Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология обслуживания: настройка тормозов на велосипеде типа MTB

Технология обслуживания: настройка тормозов на велосипеде типа MTB

Уровень безопасности, в большей мере определяющийся состоянием тормозной системы, зависит не только от класса используемых компонентов, а и от частоты осмотра и периодичности подналадки узла. Несмотря на сложность его конструкции, обслуживание вполне доступно для каждого, кто интересуется велотехникой.

О чем эта статья:

Типы тормозов и особенности их регулировки

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

На велосипедах горного типа нашли применение три типа тормозных модулей:

  • ободные (V-Brake);
  • дисковые с механическим приводом;
  • дисковые с гидравлическим приводом.

Как и в случае с переключателями желательно, чтобы настройке тормозов с тросовыми приводами на велосипеде предшествовал детальный осмотр элементов управляющей магистрали – тросика и рубашки. Перед настройкой дисковых тормозов с гидравлическим приводом рекомендуется осмотреть гидролинию на предмет различных повреждений и, при необходимости, заменить ее с последующей прокачкой системы.

Наладке всех тормозных систем в отдельных случаях предшествует настройка управляющей ручки (с помощью регулировочных винтов, находящихся в корпусе изделия). Цель операции – поиск оптимального усилия сопротивления и благополучного месторасположения относительно руля.

Наладка бюджетной системы: как правильно отрегулировать на велосипеде тормоза типа V-Brake

Настройка тормозов на велосипеде

Идеальные в условиях полевого ремонта и дешевые в эксплуатации V-Brake настраиваются в четыре перехода. Причем, соблюдение их последовательности крайне важно.
Перед тем, как отрегулировать тормоза на велосипеде, следует отсоединить подводящую рубашку от правого (для переднего тормоза) или от левого рычага (для заднего) путем одновременного оттягивания металлической направляющей троса и притягивания тормозного рычага к ободу.
1. Поиск оптимального расположения колодок относительно обода — производится в следующей последовательности (колодки регулируются попеременно):

  • при помощи шестигранника ослабляется винт крепления колодки к рычагу;
  • колодка плотно прижимается к ободу;
  • производится поиск оптимального расположения колодки – ее внешняя и внутренняя грани должны быть корадиальны окружности колеса;
  • колодку слегка притягивают к рычагу.

2. Отладка расположения рабочей плоскости колодки.
В настройке рычажных тормозов на велосипеде данному переходу отводится особое внимание: необходимо добиться, чтобы передний край колодок касался обода раньше заднего. Для этого под задний край колодки подлаживают какой либо твердый предмет толщиной 1-1,5 мм и прижимают ее к ободу. После чего окончательно затягивают фиксирующую гайку. Далее повторяют переход для второго рычага.

3. Центровка положения рычагов (подбор усилия пружин рычагов)
Задача – обеспечить одновременное прилегание колодок к ободу. Регулирующие элементы – винты, расположенные на левом и правом рычагах, возле места посадки последних на вилку. Цикл подготовки к наладке включает следующие переходы:

  • установить направляющий угольник тросика в держатель трубки на рычаге;
  • если трос отсоединялся, необходимо его зафиксировать соответствующим винтом на рычаге.

Содержание операции по вопросу как отрегулировать усилие пружин тормозов на велосипеде следующее:

  • зажимая тормозную ручку, отслеживается момент соприкосновения колодок с ободом;
  • на рычаге с колодкой, которая коснулась раньше, необходимо усилить пружину, завернув соответствующий винт (можно ослабить пружину на втором рычаге).

4. Настройка расстояния стационарного расположения колодок от обода колеса (выбор оптимального натяжения троса)
Задача этапа – наладить остроту работы тормозного механизма. Операция производится в следующей последовательности:

  • регулировочный барабан заворачивается практически до упора (можно оставить 2-3 витка резьбы);
  • отворачивая винт крепления троса к тормозному рычагу, слегка натягивая его и снова заворачивая фиксирующий болт, отыскивается оптимальное расстояние между колодками и ободом (1-2 мм);
  • при необходимости незначительного увеличения/ уменьшения остроты торможения достаточно отвернуть/ завернуть барабан.

Последняя настройка тормозов на велосипеде(пункт 4) во многом зависит от правильности формы обода. При наличии небольшой восьмерки необходимо отыскивать оптимальное положение, при котором колодки не будут подтирать обод. При езде по ухабам или ямам на высокой скорости следует как можно чаще проверять эту настройку.

Средний уровень: настройка на велосипеде дисковых тормозов с механическим (тросовым) приводом

Перед наладкой любых дисковых тормозов следует проверить:

Как настроить тормоза на велосипеде

  • точность установки оси колеса в дропаутах (посадочных местах) и усилие зажатия втулки в раме/ вилке;
  • равномерность затяжки тормозного диска (ротора) и корпуса тормозного узла;
  • отклонение формы ротора от вертикальной плоскости (при необходимости выровнять ротор разводным ключом).

Технология, включающая пункты, как отрегулировать дисковые механические тормоза на велосипеде, состоит в следующем:

  • отсоединить приводной тросик от тормозной машинки (калипера);
  • отпустить два винта крепления калипера к корпусу тормозного узла;
  • выдвинуть неподвижную колодку (располагается ближе к спицам колеса) с помощью болта, расположенного с внутренней стороны калипера;
  • прижать калипер так, чтобы статичная колодка соприкасалась с ротором;
  • завернуть винты крепления калипера к корпусу тормозного узла (внимание – плоскость колодки не должна сместить от плоскости ротора);
  • вращая соответствующий винт, добиться минимального зазора между неподвижной колодкой и ротором;
  • вращая рычаг, к которому крепится трос, удостовериться, что в зажатом положении ротор не перекручивается, а равномерно изгибается по направлению к статичной колодке (в случае несоблюдения требования, следует повторить настройку калипера);
  • установить и зафиксировать трос.

После выполненной настройки рабочего узла дисковых тормозов следует отрегулировать момент схватывания, вращая регулировочные барабаны возле тормозной ручки и калипера.

К сведению. На грамотно отрегулированном узле замедления центральное вертикальное сечение тормозного ротора должно лежать в одной плоскости с прорезью калипера.

Профессиональный уровень: как настроить на велосипеде дисковые тормоза с гидравлическим приводом

Наладка дисковых тормозных механизмов с гидравлическим приводом гораздо проще в реализации, в отличие от замедляющего модуля дискового типа с использованием в качестве передающего усилие элемента троса. Настройка происходит в следующей последовательности:

Читайте так же:
Регулировка клапанов на активе

Как самостоятельно отрегулировать тормоза на горном велосипеде

  • ослабить винты крепления калипера к скобе;
  • зажать тормозную ручку;
  • сделать попытки проворота колеса вперед-назад, отцентровав таким образом положение калипера;
  • завернуть винты крепления тормозной машинки;
  • в случаях, когда проводилось обслуживание цилиндров/ поршней или устанавливается новая машинка, необходимо подвести колодки к ротору на рабочее состояние, резко нажимая на ручку управления модулем 15-20 раз.

При осуществлении операции, могут возникнуть проблемы и вопросы, как настроить тормоза на велосипеде с гидролиниями, выраженные в следующем:

  • при вращении ротор задевает одну из колодок – необходимо слегка сместить калипер в сторону трущейся колодки;
  • при вращении ротор задевает обе колодки – необходимо их удалить от диска, слегка выкрутив регулировочный шестигранник на тормозной ручке (он же определяет момент схватывания колодок с диском);
  • при нажатии на ручку поршни выдвигаются неравномерно – необходимо снять модуль, задвинуть выдвигающийся своевременно поршень с помощью пластины или отвертки и, зафиксировав его, аккуратно выдвинуть заклинивающий поршень, нажимая на тормозную ручку, и произвести его чистку;
  • поршни не возвращаются в исходное положение – необходимо произвести чистку всей системы;
  • тормозная ручка проваливается – необходимо прокачать систему (при наличии пузырьков) или заменить гидролинию (при наличии протечек).

Резюме

1. Решение задачи «как отрегулировать двухрычажные ободные тормоза на велосипеде» заключается в поиске оптимального расположения колодки относительного обода (корадиальность и последовательное прикосновение сперва переднего края, затем заднего), настройке одновременного прилегания к ободу.

2. При настройке дисковых тормозов с механическим и гидравлическим приводами необходимо сделать так, чтобы колодки были равноудалены от ротора и располагались в параллельных диску плоскостях. На тросовых дисковых тормозных модулях необходимо следить, чтобы диск изгибался равномерно по направлению к статичной колодке.

3. Завершающей стадией настройки любой тормозной системы является регулирование остроты работы модуля (расположение момента схватывания в зависимости от положения ручки управления).

Настройка тормозов

При условии правильной установки и настройки, ободные V-brake тормоза демонстрируют высокое качество работы, точность и мощность тормозного усилия. Колодки, и все необходимы запчасти, отличаются низкой стоимостью и доступностью в любом велосипедном магазине.

tormoz-obod1.jpg

Мы рекомендуем проводить замену колодок, ориентируясь на состояние канавок для стока грязи. Ободные тормоза чувствительны к загрязнениям, если грязь перестаёт эффективно удаляться, существенно падает мощность тормозного усилия.

По тому насколько симметричен износ обеих колодок, можно определить правильность установки и регулировки тормоза. Если рабочая поверхность стирается неравномерно, необходимо провести регулировку колодок.

1. Ослабьте винт, удерживающий тормозной трос, разведите тормозные рычаги. Даже не снимая колесо, у вас появится удобный доступ к колодкам.

tormoz-obod2.jpg

2. Снимите старые колодки и установите новый комплект. Не нарушайте последовательность установки шайб, используемых для регулировки положения колодок.

3. Регулировочный барабан, установленный на тормозной рукоятке, в месте соединения с тросиком, необходимо закрутить до упора, а потом открутить на один полный оборот. В дальнейшем, это понадобится для точной регулировки положения колодок.

4. Установите и закрепите тормозной тросик. Расстояние между колодками и ободом должно составлять 2 мм.

5. Установите колодки параллельно ободу. Пара сферических шайб позволят регулировать угол установки колодки во всех плоскостях. Колодки должны быть установлены без перекоса, приводящего к неравномерному износу.

tormoz-obod3.jpg

6. С силой нажмите на тормозную ручку, прижав колодки к ободу. В этом положении затяните гайки фиксирующие колодки.

7. Несколько раз нажмите на тормоз, наблюдая за тем, как сходятся тормозные рычаги. Они должны двигаться симметрично, прижимая колодки к обеим сторонам обода. Если этого не происходит, отрегулируйте положение рычагов с помощью регулировочных болтов.

tormoz-obod4.jpg

Настройка дисковых механических тормозов

Дисковые механические тормоза – простая и надёжная система, часто встречающаяся на велосипедах всех ценовых категорий. В отличие от ободных собратьев, они не боятся загрязнений рабочей поверхности диска, развивая максимальное тормозное усилие в любых условиях.

В суппорте устанавливается пара тормозных колодок, одна из которых прижимается к тормозному диску, при нажатии на рычаг тормоза. Вторая – неподвижная. Её положение устанавливается шестигранным ключом или вручную.

Avid-function-1024x1024.jpg

1. Полностью закрутите, а затем, открутите на один полный оборот, барабан, установленный в месте соединения тормозного троса и рукоятки тормоза. Это потребуется для дальнейшей настройки тормозов.

2. Снимите тормозной трос с калипера.

3. Ослабив крепёжные болты, найдите положение, в котором колодки параллельны поверхности тормозного диска, соблюдая соотношение зазоров, указанных на рисунке:

H3b37.jpg

4. Установите и зафиксируйте тормозной трос на калипере. Настройте положение неподвижной колодки с помощью ключа или вручную.

5. При необходимости, подрегулируйте положение подвижной колодки с помощью изменения натяжения тросика. Это можно сделать, вращая барабан на тормозной рукоятке. В процессе эксплуатации, при износе колодок и растяжении тросика, подтягивайте барабан, сохраняя минимальный холостой ход ручки тормоза.

Настройка дисковых гидравлических тормозов

Самый современный тип велосипедных тормозов, ранее устанавливаемый только на профессиональные велосипеды, а сейчас получивший широкое распространение. В отличие от механических тормозов, гидравлика отличается простотой установки и обслуживания, отсутствие растягивающегося тросика позволяет обходиться без частой настройки.

Читайте так же:
Регулировка форсунок мтз 80 без стенда

hydro-brake-function.jpg

Для настройки гидравлического тормоза, ослабьте болты удерживающие суппорт на раме велосипеда, и несколько раз сильно нажмите на рычаг тормоза. Равномерно выдвигающиеся колодки сами отцентрируют калипер, относительно тормозного диска. Не отпуская ручку, затяните крепёжные болты.

Расстояние между колодками и поверхностью тормозного диска должно быть одинаковым с обеих сторон. Если одна из колодок выдвигается на большее расстояние, ослабьте фиксирующие болты, и вручную скорректируйте положение калипера. Неравномерный выход колодок, обычно связан с загрязнением тормозов и может наблюдаться при длительной эксплуатации. В этом случае, мы рекомендуем провести чистку и техническое обслуживание тормоза, в велосипедной мастерской.

Выбираем тормоза для велосипеда

Очевидно, велосипедные тормоза — это нечто большее, чем просто знание того, что они делают. Существуют также различные типы велосипедных тормозов, о которых вам нужно знать, чтобы выбрать правильную модель для установки на свой велосипед или для того чтобы сделать правильный выбор при покупке нового велосипеда.

Велосипедные тормозные системы в действии: понимание механизма

Все тормоза, независимо от типа, имеют схожую концепцию работы. По крайней мере, у каждого тормоза есть колодка, которая создает трение на тормозной поверхности колеса велосипеда. Когда вы нажимаете на тормоз, колодка контактирует с поверхностью колеса, создавая трение, которое снижает скорость велосипеда и в конечном итоге приводит к его остановке.

Для лучшего эффекта трения всегда нужно следить за тем, чтобы тормоза были в хорошем состоянии. Обода, колодки и тормозные диски должны быть чистыми и в хорошем состоянии, поэтому так важно иногда обслуживать свой велосипед.

Какие бывают разновидности велосипедных тормозов?

Виды тормозов для велосипеда

В основном, велосипедные тормоза разделяются на 3 основных типа:

  • Ободные тормоза
  • Дисковые тормоза
  • Барабанные (роллерные) тормоза

Рассмотрим подробнее каждую группу тормозов и все плюсы и минусы данных конструкций.

Ободные велосипедные тормоза

Традиционно, ободные тормоза являются наиболее распространенными в велоспорте. Согласно истории, они датируются 1817 годом, когда Карл Дрейс изобрел поворотный тормоз, который приводился в действие нажатием на рычаг.

Чтобы было ясно, ободные тормоза довольно просты по конструкции и характеристикам, они все еще связаны с той же древней рабочей концепцией с момента их появления.

Есть минимум 4 причины любить ободные тормоза. Они экономичны, просты в использовании, доступны по цене и легки. И хотя, они требуют регулярного обслуживания, но при этом за ними совсем не сложно ухаживать и самому.

На данный момент существует 5 основных типов ободного тормоза.

Принцип действия у всех примерно похож: тормозные колодки зажимают с двух сторон обод велосипедного колеса как тиски. Но есть и свои отличия, в основном это конструкция ободного тормоза и дисциплина использования.

Разновидности ободных велосипедных тормозов:

1. Ободной тормоз типа V-brake.

Самые распространённый вариант ободных тормозов- это тормоза V-brake.

Векторные тормоза, V-brakes, «вибрейк», — наиболее распространенная на сегодня модель ободного тормоза, V-образное крепление рычагов (плечей) с тормозными колодками.

2. Ободные тормоза U-brake.

Тормозные рычаги перекрещиваются между собой в форме буквы «U» и конструкция отличается от тех же V-brake.

3. Кантилеверные тормоза.

Это уже уходящая модель, предшественник V-brake. Сейчас встречается на цикло-кроссовых велосипедах и хороши из-за большого грязевого зазора, также встречаются на некоторых моделях bmx.

4. Клещевой ободной тормоз.

В основном этот тип последние годы используется в профессиональных гонках на большинстве шоссейных велосипедов. Из плюсов — удобное крепление под один болт, низкий вес и более мощное и симметричное тормозное усилие колодок.

5. Гидравлические ободные тормоза.

Самые мощные ободные тормоза. Кардинальное отличие — два тормозных поршня, которые приводятся в движение тормозной жидкостью и работают абсолютно симметрично с обеих сторон обода. Такие тормоза дают вам максимальный контроль над тормозным усилием (вы контролируете тормозную ручку и силу сжатия до доли миллиметра). Тормоза данного типа способны разжать и согнуть велосипедную раму, поэтому зачастую вместе с тормозом ставят специальное усиление в виде подковы на раму (чтобы повысить жесткость и прочность рамы). Крепление под ободную гидравлику очень редко встречается на рамах и в основном такие тормоза используют в вело-триале.

Самая известный бренд из ободной гидравлики — это Magura.

Плюсы и минусы ободных велосипедных тормозов

Плюсы ободных тормозов:

  • Невысокая нагрузка на спицы и втулку из-за равномерного распределения нагрузки по ободу колеса.
  • Нагреваются гораздо меньше, чем дисковые тормоза, благодаря большей площади самого обода, чем у тормозного ротора.
  • Очень простая и понятная настройка тормоза, его можно починить и настроить прямо в пути.
  • Низкий вес, что бывает очень важно в некоторых велодисциплинах.
  • Низкая цена. Хорошие ободные тормоза всегда будут тормозить лучше и стоить существенно меньше, чем самые простые китайские дисковые тормоза.
  • Торможение ухудшается, если на обод велосипедного колеса попадает масло, грязь, вода, песок или снег. Может появляться «провал» в торможении на несколько секунд.
  • Небольшое искривление колеса может приводить к притиранию колодок и постоянному торможению. Это довольно частая проблема при образовании на ободе велосипеда «восьмёрки».
  • Требуют более частой замены тормозных колодок, если сравнивать с дисковым тормозом.
Читайте так же:
Как регулировать форсунки мтз

Дисковые велосипедные тормоза

Изначально дисковые тормоза, с небольшими изменениями, пришли в велосообщество после автомобилей и мотоциклов. В зависимости от типа привода тормозной машинки они делятся на механические и гидравлические, бывают также и комбинированные варианты тормоза.

Дисковые велосипедные тормоза

Устройство дисковых велосипедных тормозов

Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрученного к втулке колеса (центральная часть), и тормозной машинки (калипер), внутри которой размещены тормозные колодки.

  • Тормозные роторы (диски) бывают разного диаметра. Чем больше будет диаметр тормозного ротора, тем более эффективно будет работать тормоз. Также есть 2 разных типа крепления ротора ко втулке. CenterLock и стандартное крепление под 6 болтов.
  • Калипер (тормозная машинка) крепится на вилку или на раму велосипеда. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые зажимают тормозной ротор одним или несколькими поршнями с обеих сторон.
  • Тормозные колодки могут состоять из разных металлов в виде прессованной стружки или из органического материала. Колодки с металлическим составом будут дольше притираться к обода, пока они новые и сами по себе более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстрее стираются и обеспечивают более плавное торможение.
Разновидности дисковых велосипедных тормозов

1. Дисковые механические тормоза.

Отличительная особенность дисковой механики — тормозное усилие всегда передаётся на тормозную машинку через тормозной трос.

Тормозной трос

Одна тормозная колодка как правило стоит на месте, а вторая тормозная колодка работает на зажатие диска, путём вращения по резьбе за счёт натяжения тормозного тросика. Из-за ассиметричного зажатия тормозного диска, дисковые механические тормоза страдают неравномерным распределением тормозного усилия и могут застопорить ваше колесо раньше ваших ожиданий.

Дисковый тормоз механический

Существуют также и модели механических дисковых тормозов, где тормозной диск зажимается сразу двумя тормозными колодками одновременно, но сам механизм всё равно приводится в действие от тормозного тросика.

2. Дисковые гидравлические тормоза.

Дисковые гидравлические тормоза

В отличие от дисковой механики, дисковые гидравлические тормоза обеспечивают более мощное тормозное усилие, более плавное и равномерное торможение, и контроль тормозного усилия до доли миллиметров с тормозной ручки.

Дисковая гидравлика приводится в действие за счёт тормозной жидкости — как правило это минеральное масло или тормозная жидкость DOT.

Тормозные ручки также отличаются от дисковой механики — тут уже будет полностью герметичная система с жидкостью внутри а также поршень (встроен в тормозную ручку), который давит на жидкость в тормозной гидролинии.

Ручка гидравлического тормоза

Сами калиперы (тормозные машинки) также имеют кардинальные отличия от механических тормозов — тут уже две активных тормозных колодки, которые одновременно и с одинаковой силой зажимают тормозной диск сразу с двух сторон. В стандартных гидравлических тормозах каждая тормозная колодка приводится в действие своим тормозным поршнем — всего получается 2 тормозных поршня (двухпоршневые велосипедные тормоза).

В дорогих и самых мощных тормозах идёт 4 тормозных поршня — на каждую тормозную колодку по 2 поршня. Такие велосипедные тормоза называют- четырёхпоршневые.

Если обобщать впечатление о дисковых гидравлических тормозах для простых читателей, то можно сказать, что вы получаете максимальный контроль при нажатии на тормоз, равномерное распределение тормозного усилия и максимальную силу торможения, если она требуется.

Гибридные дисковые тормоза для велосипеда

Механико-Гидравлические велотормоза появились сравнительно недавно. Такие тормоза встречаются пожалуй реже всего. Из названия не сложно догадаться что это будет гибрид дисковой механики и гидравлики. Суть в том, что от руля идёт стандартная тормозная ручка или чаще «пистолеты» под механику (если руль загнут как у шоссейника), с самыми обычными рубашками и тормозными тросиками внутри них, а сама тормозная машинка (калипер) уже идёт гидравлический. Обычно так делают ради экономии бюджета. Если купить гравийный или шоссейный велосипед с пистолетами под механический тормоз, а потом вдруг загореться желанием сделать апгрейд тормозов, то придётся занести в магазин хорошую сумму не только за сам тормоз, но и за новые тормозные ручки под гидравлику. А стоят пистолеты под гидравлику очень недёшево.

Гидромеханические дисковые тормоза
Плюсы и минусы гибридных дисковых тормозов на велосипеде

К плюсам всех дисковых тормозов можно отнести неприхотливость ко всем погодным условиям, а также хорошее торможение даже с кривыми, повреждёнными, и грязными колёсными ободами.

  • Стоимость значительно больше, чем у ободных тормозов
  • Большой вес
  • Перегрев колодок (некоторые колодки имеют дополнительное охлаждение)
  • Нагрузка на втулки и спицы в колёсах

Барабанные или «педальные» тормоза

Данный тип тормоза можно назвать аналоговым устройством в цифровом мире. Сейчас такие тормоза можно найти или на детских велосипедах, или на самых простых взрослых городских велосипедах, которые используются только для спокойной езды.

Педальный тормоз

Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной или педальный тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к тормозному барабану внутри втулки. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение.

Есть ряд преимуществ тормозов барабанного типа:

  • Педальный тормоз работает одинаково хорошо как в дождь, так и в сухую погоду.
  • Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
  • Обычно требуют меньше обслуживания, чем тормоза любого другого типа.
  • От руля нет проводов, что делает его аккуратным и простым.
  • Отсутствие тросов и дополнительных механизмов особенно выгодно для складных или разборных велосипедов.
  • Барабанные или «ножные тормоза» могут быть хорошим выбором для велосипедистов-инвалидов, у которых например недостаточно силы рук для пользования стандартными ободными или дисковыми тормозами.
  • Велосипед с барабанным (педальным) тормозом может двигаться назад без вращения шатунов (полезно в акробатических велосипедах).
Читайте так же:
Регулировка клапанов зазор рокерах

Но к сожалению преимущества не перебивают все недостатки и минусы ножного тормоза, смотрите сами:

  • Ножные тормоза затрудняют начало движения на велосипеде, а также торможение. Нужно всегда заранее готовиться к торможению.
  • Препятствуют использованию зажимных педалей или зажимов для ног и ремней, поскольку нет простого способа повернуть педали в исходное положение.
  • Довольно часто вызывают занос, что приводит к чрезмерному износу шин.
  • Когда педальные тормоза выходят из строя (например в результате обрыва цепи) они выходят из строя внезапно и полностью.
  • Склонны к перегреву и выцветанию при использовании в горных районах.
  • Педальный тормоза внутри ступицы с внутренним зацеплением усложняет механизм и сокращает возможности смазки.
  • Несовместим с переключателем передач или натяжителем цепи.
  • Слишком много велосипедов оснащены только ножным тормозом, поэтому на случай отказа тормозной системы, ваш велосипед остаётся вообще без тормозов.
  • Велосипед не будет управляться так хорошо, как с ободными или дисковыми тормозами, из-за отсутствия холостого хода педалей назад.
  • Имеют большой вес.

С какими тормозами покупать велосипед? Советы продавца

По сути, вам совсем не обязательно вникать во все нюансы и модели велотормозов, при выборе нового велосипеда в магазине, но мы дадим вам пару советов, на которые стоит обратить ваше внимание в магазине:

Все про тормоза велосипеда

Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:

  • ободные;
  • дисковые;
  • барабанные (педальные);
  • роллерные;

Ободные тормоза

Этот тормоз прост, как сам велосипед: грубо говоря, это по два рычага с резиновыми колодками, прикрепленные на перьях вилки и заднего треугольника, сходящихся под действием троса, который в свою очередь выбирается ручкой на руле.

ободные тормоза

Типы ободных тормозов

Система настолько же проста, насколько и эффективна. Такой механизм практически не может поломаться и легко поддается регулировке. Существует несколько типов ободных тормозов:

V-Brake тормоза

Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов.

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надежен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.

Преимущества ободных тормозов

  • Простая и эффективная конструкция
  • Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
  • Невысокая цена.
  • Невысокая нагрузка на спицы и втулку.
  • Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза.
  • Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях.

Недостатки ободных тормозов

  • Ухудшение работы в грязь и мокрую погоду, это приводит к опасным ситуациям.
  • Если обод кривоват (восьмерка), тормоза будут цеплять его.
  • Колодки тормоза требуют относительно частой смены.
  • Невозможность установки на многие рамы и вилки.
  • Более быстрый износ обода. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно.
  • стирание колодок и обода, нагрев при длительном торможении.
  • С V-brake тормозами невозможно использовать очень широкие покрышки.

Отчего же эти надежные тормоза постепенно вытесняются дисковыми даже в нише бюджетных велосипедов? Давайте посмотрим.

Дисковые тормоза

Дисковый тормоз представляет собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса, как правило, с левой стороны, и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками — суппорта.

Дисковые тормоза делятся на 2 типа:

  1. Механические. Тормозное усилие передаётся с помощью тросика в рубашке.
  2. Гидравлические. Тормозное усилие передается жидкостью по гидролинии.

Устройство дисковых тормозов

Тормозной диск (ротор) прикреплен к втулке колеса, и тормозное машинке (калиперу), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

механические тормоза

Особенности механического тормоза

  • усилия от ручки передаются на трос;
  • трос подтягивается;
  • тормозная колодка перемещается в калипере;
  • под действием возвратной пружины она отскакивает от диска при ослаблении рычага.
Читайте так же:
Регулировка топливного насоса ямз 238 своими руками

гидравлические тормоза

Особенности гидравлического тормоза

  • бачок с тормозной жидкостью или маслом;
  • гидролиния;
  • ведущий приводной цилиндр;
  • тормозные поршни.

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Во многих механических дисковых тормозах подвижна только одна колодка, вторая же закреплена неподвижно относительно рамы. Это позволяет упростить и удешевить калипер, но приводит к необходимости по мере износа подтягивать неподвижную колодку. В гидравлических тормозах подвижны обе колодки.

Преимущества дисковых тормозов

  • Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязи, на снегу.
  • Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией.
  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Можно использовать со слегка искривленной геометрией колеса, «восьмерки» не влияют на работу тормозов.
  • Дисковые тормоза редко требуют обслуживания.
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Большой срок службы колодок.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Можно использовать в жестких условиях.

Недостатки дисковых тормозов

  • Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам.
  • Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной. Важно в некоторых дисциплинах.
  • Цена выше, чем у ободных тормозов.
  • Далеко не все модели лучше хороших ободных тормозов при большей цене;
  • Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существует методика удаления масла прокалкой длительным торможением).
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

Выбор между механическими и гидравлическими дисковыми тормозами

Дисковые тормоза с механическим приводом дешевле и проще, поэтому подойдут тем, кто выбирает бюджетную модель велосипеда.

катание на велосипеде по городу и в горах

Область применения механики и гидравлики

Гидротормоза требуют наличия специализированной мастерской для ремонта гидролинии, прокачки, замены комплектующих. Есть смысл их брать, когда мастерская находится поблизости, чтобы обратиться туда за помощью.

Гидравлику лучше использовать в особо жестких условиях, где сила, точность и скорость торможения выносятся на передний план.

Если бюджет позволяет — берите гидравлику, ощущения от качественного торможения сложно описать словами, очень позитивные эмоции!

Барабанные тормоза

Механизм тормозов находится в задней втулке колеса, при этом сама втулка или её специальная часть является барабаном, а тормозные колодки, находящиеся внутри, при торможении распираются и зажимают тормозной барабан.

Могут иметь как ручной, так и ножной привод. В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытеснены по причине большой массы и прихотливости; ножные барабанные тормоза по-прежнему используются в дорожных и городских велосипедах с одной передачей или с планетарным механизмом переключения передач.

Преимущества барабанных тормозов

  • Малообслуживаемые и неприхотливые. Обслуживание достаточно редкое, хотя и требует определённого навыка.
  • Не подвержены влияниям воды, грязи, снега, масла и погодных условий на торможение.
  • Отсутствие износа обода.
  • Возможно ехать с искривленной геометрией колеса («восьмеркой»).

Недостатки барабанных тормозов

  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» — когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Роллерные тормоза

Роллерные тормоза (роликовые, кулачковые), фактически, являются барабанными (но не колодочными) тормозами, но имеют несколько иной принцип прижатия роликов-«колодок» к барабану.

роллерные тормоза

Схематически механизм представляет собой такую же конструкцию как и внутренний (подколодочный) кулачковый механизм колодочного барабанного тормоза; либо развёрнутый против основного направления вращения роликовый кулачковый фрикцион муфты свободного хода.

Преимущества роллерных тормозов

  • Мощные.
  • Полная независимость от пыли, грязи, воды и снега.
  • Отсутствие износа обода.
  • Возможность длительной работы без регулировок и настроек.
  • Можно ехать с искривленной геометрией колеса.

Недостатки роллерных тормозов

  • Большая масса.
  • Высокая цена.
  • Невозможно установить на некоторые амортизационные рамы.
  • Возможно прокручивание колеса назад при нажатом тормозе.
  • Плохо распространены (в том числе и в России). Отсюда и сложности в приобретении.

Так какие же тормоза выбрать?

Какие тормоза лучше – ободные или дисковые – зависит от цены, предназначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях ставятся ободные, на более дорогих – дисковые тормоза. Супер-навороченные велосипеды оснащаются гидросистемой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подойдут V-brake, для нестандартных поездок надежнее приобрести велосипед с дисковыми тормозами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector