Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развал, схождение, кастор: все, что нужно знать об углах установки колес

Развал, схождение, кастор: все, что нужно знать об углах установки колес

Она, если не копать слишком глубоко, в этом случае проста — знакома и понятна всем, кто хоть немного касался технической литературы. Вкратце напомним.

Нет нужды знать и тем более помнить значения углов для своего автомобиля, которые есть в каждом мануале и должны быть в программах у сервисов, предлагающих услугу регулировки развала-схождения. Вряд ли кто-то сейчас будет делать ее самостоятельно, вооружившись веревкой-рулеткой и отвесом или уровнем. Тем не менее надо понимать, что износ «резины» при ушедших углах — лишь видимый результат. Из незримого — ухудшившаяся управляемость из-за меньшей площади контакта шин с дорогой. Руль, рвущийся из рук от изменившегося плеча обкатки — расстояния между осью вращения колеса и осью его поворота. Наконец, нестабильное поведение на прямой.

Иной раз можно наблюдать сильно положительный развал.
Характерный пример этого — Tatra, которая с переходом на хребтовую раму и подвеску с качающимися полуосями (слева направо: прототип 1926 года, T111 1951-го и T813 1967-82 гг.) получила в порожнем варианте заметный положительный развал колес задней тележки. Но при загрузке углы выводятся в ноль, обеспечивая полное пятно контакта и равномерный износ шин

Конкретно отрицательный развал — удел спортсменов.

Есть еще один угол, о значении которого забывают или принижают его — продольного наклона оси поворота. Кастор или кастер.

С кастором тоже «играют», но также лишь в спорте и при тюнинге.

Держать углы!

Ну а что нужно знать об углах установки колес в практическом плане, применительно к эксплуатации? Еще раз скажем: то, что они уходят! И главный виновник здесь — сайлентблоки рычагов. Их резина со временем деформируется, ось получает свободу, угол развала меняется. При этом колеса, вставшие «домиком», уводят в минус и схождение. Что интересно: при небольшом изменении угла развала куда более значительно изменяется схождение. Такова конструкция подвески. Получается так: колеса «домиком» совсем чуть-чуть, а износ шин не обязательно неравномерный, но сильный, поскольку, в первую очередь, именно сбитое схождение «съедает» колеса. А уже во вторую — неправильный развал.

Впрочем, применительно к конкретным моделям автомобилей вряд ли грамотный мастер возьмется точно сказать — здесь проходит столько, там вдвое меньше. Многое зависит от качества установленных запчастей и от стиля езды. То же касается кастора, но не везде.

Так когда же все-таки нужно регулировать углы установки колес, с какой периодичностью? И как выбрать сервис, в котором механики все сделают грамотно и с первого раза?

— Владельцам некоторых автомобилей можно не беспокоиться — развал у них не регулируется, только схождение. Речь, например, о внедорожниках с цельными мостами. У них регулируется только схождение спереди, иногда, как на старом мостовом Cherokee, кастор. А если развал нарушен, то виновна в том, скорее всего, погнувшаяся балка. Так бывает, например, у TLC 80. Здесь — либо выправлять, либо покупать другую.

На большинстве «бюджетников» и некоторых моделях C-класса (да и не только) сзади нечего регулировать, поскольку там используется торсионная балка. При нормальной эксплуатации углы держатся весь срок службы автомобиля.

Также есть ряд моделей (даже марок) и с передними независимыми подвесками, где не предусмотрена возможность регулировки развала. Производитель при этом подразумевает, что при исправных и неповрежденных элементах подвески основные углы (развал и кастор) будут в пределах допустимых значений. Это многие Volvo, Mazda, едва ли не все Audi, BMW кроме X5, Honda Accord последних поколений, Ford Focus I и II. Конструкция может быть как McPherson, так и двух- или многорычажка. Что надо знать в этом случае? Во-первых, схождение регулируется все равно, поскольку в сайлентблоках происходит естественная усадка, и углы все же меняются. Во-вторых, при нарушении развала/кастора уже надо менять изношенные (помятые) элементы. С другой стороны, могу точно сказать, что при подобном решении допуски по развалу больше и углы обычно держатся дольше — производитель здесь, как правило, закладывает несколько больший запас прочности.

Казалось бы, такое решение — мечта для «развальщика»: крутанул схождение, и готово. А если не «бьется» развал — извольте на замену деталей за отдельные деньги. Однако часто бывает, что основные углы вроде находятся в поле допуска, но назвать их сочетание идеальным нельзя, желательна коррекция, при том что регулировка не предусмотрена! Как объяснить владельцу машины, что углы «в зеленой зоне», но при этом возможен увод в сторону и износ резины? Например, модели с внутреннего рынка Японии обычно требуют корректировки углов под наше правостороннее движение. Тут получается, что водитель находится справа, и уклон наших дорог также вправо. В Японии эти факторы взаимно компенсировались. Если не подправить углы под наши условия, наверняка будут и правый увод автомобиля, и неравномерный износ колес. Когда предусмотрена регулировка развал/кастор — проблем нет. Отрегулировал, и душа спокойна, не стыдно человеку через полгода в глаза смотреть. А когда регулировать нечем? Поэтому по мне лучше, чтобы регулировка была предусмотрена, особенно при эксплуатации в наших условиях.

Сзади при многорычажных схемах или McPherson развал и схождение регулируются всегда либо почти всегда. Выходят за рамки допусков по тем же причинам (сайлентблоки), правда, здесь бывают исключения. В частности, вспоминается Nissan R`nessa и Serena то ли первого, то ли второго поколения. На них независимая подвеска с упругим элементом в виде поперечной рессоры собрана на подрамнике — ничего необычного. Однако сам он со временем рвется — по металлу. Как тут углы установишь? Только менять весь узел!

В любом случае присматривать за углами надо. У нас есть постоянные клиенты, которые раз в полгода (например, при сезонной смене шин) заезжают на проверку. Так им спокойней, тем более что перед и во время регулировки мы осматриваем подвеску. Иногда маленький люфт в рулевом наконечнике виден только по шкале схождения на стенде — руками не прощупывается.

Хотя, конечно, если машина нормально управляется, а износ «резины» в пределах сезона незаметен, то повторять процедуру можно с меньшей частотой. Другое дело переход на нештатный колесный размер с вылетом. И тем более ремонт подвески. Тут тоже есть варианты. Например, при замене шаровых на детали того же производителя, что были установлены, развал можно не делать. Но в противном случае, а также, разумеется, при смене сайлентблоков регулировка углов обязательна. Да что сайлентблоки — даже новые пружины изменяют кастор, а вместе с ним и развал, и схождение. Больше это заметно на McPherson. На «Жигулях» вообще замены чего ни коснись, после всего нужно ехать на стенд. И еще одно наблюдение по качеству запчастей — какое-то время назад в продаже попадались шаровые опоры, с которыми развал не выводился в нужные значения. Хотя с виду они не сильно отличались от оригинала.

Читайте так же:
Мотоблок субару ремонт двигателя регулировка зажигания

А как выбрать сервис? Я предлагаю следующий вариант: по телефону поинтересоваться, сделают ли «Ниву», Mitsubishi Pajero второго поколения или Nissan Terrano первого? Если да, то можно смело ехать с любым другим автомобилем.

«Крутизна» стенда не играет решающей роли. Опытный мастер все сделает на отвесах и уровнях. Современное же оборудование (сейчас за рубежом есть такое, что видит углы без отражателей — пока автомобиль заезжает в бокс) лишь упрощает работу, сокращает время операции. Смотреть нужно за мастером — проверил ли он давление в шинах, сделал ли дефектовку подвески?

Стоит отметить — при каких-то проблемах с управляемостью не всегда надо пенять на углы установки колес. «Резина» попадается с дефектами. Рейки зажимают так, что руль после поворота не возвращается обратно. Столь же бездумно обжимают шаровые и рулевые наконечники.

Еще один нюанс. Совсем небольшая разница в износе колес на передней оси гарантированно приводит к уводу в сторону. Например, при сезонной замене покрышек владелец не подписал, где какая стояла, и при следующей «переобувке» получается смесь передних и задних колес на одной оси. Внешне это почти незаметно, а машину «тянет». Сложно также бывает объяснить клиенту, какова связь ржавых и заклинивших направляющих тормозных суппортов на увод с прямолинейного движения. Словом, не все в силах того, кто делает развал-схождение.

Вообще это в чем-то даже творческая работа. Приходится периодически иметь дело с нестандартными конструкциями и так же по-особому на них «реагировать». Был как-то не старый еще переднеприводный Lincoln, уже не помню какой модели. Так у него развал регулировался по верхним чашкам стоек, каждая из которых состояла из двух частей, прихваченных точечной сваркой. Ее надо было высверлить, поймать угол и потом посадить на болты…

Регулировка развал-схождения: как отрегулировать и настроить угол схода колес

Выбор покрышек, шин и их установка – ключ к комфорту и безопасности вашего транспортного средства (ТС). Если вы пустите на самотек хотя бы один из шагов, автомобиль потеряет легкость в управлении, станет плохо входить в повороты, в салоне появятся сторонние звуки, а резина может износиться раньше времени. Что с этим делать? Давайте вместе разберемся с вопросами самостоятельной регулировки углов развала-схождения (РС) передних и задних колес.

Мы рекомендуем протестировать все части подвески и системы рулевого управления после замены комплектующих, ДТП или обнаружения связанных с ними неполадок. Это поможет сэкономить время, деньги и нервные клетки, а также не стать постоянным посетителем ближайшего автосалона из-за экономии на диагностике.

Углы установки колес (УУК)

Регулировка поможет вам проверить и, если нужно, поправить положение покрышек относительно дороги и друг друга. Показатели РС выражаются в градусах, минутах, миллиметрах и устанавливаются производителем автомобиля отдельно для каждой модели. Точные цифры, актуальные именно для вашего ТС, можно найти в интернете.

Есть три основных УУК:

  • Развал – это угол расположения колес относительно дороги. Он бывает нулевым, при ровном положении, положительным, если покрышки отклоняются наружу, и отрицательным, когда они развернуты внутрь. При сильном нарушении это заметно и визуально. Грамотная регулировка позволит добиться комфорта, безопасности и легкой управляемости авто.

Положительный и отрицательный развал колес

  • Схождение – это УУК относительно продольной оси. Колеса могут быть абсолютно параллельными (при значении 0°), а также сход называют положительным при повороте шин внутрь и отрицательным при развороте наружу (в последнем случае также можно диагностировать расхождение).
  • Кастором называют продольное положение колеса относительно нарисованной вертикали и его оси наклона. Показатель может быть нулевым (совпадать с перпендикуляром к поверхности), положительным (у грузовых авто он всегда со знаком плюс) или отрицательным.

Регулировка угла схода-развала

Есть еще одно понятие – разворот оси. Это один из вариантов неправильного схождения. Он заключается в том, что пара покрышек, часто задняя, при ровном положении руля синхронно «смотрит» не прямо, а в какую-нибудь из сторон. Конечно, управляемость из-за этого страдает и машину может значительно «вести» на дороге. Вот как выглядит проблема в проекции сверху:

Схождение колес (фото)

Когда мы разобрались с тем, что же такое РС, объясним, почему процедуру проверки нужно проводить регулярно, а также рассмотрим, какие последствия могут быть, если про это забыть.

Что такое развал-схождение колес и для чего следует за этим следить Схождение колес автомобиля

Регулировку схождения передних колес

Регулировку схождения передних колес у всех легковых автомобилей производят изменением длины тяг за счет вращения регулировочных муфт рулевой трапеции.

Рис. Регулировки схождения передних колес

После регулировки муфты затягивают гайками или стяжными хомутами. При регулировке необходимо длину левой и правой тяг изменять на одинаковую величину, иначе изменится исходное положение рулевого колеса. Схождение колес можно измерять как в миллиметрах, так и в градусах. Для отдельных автомобилей регулируется схождение не только передней, но и задней оси установки специальных резинометаллических шарниров со смещенной осью рычагов подвески.

Необходимый угол наклона оси устанавливают регулировочными шайбами, расположенными между осью нижнего рычага и поперечиной, снимая их с одной оси и добавляя в другую (ВАЗ, “Опель”), или эксцентриковыми болтами рычага подвески при ослабленных гайках крепления переднего болта (“Мерседес”). Угол развала устанавливают регулировочными шайбами, добавляя либо убирая их одновременно с обеих осей (ВАЗ, “Опель”), или эксцентриковыми болтами (“Мерседес”, “Москвич – 2141”, ВАЗ — 2109).

Рис. Регулировка развала передних колес и закрепление шарнира стойки: 1 – шарнир-стабилизатор; 2 – задняя чашка; 3, 4 – гайки; 5 – болт крепления шарнира; 6 – фланец чехла; 7 – регулировочный болт

Углы поворота колес регулируются положением регулировочных болтов, ограничивающих угол поворота.

Для определенных легковых автомобилей углы установки регулируют поворотом верхней телескопической стойки при ослаблении гаек ее крепления (“Вольво”). Для некоторых моделей автомобилей (БМВ) предусматривается регулировка только схождения колес.

Признаки нарушения: как понять, что пора отрегулировать развал-схождение колес

  • Значительный шум и вибрации, особенно, когда при повороте слышен свист – это резина стирается об асфальт.
  • Руль стоит не ровно. Причиной могут стать криво поставленные оси и другие ошибки, допущенные при установке и регулировке подвески, блока управления. Кроме нарушенной геометрии это может быть старый рулевой наконечник, стертая изнутри или изношенная снаружи резина.
  • Авто может уводить в какую-то из сторон. На самом деле объяснений такого нестабильного поведения много. Одним из них можно назвать износ покрышек. Чтобы исключить это и не заезжать лишний раз на СТО, можно посмотреть на индикаторы изношенности на покрышке. Иногда дело в балансировке, и вы можете исправить ситуацию несколькими грузиками. Но в любом случае дорога вашему автомобилю одна – в шиномонтаж.
  • Сложная управляемость. Когда рулевое колесо стало труднее поворачивать, оно буквально упирается даже при наличии гидравлического усилителя руля. Виной может быть излишне положительный развал. Есть еще одна причина, которую проверить намного проще, – это недостаточное давление в шинах. Подкачайте воздух, выровняйте «атмосферы», а потом сделайте тестовый заезд. Если изменений нет – едьте в СТО.
  • Неравномерный и скорый износ покрышек, когда протектор стирается участками – внутри или снаружи. Но самое сложное в том, что на первых этапах раннее изнашивание можно не заметить. Но когда на шине уже проглядывается корд – пора задумываться не столько о геометрии, сколько о замене покрышек на новые.
  • Неустойчивое положение на дороге, плохая управляемость при разгоне от 80 километров в час.
  • Заносы задней части автомобиля на скользком дорожном покрытии, во время дождей.
Читайте так же:
Как регулировать сцепление на яве 638

Любые неполадки в сфере рулевого управления требуют срочного посещения СТО, диагностики и выполнения регулировки схода-развала передних колес, если проблема не в чем-то другом.

Угол развала

Угол развала – это угол заключенный между плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной оси автомобиля и считается положительным, если верхняя часть колеса отклонена наружу от вертикальной плоскости. Он необходим, чтобы обеспечить перпендикулярное расположение колес при движении автомобиля нагруженного автомобиля по отношению к поверхности дороги при наличии зазоров в шарнирных соединениях и деформации деталей переднего моста под действием масс передней части автомобиля. При установке колес с углом развала сила реакции дороги в основном передается на внутренний подшипник ступицы колеса, выполняемый обычно большего размера, чем наружный, что разгружает наружный подшипник колеса, а значит, уменьшает толчки, передаваемые на рулевой механизм.

При поперечном наклоне оси повернуть колесо всегда труднее, чем вернуть его в исходное положение – движе­ние по прямой. Это объясняется тем, что при повороте колеса передняя часть автомобиля приподни­мается на небольшую величину, и водитель прила­гает сравнительно большое усилие к рулевому колесу.

При возвращении управляемых ко­лес в положение, соответствующее дви­жению по прямой, масса автомобиля помогает поворачиванию колес и води­тель прикладывает к рулевому колесу небольшое усилие.

Однако при наличии развала колесо стремиться катиться от продольной оси автомобиля по дуге вокруг точки «О» пересечения продолжения оси колеса с плоскостью дороги. Для устранения этого явления колеса устанавливаются со схождением, т. е. не параллельно, а под некоторым углом к продольной оси автомобиля.

Нарушение угла развала колес приводит к одностороннему износу протектора шины. Если угол развала больше нормы, изнашивается наружная сторона протектора и, наоборот, если он меньше нормы – внутренняя сторона протектора. Кроме того, значительная разница в углах развала правого и левого колес вызывают увод автомобиля в сторону колеса с большим развалом.

Рис. Угол развала управляемых колес

В процессе эксплуатации автомобилей углы развала управляемых колес изменяются из-за изнашивания шарниров передней подвески, подшипников ступиц передних колес и деформации поперечины передней подвески.

Когда балансировка обязательна

  • Когда заменяется шаровая опора, потому что в это время меняется наклон покрышки.
  • При замене рулевых наконечников. Настройка здесь напрямую связана со схождением.
  • Если изношен старый и поменян на новый ШРУС (шарнир равных угловых скоростей). Деталь не влияет на подвеску напрямую, но когда заменяется эта запчасть, приходится разбирать всю остальную систему, в том числе вышеперечисленные комплектующие.

Как отрегулировать угол схода колес

Когда вмешательство не требуется

Многие специалисты, которые хотят не только помочь вам с проблемой, но и заработать, предлагают провести дополнительные бесполезные процедуры. К таким часто относится и регулировка РС. Если вы не уверены в необходимости назначенных услуг и не знаете, когда можно отказаться и не регулировать сход-развал, запоминайте:

  • Замена покрышек. Они никак не воздействуют на ось и иные УУК.
  • Любые взаимодействия с амортизаторами. Но если пружины сильно изношены, авто опускается, из-за нового положения приходится подстраивать геометрию.
  • Установка стабилизаторов.

Не ведитесь на хитрые уловки сотрудников автосервиса и избегайте лишней траты денег. Лучше не пропускайте плановую диагностику, наблюдайтесь у проверенных механиков и избавляйтесь от проблем сразу.

Наша продукция

Признак 5: машину уводит в сторону при торможении — она отклоняется от курса вправо или влево

Увод в сторону при торможении — признак большой разницы в углах установки колес. При разных значениях углов развала и продольного наклона машину при торможении разворачивает в сторону меньшего угла продольного наклона шкворня. При движении по прямой авто может не уводить, потому что один параметр компенсируется другим: из-за неправильного развала тянет в одну сторону, из-за ПНШ — в другую, и машина в итоге уравновешивается.

Другие возможные причины проблемы:

  • воздух в тормозной системе;
  • неисправный тормозной цилиндр с одной стороны.

Что делать: прокачайте тормозную систему, чтобы выгнать воздух. Если это не поможет — проверьте тормозные цилиндры. Если есть следы подтекания тормозной жидкости или при нажатии на педаль тормоза поршни цилиндров не выходят, поменяйте деталь. Если все в порядке — отрегулируйте угол установки колес, сделайте сход-развал.

Где провести процедуру

Вы можете пойти по одному из двух путей:

  1. Сделать балансировку своими силами, но для этого понадобится купить, разместить и разобраться с оборудованием, а также приобрести гараж, с ямой, и знать, что вообще делать. К тому же, некоторые автомобили, в том числе грузовые, самостоятельно обслуживать очень сложно. Главный плюс: это бесплатно. Точность может быть неплохой, при знании дела, но не идеальной, как у профессионала.
  2. Обратиться в сервисный центр. Специалисты знают об особенностях разных моделей авто, имеют выбор деталей и качественное оборудование для их установки. Этот вариант быстрее, качественнее и надежнее еще и потому что многие сервисы дают гарантию на работу.

Развал колес

Что такое развал-схождение колес и для чего следует за этим следить

Развал — это угол между осью колеса и вертикалью. Развал бывает трех типов:

  • нулевой — верхняя и нижняя ось колеса одинакова;
  • отрицательный — верхняя часть завалена вовнутрь;
  • положительный — верхняя часть выступает наружу.

Нулевой угол развала достигается при движении транспортного средства, обеспечивает устойчивость и равномерное прилегание шины к дорожной поверхности. Отрицательный развал увеличивается пропорционально массе авто, отличается лучшей устойчивостью, однако износ шин увеличивается во внутренней части. Положительный угол встречается на старых авто и тракторах, компенсируя мягкость подвески и вес авто.

Регулировке развала поддается также и задняя подвеска, даже полузависимая. Например для переднеприводных автомобилей ВАЗ предусмотрены пластины отрицательного развала, которые устанавливаются между балкой и ступицей. Пластика смещает верхнюю ось колеса во внутрь, увеличивая устойчивость на поворотах и высокой скорости движения. На независимых подвесках предусмотрены развальные рычаги, которые также необходимо регулировать. Их наличие значительно увеличивает комфорт и безопасность движения.

Читайте так же:
Регулировка света фар субару легаси

Как правильно выставить углы развала колес:

Что такое развал-схождение колес и для чего следует за этим следить

Регулировка также производится на стенде. В зависимости от конструкции подвески, развал регулируется по-разному, а именно:

Как отрегулировать развал-схождение своими руками?

AutoOt.ru » Ремонт авто » Как отрегулировать развал-схождение своими руками?

Многих автовладельцев интересует, как сделать развал-схождение своими руками. Понять их можно, поскольку далеко не всегда в нужный момент под боком есть автосервис с необходимым оборудованием.

Но прежде чем переходить к описанию обязательной для любых автомобилей процедуры следует прояснить несколько вопросов:

  • Что такое развал-схождение?
  • Почему необходимо проведение такой регулировки?
  • Когда нужно делать развал-схождение?
  • Что может потребоваться для выполнения работы?
  • Одинаков ли алгоритм действий для всех автомобилей?
  • Как производится регулировка?

Только тогда вам станет ясно, сможете ли вы самостоятельно справиться с задачей.

регулировка развала схождения колес

Что такое развал-схождение?

На самом деле всё несколько сложнее, поскольку в действительности при расчётах подвески и рулевого управления учитывают не два, а три параметра:

1. Развал. Это отклонение колеса от вертикальной плоскости его вращения. При этом, если верхний край шины завален внутрь, ближе к центру машины, параметр считается отрицательным, а если наружу – положительным. Конкретные размеры зависят от устройства и параметров подвески.

Ради упрощения конструкции на многих современных автомобилях возможность регулировки развала не предусмотрена.

В этом случае на первый план выходит сохранение геометрии элементов шасси и несущего каркаса кузова. Если детали повреждены, то регулировка может выйти за допустимые пределы.

2. Схождение. В этом случае замеряется угол между продольной вертикальной плоскостью симметрии и плоскостью вращения колеса. Этот параметр более всего влияет на управляемость автомобиля, увеличение либо уменьшение его поворачиваемости. Возможность регулировки схождения сохранена практически во всех типах подвески.

как сделать сход развал самому

3. Кастер. Так принято называть угол между вертикальной осью колеса и проекцией оси его поворота в продольной плоскости. На большинстве машин устанавливается положительный кастер, когда верхняя часть оси наклонена назад от направления движения.

Чем больше наклон, тем больше выравнивающий момент на руле, позволяющий колёсам возвращаться в среднее положение. Возможность регулировки этого параметра также, как и развала, предусмотрена не всегда.

Существуют множество нюансов, для разбора которых требуется затрагивать специальные области знаний. Но для общего понимания сути вопроса данной информации достаточно.

Почему необходимо выполнение регулировки?

Из сказанного выше уже можно понять, что регулировка развала-схождения колёс влияет на поведение автомобиля на дороге.

В зависимости от ситуации уменьшится или увеличится усилие на руле . Вредны оба отклонения, поскольку при любом из них водитель получает неверную информацию о контакте колёс с дорогой и может потерять контроль над своим транспортным средством.

Кроме этого, существуют и другие чисто технические проблемы. Они связаны:

  1. С износом шин. Чем сильнее нарушены заданные параметры, тем больше будет износ. В некоторых случаях покрышки могут прийти в полную негодность за несколько километров пути.
  2. С увеличением расхода топлива. Это связано с тем, что при нарушении регулировки возрастает трение качения.

В любом случае следует принять меры для восстановления статус-кво. Недаром пилоты разных гоночных серий много времени проводят в боксах, чтобы во время тестов установить на своих автомобилях оптимальный, с их точки зрения, сход-развал. Это позволяет им успешно бороться за победу.

Линейка для регулировки схождения. Видео:

Когда следует регулировать сход-развал?

Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Начать следует с того, что проверку желательно выполнять регулярно, хотя бы раз в год. Даже если очевидных признаков неисправности нет, это позволит удостовериться, что всё действительно в порядке. О необходимости процедуры сигнализируют вполне конкретные симптомы:

  • На ровной дороге при движении с отпущенным рулём машину уводит в сторону.
  • Гудение и посторонние шумы, возникающие в различных скоростных режимах.
  • Износ протектора, который может быть как равномерным, так и локальным.

После проведения ремонта подвески, рулевого управления или несущего каркаса кузова регулировку следует выполнять обязательно.

Что может потребоваться для выполнения работы?

Но и без регулировочного стенда есть возможность довольно точно выставить необходимые параметры. Для этого потребуются:

оборудование для сход развала

  • Смотровая яма с ровной, выверенной по уровню, площадкой. Практика показывает, что именно её найти сложнее всего. При обустройстве обычных смотровых ям не принято добиваться идеально ровного пола.
  • Прямоугольный треугольник, желательно большой, с длиной катета, превышающей расстояние от пола до верхнего края колёсного диска.
  • Отвес. Лучше всего, если к нему будет прилагаться штатив, поскольку замеры, выполненные по отвесу, который кто-то держит в руках, не дадут достаточной точности.
  • Точная линейка с миллиметровыми делениями, а лучше специальная линейка для регулировки развала-схождения. Такие устройства имеются в продаже и стоят относительно недорого.
  • Знание теоремы косинусов, позволяющей рассчитать угол, зная длины сторон треугольника. В качестве альтернативы можно воспользоваться онлайн-калькулятором, который представлен в интернете в достаточном количестве.
  • Техническая спецификация автомобиля с точными данными регулировочных параметров.
  • Качественный слесарный инструмент, конкретный выбор которого зависит от устройства подвески и рулевого управления вашего автомобиля.
  • Металлическая щётка, аэрозольный баллончик с «жидким ключом» и, конечно, терпение.

Отвес с угольником можно заменить устройством, носящим сложное название «штангенрейсмас» . Оно отлично подойдёт для поставленной задачи. Некоторые умельцы умудряются заменить линейку точно оттарированным лазерным дальномером.

А вот от угломеров и, тем более транспортиров, придётся отказаться. Произвести ими точные измерения вам не удастся. В любом случае браться за дело имеет смысл, только когда всё перечисленное есть в наличии.

Когда нужно делать развал-схождение? Видео:

Как производится регулировка?

Алгоритм действий будет зависеть от конструкции подвески и рулевого управления автомобиля. Наиболее часто на современных машинах встречается передняя подвеска типа Мак-Ферсон (качающаяся свеча) и реечное рулевое управление. Этот вариант и рассмотрим в первую очередь. Действовать предстоит в следующей последовательности:

  • Устанавливаем машину на яму, обеспечив себе беспрепятственный доступ к рулевым тягам. Работая, не забывайте о правилах безопасности и о том, что вам не один раз придётся вылезать из смотровой ямы и спускаться обратно.когда нужно делать развал схождение
  • Убеждаемся, что все элементы ходовой части находятся в исправном состоянии. Если обнаружены неисправные рычаги, сайлентблоки, тяги, шаровые опоры и т. п., их следует сначала заменить. В противном случае вы лишь напрасно потратите время и силы.
  • Проверяем и выравниваем давление во всех шинах автомобиля. Убеждаемся в целостности колёсных дисков и одинаковой размерности покрышек.
  • Отпираем замок рулевой колонки и поворачиваем колёса из одного крайнего положения в другое. После этого устанавливаем их по центру. Это необходимо, чтобы все компоненты встали на свои места.
  • Находим и отмечаем среднюю точку, измерив расстояние между шаровыми опорами или шкворнями подвески и поделив его пополам.
  • Производим замер с внутренней стороны колёс. Меряем диски, а не покрышки! Сначала определяем расстояние между их передними кромками, а потом между задними. По полученной разнице вычисляем имеющийся угол развала. Сверяем его с данными в технической спецификации.как делается развал схождение
  • Если параметр нарушен, то ослабляем контргайки на рулевых тягах и, вращая соединительные муфты, выполняем регулировку. Тут есть одна тонкость. Важно, чтобы углы установки левого и правого колес были одинаковыми. Подтвердить это можно, произведя замеры от средней точки до каждой стороны и выполнив повторные вычисления. После этого затягиваем контргайки и считаем, что схождение отрегулировано.
  • В случае когда необходимо проверить и отрегулировать развал, замеры придётся производить с наружной стороны дисков, поскольку изнутри этому могут препятствовать конструктивные элементы автомобиля. Для этого придётся вооружиться отвесом либо большим треугольником, предварительно построив перпендикуляр к оси колеса.
  • Замеряем и высчитываем разницу между верхним и нижним краем диска. По ней вычисляем угол.как определить угол
  • Среди наиболее часто встречающихся вариантов устройства регулировки развала: 1. Вращающиеся эксцентрики. 2. Подкладные пластины.
Читайте так же:
Как отрегулировать коробку передач на сенсе

В зависимости от ситуации, вращая эксцентрики или вставляя/подкладывая пластины, добиваемся необходимых параметров. Для беспрепятственного доступа к пластинам и эксцентрикам нередко приходится снимать колёса, а затем при проведении замеров устанавливать их обратно.

Замена ремня ГРМ от А до Я — здесь больше полезной информации.

Возможны нюансы

Всё вышесказанное можно отнести и к автомобилям с другим типом подвески. Тем не менее, в зависимости от особенностей конструкции ряда элементов, могут быть и существенные отличия. Например:

  • Автомобили, где вместо реечного привода установлены редуктор и рулевая трапеция, требуют особого внимания к состоянию втулок и шарнира маятника. Их износ оказывает влияние на регулировку, а выявить его часто можно только при определённом положении деталей.
  • На машинах со шкворневой подвеской при регулировке развала, производимого вращением эксцентрика, изменяется и кастер. Его также придётся контролировать.
  • У некоторых моделей автомобилей предусмотрена регулировка схождения не только передних, но и задних колёс. В большинстве случаев этот параметр изменяется при вращении соединительной муфты, установленной на соединяющие задние колёса поперечной тяге.
  • Если на машине имеется полный привод и установлен неразрезной передний мост, то регулировка развала конструкцией не предусмотрена.

Выполнить работу качественно вы сможете, только зная все эти особенности.

Дело мастера боится

Разумеется, ваша задача значительно упростится, если вы всё же решитесь потратиться на покупку профессионального оборудования. Не обязательно приобретать сложный стенд с лазерными датчиками и обрабатывающим информацию компьютерным терминалом, подключённым к базе данных, в которой содержатся все необходимые параметры на сотни моделей машин.

Вполне достаточно и относительно недорогого оптического стенда. Отечественный вариант подобного устройства, СКО-1М , можно найти в магазинах по вполне приемлемой, в пределах 60 000 руб. , цене. За бывший в употреблении просят и того меньше.

Выполнить сход-развал своими руками непросто. То, что выглядит лёгким на словах, на практике требует серьёзных затрат физических и нервных сил. Рассчитывать, что всё получится с первого раза, не стоит. Придётся набраться терпения. Помните, что самое совершенное оборудование для сход-развала не сделает из вас опытного специалиста. Зато в руках мастера даже обычная линейка ПСК-ЛГ способна творить чудеса!

Как сделать развал-схождение самому

Схождение

Ходовая часть

Регулировка развал-схождения колес — достаточно важная и необходимая процедура, которая делается для настройки углов нахождения колес. Как на иномарках, так и на отечественных автомобилях принцип проведения работы приблизительно одинаков. Проверить, отрегулировать углы и сделать настройку можно самостоятельно по инструкции или обратившись на специализированную станцию технического обслуживания. Значение такого показателя, как развал-схождение, может быть положительным, то есть когда верхний край колеса направлен в наружную сторону, и, наоборот, отрицательным, когда колесо направлено во внутреннюю сторону. Обозначаются показатели соответствующими знаками «плюс» или «минус». Регулировку развал-схождения требуется делать по необходимости или согласно регламенту. Неправильно отрегулированные колеса, даже на несколько миллиметров, способны привести к увеличенному износу агрегатов ходовой части, шин и дисков.

Выполнение процедуры самостоятельно

Желательно придерживаться советов и рекомендаций опытных автомобилистов и соблюдать регламент. Согласно им, процедуру развал-схождения на ВАЗ любой модели нужно делать каждые 10 или 15 тыс. км. Кроме этого, желательно провести и установить правильность углов при необходимости. Регламентные показатели связаны с накапливанием износа деталей и агрегатов подвески, что приводит к отклонению от установленных производителем заводских параметров. Однако такая регулировка может понадобиться раньше в тех случаях, если автомобиль попадал в ямы на большой скорости, происходили повреждения колес и дисков.

Сход-развал

Корректно установленный параметр углов развал-схождения положительно влияет на качества машины в движении и снижает износ элементов ходовой части.

Несоответствующая нормам установка параметра развала, если даже только переднее колесо выставлено неправильно, ведет к тому, что машину на дороге может уводить в одну из сторон. Определить это можно просто, достаточно лишь отпустить на короткое время руки от руля.

Касательно второго показателя — схождения, то по правилам служит оно для того, чтобы определить, как и на сколько между собой могут сходиться колеса по отношению к покрытию дороги.

Схождение

Научиться проверять и устанавливать правильные углы дома помогут различные инструкции и схемы, широко представленные в Сети. Важно соблюдать все указанные условия и рекомендации. Однако в случае, когда есть сомнения в собственных силах, лучше поехать на СТО поблизости, чтобы опытный мастер при помощи стенда и специального электронного оборудования выставил все сам.

Есть также определенные тонкости в ремонте машин с различными типами привода. Переднеприводные транспортные средства имеют отрицательный показатель угла схождения. Авто с задним приводом, наоборот, имеет положительный показатель угла схождения. Это делается для того, чтобы при движении колеса могли самостоятельно выравниваться и в таком состоянии продолжать движение.

Сделать сход-развал легковой машины в домашних условиях можно двумя способами.

 Отличия

Далеко не каждый автомобилист соблюдает все регламентные процедуры и осознает важность характеристик расположения колес, в связи с чем не уделяет проверке должного внимания. Это в корне неверное отношение, поскольку некорректные показатели и регулировка развал-схождения ведут к увеличенному износу конструктивных элементов машины, шин и дисков.

Кроме этого, повышение износа может сильно сказаться на увеличении расходов на содержание транспортного средства, в связи с тем, что возникнет необходимость в более частых замене и ремонте расходников.

Обращения в сервисный центр также несут повышение расходов на оплату работ.

Выполнять проверку и регулировать колеса можно в домашних условиях самостоятельно. Для этого есть несколько различных способов. Сделать сход-развал можно в любом месте, главное, чтобы было свободное пространство вокруг машины и ровный пол. Также нужен набор специальных инструментов и приспособлений. Зачастую такие есть у каждого автолюбителя.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора yamaha bws 100

 Регулировка

В связи с чем нарушаются углы и как все исправить

Проверку угла выставления колес нужно проводить регулярно. Частая замена расходников может стать важным сигналом о нарушении показателей. Особенно важна проверка углов, когда менялись или ремонтировались такие части конструкции подвески, как:

  • рулевая колонка;
  • установленный на рулевом управлении маятник;
  • сайлентблоки;
  • нижние или верхние рычаги подвески;
  • установленный на рулевом управлении маятник;
  • при замене тяг и рулевых наконечников;
  • при монтаже удлиненных или более коротких пружин амортизаторов;
  • дисковые проставки и втулки;
  • балка.

В указанных выше случаях проверка развал-схождения является только рекомендованной процедурой, однако вовсе не обязательной.

Примечательно, что для проверки углов следует провести подготовку. Например, перед установкой углов сначала проводится замер возможных нарушений. Для этого натягиваются нитки или вешаются грузики. Сама проверка также проводится с их помощью, но суть работ немножко иначе.

Заметить нарушение можно, когда машина начинает некорректно работать, особенно при езде на трассе. Рекомендуется проверить сход-развал, когда случается такое:

  • наступили сроки по регламенту, то есть машина проехала 10-15 тыс. км;
  • траектория движения транспортного средства не соответствует прямой. Это случается, когда авто самостоятельно смещается в определенную сторону, при этом водитель держит руль ровно;
  • при попадании транспортного средства в дорожно-транспортное происшествие. Даже относительно небольшая авария может плохо повлиять на установленную сход-развал;
  • если владельцем был замечен увеличенный износ шин или каких-либо узлов ходовой части. Это свидетельствует о том, что параметры значительно отклонены от оригинальных, это может привести к сильной поломке;
  • процедуру нужно выполнять после замены компонентов ходовой части.

Согласно рекомендациям профессионалов, нарушение углов не случается, когда были произведены определенные вмешательства в работу транспортного средства или заменены некоторые детали, которые не влияют на регулировки развал-схождения. Речь идет про следующие детали и узлы:

  • амортизаторы и стабилизаторы;
  • втулки амортизаторов и стабилизаторов;
  • подшипники в ступицах.

Приспособления и инструмент

Для самостоятельной и качественной регулировки колес владельцу автомобиля требуется иметь при себе различный набор приспособлений. Их следует приготовить перед проведением ремонта. Нужно иметь следующие инструменты:

  • набор гаечных ключей различных размеров;
  • штангенциркуль.

Кроме этого, набор приспособлений зависит еще и от выбранного способа проверки. Среди них максимально распространенные — с помощью линейки или нитки. В этих случаях становится понятно, что в каждом методе используются несложные приспособления.

Поэтому, если водитель выбрал для себя первый способ, следует иметь с собой простую линейку и специальную, предназначенную для развал-схождения.

Во втором случае понадобится только плотная нить небольшой длины. Она нужна для развала. Также потребуется более длинная нить для схождения. Желательно, чтобы она имела крючки на концах, в противном случае ее будет сложнее крепить к колесу. Все представленные методы можно считать классикой жанра, выбор конкретного зависит только от предпочтений автовладельца.

Как отрегулировать

Перед стартом ремонта следует установить транспортное средство на ровную поверхность и выставить колеса прямо. После этого нужно приготовить все инструменты и приспособления для выбранного метода регулировки развал-схождения. Более подробно про каждый способ ниже.

Линейка

Это первый из представленных способов, который является альтернативой натяжению нитей. Следует иметь специальную линейку, которая должна соответствовать таким требованиям:

  • линейка из трубы овального профиля;
  • чтобы выполнять регулировку на различных марках машин, к линейке привариваются передние штоки амортизатора. Все действия производятся обычными ключами на 10 мм;
  • второй конец линейки должен быть неподвижен и иметь специальный штырь с прорезью. Это делается для того, чтобы он не соскакивал с колесного диска;
  • вторая сторона этого штыря должна быть подвижной.

Вся регулировка развал-схождения выполняется следующим образом:

  1. В идеале вся процедура должна проходить на специальной смотровой яме. От центра колеса в обе стороны на самих покрышках отмечаются две отметки на обоих задних колесах.
  2. После этого следует отмерять метками расстояние по ободу обоих колес.
  3. Таким же образом процедуру следует провести и с передними колесами. Далее следует вычислить разницу значений и установить колеса в соответствии со специальными заводскими нормами для каждой марки авто.

Посмотреть эти нормы можно в инструкции по эксплуатации или технической документации к машине.

С помощью нитей

Для второго способа понадобятся штангенциркуль, нити и грузики. Ход регулировки:

  1. Нить с грузом на одном конце закрепить так, чтобы она свисала вниз ровно по центральной оси диска. При помощи штангенциркуля отмерить расстояние от нити до конца обода в верхнем и нижнем направлениях. Разница между замерами как раз будет развалом.
  2. Если полученное значение разницы в замерах не будет превышать 4 мм, то для машины с задним приводом это нормально. Для авто с передним приводом разница не должна превышать 1 мм.
  3. Если требуется регулировка, то следует ослабить крепления поворотного кулака и подвинуть его в нужном направлении, после чего тщательно закрепить все гайки обратно.
  4. Чтобы проконтролировать выполнение установки, рекомендуется замерять разницу таким же образом, только при повернутых колесах сначала в одном, а потом в другом направлении.

Если нет штангенциркуля, то подойдет обычная линейка, однако точность будет на порядок ниже.

В лучшем случае верхнее и нижнее расстояния должны быть одинаковы. Если этого не случилось, то хотя бы верхнее расстояние должно превышать нижнее. Это придаст повышенной устойчивости транспортному средству на дороге.

В конце останется настроить параметры схождения:

  1. Закрепить нитку уже на передних и задних колесах таким образом, чтобы она прошла вдоль центральной оси, но уже горизонтально.
  2. Прокручивания руля, нужно добиться касание нити передней шины как спереди, так и сзади. Если все получилось, то регулировка не требуется.
  3. Впоследствии нужно будет провести такие же действия с другой стороны автомобиля. После этого так же требуется проверить факт касания нитью передней и задней частей колесного диска.

К процедуре развал-схождения часто относят и регулировку кастера. Он представляет собой отношение вертикальной оси колеса и рулевой колонки. Большое изменение продольного наклона поворота шкворня требует абсолютно новых или модифицированных элементов ходовой части. Поэтому столь сложную процедуру практически невозможно выполнить самостоятельно.

Развал-схождение машины любой марки возможно отрегулировать в домашних условиях. Для этого разработано несколько различных методов. Самые простые способы с использованием нитей или специальной линейки. Следует учесть, что качественней всего ремонт осуществит только опытный мастер на станции технического обслуживания. Для этого он будет использовать современное оборудование, которое при помощи специальных методов позволит проверить и отрегулировать геометрию кузова и развал-схождение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector