинами с двумя плунжерами каждая, установленными в каналах корпуса золотника. Плунжеры одной половиной торца упираются в кольца подшипников, а другой — в торцы промежуточной и верхней крышек.

Читайте так же:
Как регулировать карбюратор на бензопиле при оборотах или нет

Снаружи к корпусу золотника присоединяются два шланга от насоса гидроусилителя. Сливной шланг присоединяется к отверстию, сообщающемуся двумя каналами с концами золотника, а нагнетательный — с отверстием канала, подходящего к середине золотника. Между каналами расположен шариковый клапан, соединяющий каналы между собой при неработающем насосе. В этом случае возможна работа рулевого механизма без гидроусилителя.

С рейкой поршня входит в зацепление зубчатый сектор, изготовленный вместе с валом, который установлен на бронзовых втулках в приливе корпуса и боковой крышке. Между крышкой и корпусом установлено уплотнительное кольцо. Наружный конец вала уплотнен в корпусе самоподжимным сальником и резиновой манжетой. На шлицах вала закреплена гайкой рулевая сошка. С внутренним концом вала соединена головка регулировочного винта, завернутого в крышку и закрепленного контргайкой. Винт уплотнен резиновым кольцом. С помощью винта регулируют положение сектора и боковой зазор в зацеплении его зубьев с зубьями рейки. Для этого зубья сделаны скошенными. В нижней части корпуса гидроусилителя имеется сливное отверстие, закрытое магнитной пробкой.

Насос гидроусилителя лопастного типа закреплен на двигателе с левой стороны. Шкив насоса соединен со шкивом коленчатого вала ременной передачей. Устройство и принцип действия насоса были рассмотрены выше.

Гидроусилитель работает следующим образом.

При вращении вала насоса с ротором лопасти его захватывают масло, поступающее из бачка, и нагнетают его через калиброванное отверстие в нагнетательную магистраль и к золотнику управления гидроусилителя.

При среднем положении рулевого колеса золотник под действием пружин с плунжерами удерживается в среднем нейтральном положении, и масло, поступающее к золотнику, через его выточки и сливные каналы по сливной магистрали возвращается обратно через фильтр

в бачок и обе полости корпуса, не оказывая действия на поршепь гидроусилителя (положение /).

При повороте рулевого колеса в какую-либо сторону (например, направо) на винте, вращающемся на шариках в гайке вследствие сопротивления, оказываемого сектором перемещению рейки, возникает реактивное осевое усилие, сдвигающее винт назад. Вместе с винтом сдвигается и золотник в пределах его возможного хода, и задняя выточка золотника соединяет канал передней полости Б цилиндра со сливным каналом и сливной магистралью, а передняя выточка соединяет нагнетательную магистраль с каналом задней полости А цилиндра. Давление масла в этой полости возрастает, и поршень, перемещаясь вперед, поворачивает сектор и через рулевой привод — колеса автомобиля направо (положение II).

Как только водитель перестанет поворачивать рулевое колесо, золотник становится под действием плунжеров в нейтральное положение, и действие гидроусилителя прекращается (положение /).

При повороте рулевого колеса в обратную сторону золотник смещается вперед, направляя масло в переднюю полость Б цилиндра и соединяя заднюю полость А со сливной магистралью (положение III ). При этом колеса будут поворачиваться влево.

Таким образом усилие, прикладываемое водителем к рулевому колесу, необходимо лишь для включения гидроусилителя, который и обеспечивает в основном поворот колес.

Для того чтобы при различных условиях поворота водитель испытывал на рулевом колесе меняющееся сопротивление, т. е. «чувствовал дорогу», пространство между плунжерами гидроусилителя сообщено с нагнетательной магистралью. При повышении сопротивления повороту колес для перемещения поршня гидроусилителя требуется большее усилие, поэтому давление масла в нагнетательной магистрали возрастает. Под действием этого давления плунжеры сильнее прижимаются к кольцам подшипников, и для сдвига золотника требуется приложить несколько большее усилие, вследствие чего поворот рулевого колеса утяжеляется. При неисправности гидроусилителя рулевое управление может работать лишь от усилия водителя, которое в этом случае должно быть увеличено.

На автомобилях ЗИЛ -131 и ЗИЛ -133 рулевое управление с гидравлическим усилителем имеет устройство и принцип действия, аналогичные устройству и принципу действия автомобиля ЗИЛ -130. В сливную магистраль гидроусилителя включен радиатор трубчатого типа для охлаждения масла, расположенный над радиатором системы смазки двигателя.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-431410 оборудовано гидроусилителем, объединённым в одном агрегате с рулевым механизмом (рисунок 5.2). Совмещение усилителя с рулевым механизмом позволяет получить компактную конструкцию, а меньшая длина трубопроводов – уменьшить время срабатывания.

Усилие от вала 12 рулевого колеса 10 передается рулевому механизму 1 посредством карданного вала 6 с двумя карданами.

Масло от насоса 2 гидроусилителя подается в рулевой механизм по шлангу 5 высокого давления и отводится обратно в насос по шлангу 4 низкого давления.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рисунок 5.2 – Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-431410

1 – рулевой механизм; 2 – насос усилителя; 3 – бачок; 4 и 5 – шланги; 6 – карданный вал; 7 – фланец крепления рулевой колонки к полу кабины; 8 – контактное устройство звукового сигнала; 9 – рулевая колонка; 10 – рулевое колесо; 11 – переключатель указателей поворота; 12 – вал рулевого колеса; 13 – шкворень; 14 – стопорный клин; 15 и 24 – поворотные цапфы; 16 – правый поворотный рычаг; 17 и 21 – наконечники поперечной рулевой тяги; 18 – поперечная рулевая тяга; 19 – балка передней оси; 20 – амортизатор; 22 – левый поворотный рычаг; 23 – верхний рычаг поворотной цапфы; 25 – продольная рулевая тяга; 26 – сошка; 27 – вал рулевой сошки

Читайте так же:
Как делать регулировку карбюратора

При вращении винта 3 рулевого механизма (рисунок 5.3) перемещается шариковая гайка 4, связанная с поршнем-рейкой 2. Поршень-рейка находится в зацеплении с зубчатым сектором 15, выполненным как одно целое с валом 11 рулевой сошки, поэтому перемещение поршня-рейки 2 вызывает поворот вала сошки. Вал сошки вращается в бронзовых втулках.

Шариковую гайку 4 крепят к поршню-рейке 2 винтами 14. В гайку вставлены два желоба 5, образующие трубку, по которой циркулирующие шарики 6, выкатываясь при повороте винта 5, с одного конца гайки катятся к другому.

Рулевые механизмы с винтом и гайкой на циркулирующих шариках отличаются малыми потерями на трение и повышенным сроком службы.

На винте 3 установлены два упорных шариковых подшипника, а между ними – золотник 7 клапана управления усилителем.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рисунок 5.3 – Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-431410

1 – цилиндр усилителя; 2 – поршень-рейка; 3 – винт; 4 – шариковая гайка; 5 – желоб; 6 – шарики; 7 – золотник клапана управления усилителем; 8 – корпус клапана управления; 9 – упорная шайба; 10 – регулировочный винт; 11 – вал рулевой сошки; 12 – центрирующая пружина; 13 – реактивный плунжер; 14 – установочный винт; 15 – зубчатый сектор

Зазор в зацеплении трущейся пары рулевого механизма регулируют за счет осевого смещения вала 11 рулевой сошки винтом 10, головка которого входит в отверстие вала сошки.

Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к передним колёсам.

Рулевой привод автомобиля ЗИЛ-431410 (рисунок 5.2) состоит из рулевой сошки 26, продольной рулевой тяги 25, верхнего рычага 23 левой поворотной цапфы 24, поворотных рычагов 16 и 22 и поперечной рулевой тяги 18.

Основным элементом рулевого привода является рулевая трапеция, состоящая из балки 19 передней оси, поперечной рулевой тяги 18 и поворотных рычагов 16 и 22. За счёт рулевой трапеции достигается поворот внутреннего управляемого колеса на больший угол, чем внешнего колеса, что необходимо для качения повёрнутых колёс без скольжения.

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота управляемых колёс, смягчает удары при движении по неровным дорогам и повышает безопасность движения, позволяя сохранять контроль за направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.

В систему гидравлического усилителя автомобиля ЗИЛ-431410 (рисунок 5.4) входят лопастной насос 2, бачок 3 для масла, цилиндр 11 усилителя и клапан управления.

Входящее в корпус 16 клапана управления масло давит на двенадцать реактивных плунжеров 22, которые совместно с шестью пружинами 21 обеспечивают среднее положение золотника 18. При повороте рулевого колеса золотник 18, а, следовательно, и винт 12 могут перемещаться не более чем на 1 мм от среднего положения в каждую сторону. При перемещении золотника происходит перекрытие каналов и перепуск масла в ту или иную полость цилиндра усилителя.

При движении автомобиля по прямой масло из насоса, поступающее по шлангу 9, проходит через кольцевые щели между кромками золотника 18 и корпуса 16 клапана управления и возвращается по шлангу 6 обратно в насос.

Часть масла через осевые щели между золотником 18 и корпусом 16 клапана управления поступает одновременно в полости А и Б цилиндра гидроусилителя. При такой постоянной подаче масла обеспечивается поглощение толчков, возникающих при движении по неровной дороге и улучшается смазка механизма.

При повороте рулевого колеса вправо или влево в результате сопротивления повороту управляемых колёс на винте 12 возникает осевое усилие, стремящееся переместить винт, а следовательно, и связанный с ним золотник 18. При усилии на рулевом колесе около 2 кг осевое усилие на винте, преодолевая давление масла на реактивные плунжеры 22 и давление пружин 21, переместит золотник 18 в ту или другую сторону. При этом золотник отключает одну из полостей цилиндра усилителя, увеличивая подачу масла в другую полость. В результате масло давит на поршень-рейку 10, помогая водителю в повороте управляемых колёс автомобиля.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рисунок 5.4 – Схема гидравлического усилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-431410

I – поворот направо; II – нейтральное положение; III – поворот налево; 1 – шкив привода насоса; 2 – насос гидроусилителя; 3 – бачок насоса; 4 – фильтр; 5 – предохранительный клапан фильтра; 6 – шланг низкого давления линии слива; 7 – перепускной клапан; 8 – предохранительный клапан; 9 – шланг высокого давления линии подачи масла; 10 – поршень-рейка; 11 – цилиндр усилителя; 12 – винт; 13 – шарик; 14 – шариковая гайка; 15 – упорные шарикоподшипники; 16 – корпус клапана управления; 17 – обратный шариковый клапан; 18 – золотник; 19 – регулировочная гайка; 20 – пружинная шайба; 21 – пружина реактивного плунжера; 22 – реактивный плунжер; 23 – зубчатый сектор; 24 – сошка; 25 – статор насоса; 26 – ротор насоса; 27 – полость всасывания; 28 – полость нагнетания; 29 – лопасти

Читайте так же:
Нарушена регулировка угла опережения зажигания что это

В корпусе 16 клапана управления расположен аварийный обратный шариковый клапан 17, который при неработающем насосе или поврежденном шланге соединяет линию высокого давления с линией слива жидкости.

Насос гидроусилителя рулевого управления с бачком установлен на двигателе и приводится в действие клиновым ремнём от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала.

Лопастной насос 2 – двойного действия, т. е. имеет две полости нагнетания 28 и две полости всасывания 27. Ротор 26 имеет пазы, в которых могут перемещаться лопасти 29. При вращении ротора в полостях всасывания 27 лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора 25 под действием центробежной силы. При этом увеличивается объем межлопастных пространств и создается разрежение, необходимое для всасывания.

При перемещении лопастей в полости нагнетания 28, лопасти вдвигаются в пазы ротора, объём межлопастного пространства уменьшается и масло вытесняется в канал высокого давления. Из рулевого механизма масло по шлангу 6 и через сетчатый фильтр 4 поступает в бачок 3. Беспрерывность подачи масла в случае засорения фильтра обеспечивается тарельчатым предохранительным клапаном 5.

При числе оборотов 500 в минуту коленчатого вала двигателя открывается перепускной клапан 7, что ограничивает дальнейшее увеличение подачи масла при больших оборотах. Наибольшее давление масла, создаваемое насосом, достигает 6,5-7 МПа. При дальнейшем повышении давления открывается шариковый предохранительный клапан 8, расположенный внутри перепускного клапана 7.

Конструкция насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ431410 показана на рисунке 5.5.

5.1.1 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ

Рисунок 5.5 – Насос гидроусилителя рулевого управления

1 – шкив; 2 и 4 – сетчатые фильтры; 3 – сапун; 5 – бачок; 6 – лопасть; 7 – перепускной клапан; 8 – предохранительный клапан; 9 – крышка насоса; 10 – распределительный диск; 11 – ротор; 12 – статор; 13 – вал насоса; 14 – тарельчатый предохранительный клапан

ЗИЛ-5301. Проверка рулевого управления

Проверять угловой свободный ход рулевого колеса необходимо при работе двигателя на режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо до начала поворота управляемых колес.

Проверку можно проводить с помощью приспособления мод К-402 (рис. 1). Угловой свободный ход рулевого колеса при работе двигателя не должен превышать 25°. Свободный ход следует проверять предварительно установив прямо передние колеса.

рПроверка свободного хода рулевого колеса приспособлением мод. К-402:1-пружинный динамометрис. 1

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, нужно проверить давление воздуха в шинах, регулировку подшипников колес, тяг рулевого управления и рулевого механизма, зазоры в шарнирах и шлицах карданного вала, так как все это влияет на работу рулевого управления.

При нарушении регулировки механизма рулевого управления или тяг узел надо отремонтировать.

При наличии увеличенных зазоров в карданных сочленениях более 2° надо заменить карданный вал. Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, следует проверить затяжку гайки упорных подшипников рулевого механизма.

Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо. При его наличии надо подтянуть гайку на нижнем конце вала, предварительно разогнув усики стопорной шайбы. После регулировки один из усиков загнуть в паз гайки. Момент вращения вала рулевого управления, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен 0,3…0,8 Нм.

Чрезмерная затяжка гайки с последующим ее отворачиванием для получения заданного момента вращения вала недопустима, так как может вызвать повреждение подшипника.

Для проверки рулевого механизма надо поставить передние колеса автобуса прямо так, чтобы рулевое колесо заняло среднее положение, отсоединить продольную тягу рулевого управления и измерить пружинным манометром 1(рис. 1), прикрепленным к ободу рулевого колеса, усилие в трех положениях.

Первое — рулевое колесо повернуто более чем на 2 оборота от среднего положения, усилие на ободе рулевого колеса должно быть в пределах 5,5…13,5 Н.

Второе — рулевое колесо повернуто на 3/4÷1 оборот от среднего положения, усилие не должно превышать 23 Н.

Третье — рулевое колесо проходит среднее положение, усилие на ободе рулевого колеса должно быть на 8,0÷12,5 Н больше усилия, измеренного при втором положении, но не должно превышать 28 Н.

Если усилия не соответствуют указанным, то нужно отрегулировать рулевой механизм. Рулевой механизм имеет две регулировки: внешнюю и внутреннюю.

Регулировку надо начинать с установки усилия на ободе рулевого колеса в третьем положении вращением регулировочного винта вала сошки, так как это не требует разборки рулевого механизма. При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, а при вращении против часовой стрелки — уменьшаться.

Несоответствие усилий на ободе колеса во втором положении вызывается повреждением деталей узла шариковой гайки, а в первом — теми же причинами, а также неправильным предварительным натягом упорных шариковых подшипников. Для регулировки усилия в первом положении нужно частично разобрать рулевой механизм для затяжки гайки упорных подшипников.

Читайте так же:
Регулировка сцепления логан и сандеро

Закончив проверку и регулировку рулевого управления, соедините рулевую сошку с продольной тягой и проверьте свободный ход рулевого колеса.

дроссель расходомер КИ-1097 (ДР-7О)рис. 2

Проводя проверку момента вращения рулевого колеса, необходимо помнить, что на качество работы рулевого управления существенно влияет момент вращения вала сошки.

При проверке момента вращения вала сошки на автомобиле следует:

1. Отсоединить продольную тягу с шаровым пальцем, запустить двигатель и прогреть систему гидроусилителя приблизительно до 50°С, затем установить рулевое колесо в среднее положение;

2. Зацепить динамометром за отверстие под шаровой палец в сошке и потянуть в любую сторону, сохраняя угол между динамометром и сошкой примерно 90°С. В этом случае динамометр должен показать не более 545 Н. Превышение этих величин может произойти вследствие выхода из строя ряда деталей. В этом случае рулевой механизм необходимо разобрать для детальной проверки и устранения дефекта.

Проверка отсутствия чрезмерного зазора в соединениях регулировочного винта и вала сошки

Для определения величины люфта в соединении регулировочного винта и вала сошки необходимо: отсоединить продольную рулевую тягу, повернуть рулевое колесо более чем на полтора оборота в каждую сторону от среднего положения, замерить осевое перемещение вала сошки относительно картера рулевого механизма с помощью индикатора, приложив необходимое осевое усилие к валу сошки. Если это перемещение в любом из двух положений превышает 0,2 мм, необходимо произвести частичную разборку рулевого механизма для определения причин повышенного зазора.

Проверка насоса и рулевого усилителя на автомобиле

На автомобиле проверку насоса, следует проводить с помощью щелевого дроссель-расходомера КИ-1097 (ДР-70), который устанавливается между насосом и шлангом высокого давления (рис. 2).

При вращении рукоятки дросселя 7 щель в гильзе постепенно перекрывается плунжером 11, вследствие чего в нагнетательной магистрали медленно нарастает давление. Расход рабочей жидкости, протекающей через проходное сечение щели гильзы при давлении 10 МПа и температуре 50±5°С, определяется по лимбу, на котором нанесена шкала с расходом масла. При объемном к.п.д. насоса менее 0,6 его необходимо отремонтировать.

С помощью этого прибора можно также определить давление срабатывания предохранительного клапана механизма рулевого усилителя.

ЗИЛ-5301.Регулировка упорных подшипников рулевого механизма

Для регулировки подшипников необходимо:

1. Отвернуть болты крепления верхней крышки и снять ее. Чтобы не повредить манжету и уплотнительное кольцо следует применять предохранительную оправку 4 (рис. 1) надетую на конец винта;

рСпособ запрессовки манжетыис. 1

2. Отвернуть болты крепления клапана управления;

3. Вывернуть с помощью специального ключа рулевой винт вместе с корпусом клапана управления на 10÷15 мм, чтобы корпус клапана свободно вращался на упорных подшипниках, не касаясь промежуточной крышки;

4. Проверить осевой люфт рулевого винта в шариковой гайке; если он превышает 0,2 мм, провести разборку рулевого механизма и заменить винтовую пару (запчасти комплект винт-гайка под номером 130-3401355).

Если осевой люфт рулевого винта не превышает 0,2 мм следует расконтрить гайку упорных подшипников и подтянуть ее так, чтобы момент проворачивания корпуса клапана относительно рулевого винта был 0,6÷0,85 Нм. Проверку момента можно вести пружинным динамометром, который зацепляется заодно из отверстий под болты корпуса клапана управления. В этом случае моменту 0,6÷0,85 Нм соответствуют показания динамометра 11÷15 Н.

Если вращение корпуса клапана управления относительно винта не плавное, надо отвернуть гайку, снять корпус и осмотреть состояние беговых дорожек упорных подшипников. При снятии корпуса соблюдать осторожность, чтобы золотник и все реактивные плунжеры остались на своих местах, так как они индивидуально подобраны на заводе. Заменить (в случае необходимости) упорные подшипники и установить на место корпус клапана управления. Установить подшипники необходимо так, чтобы их кольца большего диаметра были обращены к золотнику. Коническая дисковая пружина должна находиться между шарикоподшипником и гайкой, вогнутой поверхностью в сторону упорного подшипника.

После регулировки затяжки гайки ее буртик должен быть вдавлен без разрыва в паз винта.

После проведения этой регулировки рулевой механизм должен быть собран и проверен.

Регулировка зубчатого зацепления на автомобиле

Для регулировки зубчатого зацепления необходимо:

1. Отсоединить продольную тягу от сошки;

2. Ослабить гайку, закрепляющую регулировочный винт, расположенный в центральной бобышке боковой крышки рулевого механизма;

3. Отрегулировать зубчатое зацепление, вращая регулировочный винт ключом за квадратную головку. Необходимо иметь в виду, что при вращении винта по часовой стрелке натяг в зубчатом зацеплении будет увеличиваться;

4. После окончания регулировки затянуть контргайку моментом 40÷45 Нм, удерживая ключом регулировочный винт за его квадратную головку от поворота;

5. Проверить вторично моменты вращения рулевого колеса и присоединить продольную рулевую тягу.

Читайте так же:
Регулировка карбюратор мотоцикла днепр

Замена манжеты верхней крышки рулевого механизма на автомобиле

Замена манжеты верхней крышки может быть произведена на автомобиле при условии соблюдения чистоты рабочего места. Если это обеспечить невозможно, надо снять рулевой механизм с автобуса и произвести замену манжеты в мастерской.

Для замены манжеты верхней крышки необходимо:

1. Слить масло из системы гидроусилителя;

2. Отсоединить карданный вал рулевого управления;

3. Промыть в бензине корпус клапана управления и верхнюю крышку;

4. Отвернуть болты крепления верхней крышки и снять ее, соблюдая осторожность, чтобы не повредить наружную манжету. Закрыть чистой бумагой или салфеткой торец клапана управления;

5. Вынуть стопорное кольцо верхней крышки щипцами, извлечь шайбу, наружное уплотнение и манжету, затем промыть бензином установочное отверстие;

6. Смазать маслом наружную поверхность новой манжеты и запрессовать ее с помощью оправки 5 (см. рис. 1), установить наружную манжету и стопорное кольцо;

7. Проверить, вошло ли стопорное кольцо полностью в канавку верхней крышки;

8. Промыть собранную верхнюю крышку, заменить резиновое уплотнительное кольцо на ее торце. для того, чтобы резиновое кольцо при установке крышки не выпало, рекомендуется смазать его консистентной смазкой (допустима установка верхней крышки со старым резиновым кольцом, если оно находится в удовлетворительном состоянии);

9. Снять защитную бумагу или салфетку с торца клапана управления и промыть его бензином, не допуская попадания грязи внутрь механизма.

оправки для предохранения манжетрис. 2

10. Надеть на конец винта рулевого управления оправку 4 (см. рис. 2), предохраняющую манжету от повреждения кромками паза винта;

11. Соблюдая все меры предосторожности от попадания грязи, установить верхнюю крышку на место и затянуть болты крепления, момент затяжки — 21÷28 Нм;

Ремонт ГУРа своими руками

В первую очередь хочу выразить благодарность всем тем, кто помогал мне советами на хорошо известных автомобильных ресурсах.
Итак, в целях экономии(фиг знает, уже сомневаюсь, что я что то сэкономил))) решил полностью перебрать весь гур самостоятельно, ибо эта сопливая лейка вконец меня достала.
Для ремонта были преобретены:
1.Втулка вала сошки(год уже валялась) 200руб
2.Ремкомплект Гур Зил 4331 1090 руб
3.Развертка 42мм 1222 руб
4.Насадка лепестковая на дрель 50мм 380 руб

Процесс разборки не снимал, думаю тут и знатный рукожоп справится, ибо ломать не строить)
Сложности возникли на этапе доставания старой втулки, мне посоветовали выточить выколодку у токаря. Но увы, знакомых токарей нет, а те что по объявам работают обещали в течении недели, что меня не устроило.
Сделал проще, надпилил старую втулку по одной стороне и черенком лопаты в пару ударов выбил ее(делать очень осторожно, что бы не повредить поверхность под втулкой

Притащил весь гур домой, разобрал и отмыл его в ванной до блеска как яйца у котов(да простит меня жена за срач)))

Далее возникла проблема как же забить новую втулку(корячился часа 2). И снова мне посоветовали выточить выколодку. Ну этот этап уже пройден и не подходит нам, и тут приходит нам на помощь элементарная физика.Кидаем втулку в морозилку на пол часа, там она сжимается и как бы усыхает( слово то какое!простите мой словарный запас), заранее нужно снять фаску. Далее она без проблем забивается молоточком через деревянную проставку.

После надо пройтись разверткой, но оказалось что она нафиг не нужна, ибо развертка ровно на 42 мм, а вал сошки 42,7-42,8 мм, да и диаметр самой втулки больше чем развертка.
Короче купил я вот такую насадку на дрель

Шлифовать до тех пор, пока вал сошки от руки не начнет туго заходить.

Далее достаем ремкомплект фирмы Белремкомплект
Купил я его за 1090 руб. Сальники в нем фирмы NAK по виду очень качественные, время покажет.Кольца эластичные мягкие(один фиг Китай).Порадовали металлические кольца, толстые и прочные(а не те жестяночки что в обычных ремкомплектах. сфоткать не догадался, а жаль)

Установка сальников и резиновых колец думаю и так всем понятна, фоткать сей неинтересный процесс не стал.
В комплекте так же шли пыльники на вал сошки и на рулевой вал

Собираем все обратно, и ставим на место

Прокачку ГУР прошел успешно(были некоторые сложности, масло из бачка не хотело поступать в магистраль, пришлось крутить стартером шоб насос работал). Течи не выявлено. Но как он себя покажет на дороге и под грузом еще только предстоит выяснить.
Еще раз всем спасибо за советы!
Удачи вам на дорогах!
З.Ы. как всегда починил одно-вылезло другое))))
завтра буду менять трубку от компрессора на регулятор давления-сгнила, о чем отчитаюсь))))
З.Ы.З.Ы деньги деньгами, а опыт бесценен!(а мог бы просто отдать на переборку)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector