Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно

Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно?

Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно?

Имею собственный, печальный опыт, неправильной установки диска маховика, когда всё собрал и при первом пуске сцепление напрочь отсутствовало, да ещё и звуки скрежета были слышны. Пришлось заново снимать коробку и менять стороной диск. Технически произошло вот что:

Ступица диска упёрлась в опорный подшипник маховика, а демпферные пружины в болты крепления маховика. Из-за этого между диском и маховиком образовался зазор в несколько миллиметров (правильно — рабочая часть диска сцепления должна плотно прилегать к рабочей поверхности маховика)

Корзина с обратной стороны надавила на диск, что привело к тому, что диск зажало между корзиной и маховиком. Даже при выжиме сцепления, выжимной подшипник не справлялся со своей работой, и диск сцепления оставался зажатым, но передача крутящего момента происходила от двигателя через зажатую ступицу и корпус демпферных пружин.

Что же делать, чтобы не ошибаться при установке диска сцепления. Есть три способа:

1) Некоторые производители маркируют стороны диска, куда какая должна смотреть, надписями на корпусе демпферных пружин. В зависимости от страны предназначения или производства, слова будут на разных языках.

Сторона КПП маркируется такими словами — GEARBOX SIDE, PP, Getriebeseite, GB SIDE, TRANS SIDE, T/M SIDE

Сторона ДВС маркируется такими словами — COTE VOLANT, FLYWHEEL SIDE, ENGINE SIDE, MOTOR SIDE, FW SIDE, SCHWUNGRAD-SEITE

2) Опытным путём, т.е. приложите диск разными сторонами к маховику и посмотрите, какая сторона лучше ляжет по всей поверхности, и ничем цепляться не будет. Но этот вариант может повести по ложному пути, так как некоторые диски сцепления имеют практически одинаковый вынос ступицы и не зависимо от стороны прилегания, цепляться не будет.

3) Самый хороший способ определить сторону, когда нет маркировки, это осмотреть сам диск сцепления, лучше всего использую мерительный инструмент (штангенциркуль — колумбик)

Вот сторона со стороны КПП, должна плотно лечь на корзину, как видите, с этой стороны ступица выпирает.

А в корзине есть специальный проём под корпус демпферных пружин, да и сами пружины процентов на 75 вынесены именно в сторону корзины (КПП)

А вот со стороны ДВС ,пружины выпирают меньше, процентов на 25, корпус посажен почти заподлицо с рабочей частью (фередо), ступица практически не выпирает.

Кстати вот она надпись "FLYWHEEL SIDE", означающая, что сторона направлена к маховику (двигателю)

Двухдисковое сцепление — грамотно передаем крутящий момент

Победа в гонке не всегда зависит от того, насколько у вас мощный двигатель, насколько вы удачливы или умелые, ловкие или смелые. Победа в спортивном соревновании или светофорной гонке всецело подчинена единству и гармонии гонщика с его автомобилем. Ни один узел или агрегат не сможет нормально функционировать, если плоды его усилий сводятся на нет другим узлом. Например, вы можете иметь сумасшедший двигатель, но результат будет слабый, если коробка медленная или охлаждение будет никудышное.

Читайте так же:
Как отрегулировать гайку на редукторе

Описывать, что такое сцепление и зачем оно необходимо не буду. Скажу только, что сцепление бывает разным: сухим, мокрым, однодисковым, двухдисковым и многодисковым и тд. Все зависит от автомобиля, на который оно ставится и задач, которые выполняет данный автомобиль.

Большинство современных автомобилей оснащены фрикционным (сухим) однодисковым сцеплением и его им вполне достаточно. Грузовики и специальная техника оснащены двухдисковым, но такой вид сцепления устанавливают и на спортивные авто. Объясню. Подобный вид сцепления предназначен для мощных моторов, крутящий момент, которых способен нанести вред обычному сцеплению и всей трансмиссии.

Принцип действия двухдискового сцепления

Устройство двухдискового сцепления

  • Два ведомых диска;
  • Рычаги и вилки рычагов;
  • Выжимной подшипник и выжимные пружины;
  • Нажимной и промежуточные диски;
  • Кожух и нажимные пружины.

Двухдисковое сцепление на спортивных авто

Существует одна особенность. Из-за легкого веса тюнингованный спортивный маховик успевает замедляться и при медленном переключении машина кивает, как в случае с забитыми песком форсунками. Во избежание кивков, необходимо быстро переключать передачи и поездка от этого получается дерганной. Но ведь мы не на прогулку собираемся. В совокупности всех факторов и переработанных узлов комфортной ездой на заряженном автомобиле назвать нельзя.

Также стоит обратить внимание на то, что благодаря облегченному маховику на холостых оборотах и при разгоне до в диапазоне до 1500 оборотов возникает посторонние шумы и потрескивания. Это тарахтит трансмиссия, но этого не стоит опасаться, все в порядке. Даже на драг и дрифт корчах такое присутствует и пропадает при разгоне свыше 1500 об.

Эффект от двухдискового сцепления

Балансировка маховика и сцепления

Прежде всего необходимо отбалансировать маховик, потом сцепление, потом в сборе. Проще всего отвезти в специализированные мастерские и получить пригодные детали для установки. Однако, вполне можно справится с этим в домашних условиях. Для этого необходимо разместить маховик в свободном вывешивании, чтобы определить место дисбаланса. Это просто, когда маховик свободно висит, то самая тяжелая его часть оказывается снизу. Далее устраняем лишний металл с помощью высверливания. Таким же образом проверяем дисбаланс в сборе и уже разницу исправляем дополнительными грузами. Конечно, гаражная балансировка не панацея от всех бед, но это гораздо лучше, что ее отсутствие. А с учетом, более жесткого спортивного сцепления и мощного двигателя это особенно актуально.

Регулировка «лапок» корзины сцепления ЗИЛ-130

Регулировка «лапок» корзины сцепления ЗИЛ-130 21 декабря 2016

диск нажимной (корзина сцепления)

диск ведомый (диск сцепления с фрикционными накладками)

disk_vedomiy_zil_130

подшипник выжимной установленный на муфту

podshipnik_vijimnji_zil_130vijimnoi_podshipnik_zil_130vijimnoi_podshipnik_zil_130_v_upakovke

Регулировка рычагов оттяжных («лапок») корзины сцепления ЗИЛ-130

Регулировку сцепления можно производить на демонтированном нажимном диске (например после замены ведомого диска сцепления, либо замены лапок нажимного диска или выжимного подшипника) или непосредственно на автомобиле через открытый лючок в маховике. Рассмотрим вариант с демонтажем КПП и всех деталей сцепления.

demontaj_kpp_ZIL_130 Выверните гайки со шпилек крепления КПП для её демонтажа vijimnoi_na_valu_kpp_ZIL_130 Демонтировав КПП, проверьте состояние выжимного подшипника, муфты и оттяжной пружины szeplenie_vid_cherez_kojuh_mahovika_ZIL_130 Демонтировав КПП, проворачивайте маховик, тогда в нижней части кожуха появится доступ к болтам крепления нажимного диска.

Читайте так же:
Авто инструменты для регулировки клапанов

Демонтаж производят на смотровой канаве с использованием специальной лебедки чтобы снять КПП. Открутив 4 (четыре) гайки крепления — КПП извлекают и опускают на поддон. Теперь откручивают 8 (восемь) болтов крепления нажимного диска к маховику двигателя. И аккуратно, придерживая ведомый диск (который зажат между маховиком и корзиной) извлекают нажимной диск. Производится дефектовка всех деталей сцепления. Проверяется выжимной подшипник — он должен легко вращаться, не издавая при этом посторонних звуков. Смотрят рабочую поверхность лапок нажимного диска. Определяют толщину фрикционных накладок ведомого диска. Когда все детали перебраны и заменены новыми, необходимо произвести регулировку четырех рычагов нажимного диска или как их называют просто — «лапок» корзины сцепления. Для этого потребуется ровная плита в качестве которой используют запасной маховик двигателя ЗИЛ-130. Если такового нет — необходимо приобрести его на разборке.

mahovik_zil_130 Цифрами обозначены отверстия для крепления нажимного диска на маховик

Не снимая собранного нажимного диска сцепления (корзины) со вспомогательного маховика (используемого как приспособление), надо произвести регулировку положения рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.zazor_mejdu_lapkami_i_vijimnim_podshipnikom_1

Вращая регулировочные гайки ключом (рис. 1,а), установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью 0,5 мм, не более.

В том случае, когда нажимный диск сцепления собран в приспособлении для регулировки , установку рычагов следует проверить при помощи контрольной пластины, как показано на рис. 1, б. При этом сферические выступы рычагов должны касаться контрольной пластины 2, установленной на ступице приспособления 1.
Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0—1,5 кГм). Затем зашплинтовать болты (восьмеркой) мягкой отожженной стальной проволокой диаметром 1 мм.

Закернить в одной точке резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки.

Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять нажимный диск в сборе с кожухом. При этом все болты отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.

Вот так выглядит рычаг регулировочный или по простому лапка диска нажимного ЗИЛ 130.

lapka_korzini_zil

Рычаг регулировочный со стойкой

lapki

Сборка нажимного диска (корзины)

sborka_najimnogo_diska_zil_130_5301_1

sborka_najimnogo_diska_zil_130_5301_3

sborka_najimnogo_diska_zil_130_5301_2

Digital StillCamera

shema

Возможно провести регулировку рычагов оттяжных и не снимая корзину сцепления с маховика автомобиля.

Сцепление трактора ЮМЗ — устройство и схема

Муфта сцепления трактора ЮМЗ предназначена для кратковременного разъединения коленчатого вала дизеля и ведущего вала коробки передач, что необходимо для:

  1. безударного переключения передач
  2. плавного трогания трактора с места и остановки
  3. защиты трансмиссии от перегрузок при резких изменениях режима работы трактора.

Кроме того, муфта сцепления предназначена для передачи вращения от коленчатого вала дизеля на привод ВОМ и разъединения их при включении и выключении ВОМ.

Читайте так же:
Регулировка ручного тормоза фиат браво

На тракторе ЮМЗ установлена двухдисковая двухпоточная сухая постоянно замкнутого типа фрикционная муфта сцепления.

Муфта расположена в корпусе и состоит из:

  1. ведущих деталей, соединенных с коленчатым валом дизеля
  2. ведомых, соединенных с валом коробки передач и приводом ВОМ
  3. механизма выключения и его привода.

Конструкция

Корпус муфты сцепления перегородкой в середине разделен на два отсека:

  1. Передний, в котором размещены муфта сцепления и механизм ее выключения, и
  2. Задний, сообщающийся с корпусом коробки передач и заднего моста.

В заднем отсеке расположены соединительная муфта и привод ВОМ. Ведущая часть муфты, состоящая из нажимных дисков и опорного диска, установлена на три ведущих пальца маховика дизеля и постоянно вращается вместе с маховиком.

Опорный диск, кроме того, прикреплен к маховику шестью болтами. Ведомая часть муфты, состоящая из диска главной муфты и диска муфты привода ВОМ, установлена на шлицах валов.

Вал связан с коробкой передач, а вал — с приводом ВОМ. Вал муфты привода ВОМ — полый, изготовлен как одно целое с ведущей шестерней редуктора ВОМ. Вал главной муфты расположен внутри вала на двух игольчатых подшипниках.

Схема сцепления трактора ЮМЗ

а — разрез по пальцу маховика; б — разрез по упорному болту; 1 — масленка; 2 — пружина; 3 — нажимная пружина. 4 и 22 — подшипники; 5 и 6 — нажимные диски; 7 — диск главной муфты; 8 — диск муфты привода ВОМ; 9 — маховик дизеля; 10 — отжимной рычаг; 11 — тяга; 12 и 24 — болты; 13 — опорный диск; 14 — гайка; 15 — упорная втулка; 16 — технологические отверстия; 17 — выжимной подшипник; 18 — упорный болт; 19 — ведущий палец; 20 — отводка; 21 и 32 — валы привода ВОМ; 23 — вал главной муфты; 25 — прижим; 26 — резиновый элемент; 27 — первичный вал коробки передач; 28 — кронштейн отводки; 29 — корпус муфты сцепления; 30 — упор; 31 — пробка; 33 — рычаг выключения; 34 — вилка; 35 — валик.

Подшипник смазывается консистентной смазкой, закладываемой в него при сборке. В связи с непродолжительностью работы (только когда муфта сцепления юмз выключена) дополнительное смазывание его при техническом обслуживании не требуется.

Подшипник и игольчатые подшипники смазываются трансмиссионным маслом, поступающим в задний отсек корпуса муфты из корпуса коробки передач и заднего моста. Для того чтобы масло из заднего отсека не попадало в передний, валы уплотнены манжетами.

Ведомые диски постоянно прижимаются к нажимным дискам и маховику нажимными пружинами расположенными между опорным и нажимным дисками. Кроме того, ведомый диск муфты привода ВОМ зажимается между нажимными дисками девятью пружинами. Пружина одним концом упирается в диск, а другим — в головку штифта, закрепленного в диске и свободного в отверстии диска.

При включенной муфте сцепления юмз-6 под действием усилия нажимных пружин ведомые диски прижимаются к поверхностям маховика и нажимных дисков, и силы трения передают крутящий момент на первичный вал коробки передач, а также на вал привода ВОМ.

Выключение сцепления производится с помощью отводки с выжимным подшипником, перемещающейся по кронштейну и соединенной с педалью сцепления через вилку, закрепленную на валике выключения, рычаг и тягу.

Выжимной подшипник смазывается через масленку на корпусе отводки. При этом смазывается также поверхность кронштейна по которой перемещается отводка.

Читайте так же:
Карбюратор не реагирует на регулировку винта холостого хода

Для доступа к масленке на корпусе муфты сцепления, с левой стороны выполнено отверстие, закрываемое пробкой. При нажатии на педаль сцепления юмз-6 отводка, перемещаясь по кронштейну через выжимной подшипник и упорную втулку нажимает на двуплечие отжимные рычаги, качающиеся на осях, установленных в кронштейнах на опорном диске.

Отжимные рычаги через сухарики и гайки действуют на тяги, установленные шарнирно в нажимном диске. Под действием усилия, приложенного к педали, пружины сжимаются, и нажимной диск перемещается.

Так как диск через пружины и штифты связан с диском, то вместе с ним перемещается и этот диск, а также ведомый диск муфты привода ВОМ.

Ведомый диск главной муфты освобождается, и передача крутящего момента от коленчатого вала дизеля к трансмиссии прекращается. Главная муфта выключается. Передача крутящего момента на привод ВОМ продолжается, так как ведомый диск муфты привода ВОМ остается зажатым между нажимными дисками усилием пружин.

При дальнейшем перемещении педали сцепления нажимной диск главной муфты упирается в болты, завернутые в опорный диск, и останавливается, а диск муфты привода ВОМ, продолжая двигаться, освобождает ведомый диск, и муфта привода ВОМ также выключается. Положение упорных болтов регулируется.

Схема управления муфтой сцепления ЮМЗ

1 — педаль; 2 и 4 — тяги; 3 — блокировочный валик; 5 — рычаг; 6 — усилитель; 7 — упорный винт. 9 — кронштейн.

Зазор между упорными болтами и упорами на диске должен обеспечивать полное выключение главной муфты.

Если этот зазор слишком мал, то главная муфта будет выключаться не полностью. При большом зазоре будет неполным выключение муфты привода ВОМ, так как не хватит хода педали муфты сцепления и диска для выключения этой муфты. Оптимальным является зазор 1,75 мм, что соответствует 1 1/6 оборота упорного болта или семи щелчкам стопорного устройства, установленного на болте.

В процессе эксплуатации этот зазор увеличивается вследствие изнашивания дисков. Поэтому при техническом обслуживании его необходимо восстанавливать.

Стопорное устройство, удерживающее болт от самовращения, представляет собой подпружиненную шайбу, которая своими усиками входит в пазы на болте, а выступами — в выемки гнезда на опорном диске. При вращении болта ключом выступы шайбы, вращающейся вместе с болтом, перемещаются из одной выемки гнезда в другую и издают характерный звук — щелчок.

В опорном диске имеются три технологических отверстия, а в нажимном диске против них — три резьбовых отверстия.

Перед снятием муфты с маховика в эти отверстия необходимо завернуть технологические болты. Для этого можно использовать три болта крепления опорного диска к маховику. Это необходимо для того, чтобы при снятии муфты с маховика и установке на него пружины оставались в сжатом состоянии, что облегчает выполнение работ.

Читайте так же:
Китайский мопед альфа регулировка клапанов

После того как муфта установлена и закреплена на маховике, технологические болты должны быть сняты.

Для правильного взаимодействия деталей механизма выключения и обеспечения возможности восстановления регулировочных параметров его привода в период эксплуатации положение отжимных рычагов должно быть отрегулировано.

Регулируется положение рычагов вращением гаек после установки муфты на маховик.

Кулачки отжимных рычагов должны быть установлены в одной плоскости на расстоянии 73 мм от плоскости фланца ступицы ведомого диска муфты привода ВОМ.

В процессе эксплуатации фрикционные накладки ведомых дисков муфты сцепления изнашиваются. В результате этого кулачки отжимных рычагов приближаются к упорной втулке выжимного подшипника, что может привести к неполному включению и пробуксовыванию муфты.

Чтобы этого не произошло, между кулачками отжимных рычагов и упорной втулкой должен быть зазор 3—4 мм, который необходимо восстанавливать при техническом обслуживании муфты сцепления.

Механизм выключения сцепления приводится в действие педалью через тягу и рычаг, закрепленный на валике выключения.

В исходном положении педаль удерживается пружинами усилителя. При выключении сцепления точка упора усилителя переходит через нейтраль, и пружины начинают действовать в обратном направлении, помогая выключению сцепления и снижая усилие на педали.

При включении сцепления педаль возвращается в исходное положение в первоначальный момент под действием пружин муфты сцепления, а затем, когда усилитель перейдет через нейтраль — под действием пружин усилителя.

Предварительно сжатие пружин усилителя регулируется упорным винтом, а момент, когда усилитель переходит через нейтраль — изменением положения кронштейна.

Зазор между кулачками отжимных рычагов и упорной втулкой выжимного подшипника регулируется изменением длины тяги. Косвенно это зазор проверяется по свободному ходу педали муфты сцепления трактора юмз, который должен быть в пределах 30±5 мм.

Привод включения муфты сцепления сблокирован с механизмом переключения передач, что позволяет переключать передачи только при выключенной главной муфте.

Блокировочный валик коробки передач, который связан с тягой привода выключения муфты сцепления через тягу и рычаг, используется также для ограничения хода педали на выключение главной муфты.

Момент полного выключения главной муфты сцепления, при котором муфта привода ВОМ еще не выключена, фиксируется специальным фиксатором, в который упирается блокировочный валик, поворачивающийся при нажатии на педаль муфты сцепления.

Фиксатор тягой связан с рычагом. При нажатии на педаль муфты сцепления до упора в фиксатор, выключается только главная муфта.

Если предварительно освободить блокировочный валик, переместив фиксатор рычагом, а затем нажать до отказа на педаль муфты сцепления, то выключается муфта привода ВОМ, при этом также выключается главная муфта сцепления.

Ход педали до упора в фиксатор, обеспечивающий полное выключение главной муфты сцепления юмз, регулируется изменением длины блокировочной тяги.

Видео, регулировка сцепления ЮМЗ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector