Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое торсион в подвеске автомобиля и как он устроен

Что такое торсион в подвеске автомобиля и как он устроен

Торсионная подвеска появилась на автомобилях еще в 30-х годах прошлого века. Подобные подвески на основе упругого элемента, который работает на скручивание, применялись не только в легковых машинах, но и на тяжелой бронетехнике и грузовиках. Легкость, прочность, компактность – все про него. Торсион что это такое и принцип его работы разберем на следующем примере.

устройство торсионной подвески

Что такое торсион в автомобиле

Торсион это металлический стержень круглого, квадратного или составного сечения, один конец которого жестко закреплен на кузове, а второй крепится к рычагу подвески. Таким образом, при наезде на препятствие происходит его скручивание вокруг своей оси. Самым распространенным примером торсиона на машине является любой стабилизатор поперечной устойчивости.

Диаметр упругого элемента точно рассчитывается под заданные характеристики автомобиля, а по типу расположения торсион может быть продольным или поперечным. Важную роль в работе оказывает состав стали, из которой он сделан. Металл должен быть в меру податливым и упругим, но при этом выдерживать сотни тысяч скручиваний. Для защиты от коррозии поверхность покрывают специальной эластичной краской или полимером.

Примером использования торсионной полунезависимой подвески в легковом автомобиле являются некоторые модели от Пежо, Рено, Ситроен, пикапы и внедорожники Тойота, Исудзу, Мазда.

История появления торсионной подвески

С момента своего появления в 1930-х годах на машинах марки Citroen торсион в подвеске использовался почти всеми крупнейшими производителями: Рено, Пежо, Крайслер, Форд, ЗИЛ, Мазда, ЛуАЗ и другие. Прежде всего привлекала компактность и простота как передней, так и задней подвески авто. Благодаря этому, стало возможным создать компактный переднеприводный автомобильчик, например Ситроен 2CV или Рено 16. Ресурс металлических стержней также был выше у амортизаторов и пружин того времени, а понятие управляемости отличалось от современных представлений об эталонном поведении автомобиля.

подвеска Рено 16

В настоящее время торсионная подвеска продолжает массово использоваться на французских машинах. Например, Ситроен Ксара удачно совмещает торсион в задней балке и современный Макферсон в передней.

Принцип работы торсионной подвески

Упругий металлический стержень размещают продольно в раме автомобиля или поперечно между рычагами подвески. Концы торсиона снабжены шлицевым соединением для надежной фиксации и имеют возможность регулировки. Для этого изменяют на несколько градусов начальный угол установки стержня, что увеличивает или уменьшает упругую силу скручивания.

Под нагрузкой усилие от колеса передается на рычаг, который в свою очередь начинает закручивать упругий элемент до достижения предельного значения. После снятие нагрузки колесо возвращается в исходное положение. Устройство торсиона в этом аналогично рессорной подвеске, когда происходит сжатие полосы металла. Но в отличие от рессоры, торсион быстрее реагирует на различные неровности и обеспечивает лучшую плавность хода.

Типы торсионных подвесок

У конструкторов появилось новое техническое средство для реализации различных компоновочных схем автомобиля. Поэтому сейчас можно встретить полностью независимые и полузависимые подвески, которыми оснащаются автомобили самых разных классов.

Передняя независимая

Данный тип получил распространение на гоночных автомобилях (например, Porsche), коммерческих грузовиках и внедорожниках. Для крепления колеса и ступичного узла используют двойные рычаги, а роль пружины выполняет размещенный вдоль кузова торсион. Регулируя его длину, толщину и угол установки можно поднимать или опускать кузов, настраивать подвеску для конкретных дорожных условий.

передняя торсионная подвеска

В дополнение к основному торсиону устанавливают амортизаторы для гашения колебаний, стабилизатор поперечной устойчивости. По управляемости автомобиль с передней независимой подвеской не уступает, а иногда даже превосходит машины с амортизаторной стойкой типа МакФерсон.

Задняя независимая

Задняя независимая торсионная подвеска отличается от такой же передней. Типичным представителем авто с такой схемой является Рено 16. В нем была реализована конструкция с двумя поперечными упругими стержнями, причем один из них находился позади другого. Соответственно точки крепления рычагов подвески левого и правого колеса были несколько смещены относительно друг друга.

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор на уаз 3909

задняя торсионная подвеска

В результате получилась очень компактная и прочная подвеска, увеличилось багажное отделение, но управляемость из-за разной базы задних колес оставалась неважной. Другим примером задней независимой подвески является использование продольных штанг и отдельные рычаги для левого и правого колеса. На легковых машинах большого распространения данная схема не получила, зато часто встречается на легковых прицепах и спецтехнике.

Задняя полузависимая

Гибридная конструкция, сочетающая упругие свойства торсиона и жесткой поперечной балки. В этом случае два продольных рычага соединены одним упругим улементом, поэтому при сжатии одного колеса усилие частично передается на второе. Это не дает полной свободы обоим колесам, но управляемость и поведение автомобиля на дороге заметно улучшается в сравнении с полностью зависимой.

U-образная торсионная балка всегда работает в сочетании с пружиной и амортизатором. В настоящее время широко применяется на всех бюджетных переднеприводных автомобилях – ВАЗ, Тойота, Фольксваген, Рено и многих других.

Совет! Чтобы точно узнать какой тип подвески на вашем автомобиле достаточно просто заглянуть под машину. Длинные штанги торсионов невозможно спутать ни с чем другим.

Плюсы и минусы торсионной подвески

Несмотря на то, что такие торсионы на автомобиле уже давно и успешно применяются, у подвески такого типа есть немало отличительных особенностей, которые мешают массовому внедрению.

Начнем с преимуществ:

  • компактное размещение под днищем или в пределах рамы;
  • простота эксплуатации и ухода за упругим элементом;
  • небольшой вес всего узла в сборе;
  • возможность ручной настройки на требуемые условия эксплуатации (изменение клиренса);
  • простой ремонт и замена на новый торсион (может потребоваться специальный инструмент);
  • срок службы рассчитан на весь срок эксплуатации машины;
  • хорошая плавность хода на плохой дороге;
  • высокая грузоподъемность.

Большинство этих свойств было актуально в середине прошлого века, когда от легковушки требовалось простота и надежность конструкции, тогда как другие качества отходили на второй план.

На современном ТС недостатки торсиона становятся очевидны:

  • регулировка и замена торсиона требует определенной квалификации и инструмента;
  • сложность производства упругих штанг, их высокая стоимость в сравнении с классическими пружинами и рессорами;
  • опорные игольчатые подшипники требуют регулярной замены или регулировки;
  • не терпят быстрой езды по разбитым дорогам;
  • в крутых поворотах требуют аккуратного и собранного вождения;
  • даже исправный торсион может лопнуть от неправильной эксплуатации.

Применение торсиона в современном автопроме

Наибольшее распространение торсионы в подвеске получили в бронетехнике, гусеничной технике и в тяжелых грузовиках. Определяющим фактором стало свойство торсиона выдерживать очень большие нагрузки и при этом занимать мало место в трансмиссионном отсеке. Управляемость и стоимость изготовления подвески в этом случае отходит на второй план. По этой схеме построены все современные танки и бронетранспортеры.

Второе направление использования торсионов – это легкие коммерческие автомобили. Тут уже определяющим фактором служит объем грузового отсека и грузоподъемность. Поэтому максимально компактная и простая задняя подвеска пришлась как нельзя кстати. Сегодня такой тип можно увидеть на: Пежо Партнер, Ситроен Берлинго, Рено Меган, Рено Кангу.

Примерная цена работ по обслуживанию подвески такого типа. Стоимость самого упругого стержня для машин бюджетного класса около 6-7 тысяч рублей, держатели и сайлентблоки обойдутся еще в 700-1000 рублей. Замена в сервисе будет стоить еще пару тысяч, но можно сделать все работы своими руками при наличии специального ключа и съемника.

измерение высоты подвески

Совет! Далеко не все сервисы берутся за эту работу, поэтому стоимость может сильно отличаться от указанной. Как правило, самые адекватные цены у официальных дилеров.

Регулировка торсионной подвески своими руками

Необходимость регулирования натяжки торсиона возникает из-за их неравномерного износа или после каждой замены. Визуально этот параметр определяется методом измерения от земли до кузова автомобиля или в контрольных точках, которые указаны производителем в руководстве по эксплуатации. Периодичность проверки для внедорожников – каждые 10 тыс. км.

Читайте так же:
Как самому отрегулировать гур на камазе

схема принципиальная

Простую подтяжку торсионов можно сделать своими руками. Для этого потребуется смотровая яма или подъемник, линейка (штангенциркуль), домкрат, набор ключей.

Важно! подтягивать гайку натяжителя можно только на приподнятом авто, каждый раз измеряя изменение клиренса.

  • устанавливаем машину на ровную площадку, выравниваем давление в шинах;
  • покачиваем авто, чтобы снять остаточную нагрузку;
  • измеряем расстояние, вычисляем на сколько необходимо изменить клиренс;
  • приподнимаем автомобиль и ослабляем крепежную гайку торсиона;
  • ставим метки исходного положения;
  • спецключом вращаем вал из расчета 1 шлиц – 3 мм высоты;
  • затягиваем гайку и опускаем автомобиль;
  • проводим измерения, при необходимости повторяем.

Торсионная подвеска хоть и несколько непривычна для обычного автолюбителя, но достаточно широко распространена. Поэтому при выборе авто всегда следует обращать внимание на данную особенность и учитывать во время дальнейшей эксплуатации. Как показывает практика, современный торсион на легковом ТС – это надежный и ремонтопригодный узел и боятся его не стоит.

Принцип работы и устройство торсионной подвески

Основной элемент торсионной подвески – это торсион, который представляет собой цилиндрический металлический стержень, обладающий большой упругостью. Чтобы торсион хорошо пружинил при скручивании, он изготавливается из прочной стали, прошедшей специальную термическую обработку. При этом он выдерживает высокие механические крутящие напряжения и допускает без остаточной деформации большие углы закручивания. Торсионные стержни могут иметь круглое или квадратное сечение, а также состоять из металлических пластин.

конструкция торсионной подвески

Устройство торсионной подвески

Торсионная балка с одного конца жёстко закреплёна на раме автомобиля, а другой его конец через рычаг соединяется со ступицей колеса. Вертикальные перемещения колеса приводят к скручиванию торсиона и появлению пружинящей реакции. Таким образом, обеспечивается прочное и упругое соединение кузова автомобиля с его подвижной ходовой частью. Для повышения надёжности соединительных узлов и защиты от ударных перегрузок используются дополнительные спиральные пружины и гидравлические амортизаторы. Такая система подвески широко использовалась до недавнего времени во многих типах автомашин.

Как развивалась торсионная подвеска

Современная система торсионной подвески, применяемая на нынешних автомобилях, является результатом большого количества усовершенствований той детали, которая была использована впервые на автомашине Volkswagen Beetle, появившейся в 30-х годах 20-го века. Чешский учёный Ледвинка первым модернизировал торсион и применил его на автомобилях марки Tatra в тех же 30-х годах. Уже в 1938 году подобие ледвинкского торсиона стало массово применяться в KdF-Wagen автомобильной компании Фердинанда Порше.

Знаменитый австрийский инженер быстро оценил основное достоинство этой подвески – её малый вес, которое так необходимо и востребовано на армейских и спортивных автомобилях, а также внедорожниках. Там, где существуют строгие требования по весу и габаритам авто. И в настоящее время это преимущество торсионной подвески актуально и действенно, что подтверждается их применением на таких тяжеловесах, как Феррари F2001, Тойота Лэндкруизер, МАЗ-547 и др. Фердинанд Порше также разработал торсионы с двойными рычагами, поперечные стержни которых помещались в стальные трубы, расположенные друг над другом и исполняли роль торсионной балки.

Французский инженер Андре Лефевр, конструктор автомобиля Citroen TA, использовал такое достоинство торсиона, как зависимость жёсткости подвески от длины торсионной балки. Чем длиннее торсион, тем мягче получается подвеска. Кроме того, длинный вал, располагаясь вдоль продольной оси автомашины, позволяет распределить получаемую от дорожного полотна динамическую нагрузку по всей её раме. Это повышает устойчивость и управляемость машины.

Во время второй мировой войны торсионы активно использовались в бронетанковой и автомобильной военной технике. Торсионная подвеска устанавливалась на немецких «Пантерах» и советских «КВ». Успешно пройдя испытания в боевых условиях, эти подвески получили широкое распространение в послевоенное время. Их использовали практически все производители автомобилей в Европе и Америке. А 1961 год знаменателен тем, что торсион впервые был применён на передней подвеске. Этим автомобилем стал Jaguar E-Type. В Америке такая подвеска использовались на автомобилях марки «Крайслер» и «Паккард», а в Советском Союзе они устанавливались на ЗИЛах, ЛУАЗах и Запорожцах.

Читайте так же:
Регулировка газового редуктора на инжекторе 2107

Плюсы и минусы

Расположение торсионной балки под кузовом может быть как продольное, так и поперечное. В большинстве своём продольное расположение применяется на крупных и тяжелых автомашинах. На легковой технике чаще используются компактные поперечные торсионы задней подвески. В обоих случаях подвеска предназначена для решения следующих задач:

    ;
  • максимальное поглощение механических колебаний колёс и рамы;
  • стабилизация положения управляемых колёс;
  • регулировка угла крена на поворотах.

Поперечно расположенная подвеска ограничена по длине шириной колеи машины. По бокам кузова рабочие концы поперечных торсионов соединены с рычагами подвесок. Поэтому мягкость таких подвесок также получается ограниченной. В отличие от поперечных продольные балки не имеют жёстких ограничений по длине, поэтому по мягкости такие подвески не уступают рессорам и пружинам. Кроме того, продольная конструкция подвесок создаёт дополнительные технологические удобства при сборке кузова больших автомобилей.

К основным преимуществам торсионной подвески относится следующее:

  • она более компактна по сравнению с пружинной системой и занимает гораздо меньшее пространство;
  • простота установки и обслуживания;
  • небольшой вес;
  • она даёт возможность просто и быстро устанавливать необходимый дорожный просвет, не изменяя деталей конструкции подвески;
  • высокая надёжность и ремонтопригодность;
  • большая периодичность обслуживания и простота регулировки;
  • она обеспечивает лучшую управляемость автомобиля при возникновении крена.

Всё обслуживание торсионной подвески в основном сводится к подтяжке крепёжных болтов, которое можно выполнить, имея с собой только один гаечный ключ. Однако при этом не следует пользоваться принципом «чем сильнее, тем надёжнее», так как излишняя затяжка болтов может стать причиной повышенной жёсткости подвески.

Toyota Corolla Fielder с задним торсионом.

Торсионная подвеска, кроме тяжелых автомобилей, применяется в производстве легковых авто. Пример: Toyota Corolla Fielder, где используется задний торсион.

Основными недостатками подвесок на торсионных балках считаются:

  • Склонность автомобиля с такой подвеской к излишней поворачиваемости. На поворотах такие автомобили начинает разворачивать, что требует повышенного внимания водителя. Наиболее характерна и заметна такая склонность на автомобилях марки ЗАЗ, которые имеют небольшие размеры.
  • Сложная технология производства и обработки торсионов, обеспечивающих необходимую высокую прочность и упругость материала. Чтобы обеспечить устойчивость металла к возникновению поверхностных трещин торсионы проходят специальные процедуры по упрочнению поверхности с использованием пластических осадок и других технологий. Все эти технологические операции повышают стоимость подвески. Несмотря на это, они находят применение в современной автомобильной технике, чтобы обеспечить им высокий уровень комфортабельности при езде по различным типам дорожных покрытий.
  • Наличие игольчатых подшипников в узлах крепления рычагов к концам торсионной балки с ограниченным ресурсом пробега. Подшипники имеют свойство выходить из строя по причине попадания пыли, воды и грязи через трещины в сальниках и прокладках. Причём это происходит более часто из-за старения резинового материала и воздействия агрессивных сред, нежели от стиля вождения и его интенсивности. Основная панацея от этой беды – почаще заглядывать под днище автомобиля. Своевременное обслуживание позволит обойтись заменой сальников или подшипников. В худшем случае предстоит ремонт или замена балки, так как вышедшие из строя подшипники развальцовывают посадочные места, что приводит к изменению развала колёс. Ресурс подшипников составляет от 60 до 70 тыс. км.

Одной из причин, ограничивающих использование торсионов, является сложность получения полностью независимых колёсных подвесок, обеспечивающих высокий уровень комфорта. Однако наличие торсионной балки даёт возможность получить достаточно свободные подвески, если использовать на концах балки, вращающиеся амортизирующие рычаги. Этим достигается большая независимость колёс и большая плавность хода при езде. Особенно эффективна такая подвеска на тяжёлых машинах типа Peugeot 405 и Renault Laguna, у которых она испытывает большую нагрузку, что способствует улучшению комфортабельности езды. На более лёгких машинах Peugeot 106, 206, 306 такая подвеска будет менее эффективна и комфортабельна.

Читайте так же:
Регулировка педали сцепления приора в салоне

С развитием технологий производства различных подвесок со временем торсионные системы перестали применяться на пассажирском транспорте в связи с дороговизной изготовления торсионных балок и спецификой эксплуатации пассажирских автомобилей. Сейчас они используются в большинстве случаев на грузовиках и внедорожниках таких фирм, как Dodge, General Motors, Mitsubishi Pajero, Ford.

Как регулировать торсионы ?

Здравствуйте! Подскажите как регулировать торсионы что бы поднять передок.

#2 Гость_Asturn_*

  • />
  • Guests

головкой на 22 и метровой трубой

#3 vitalij

  • />
  • Members
  • 88 сообщений
  • качканар
  • OFA 2.4

головкой на 22 и метровой трубой

Не надо ни какой метровой трубы достаточно приподнять машину и все крутится обычной трещеткой ! Если конечно не поржавели болты! Главное накрутить одинаковое количество оборотов !

#4 Дядя Шнюк

  • />
  • Members
  • 1 670 сообщений
  • Сургут
  • Ниссан ВалероЛоган, Исузу Трупер 3,5 2002

#5 Jay

  • />
  • Members
  • 5 485 сообщений
  • Vyatka (43 RUS)
  • Виртуальный джипер

#6 RUN

  • />
  • Members
  • 2 439 сообщений
  • Киров
  • OFА Sport 93.4jb1t, Sprinter 313CDI, OVB 97 г, Х18ХЕ

Самое первое — ослабить сайленты рычагов.
Впоследствии — затянуть после регулировки под обычной нагрузкой.

Ну-ну. как ты ослабишь, если внутренняя втулка сайлента прикипает к оси.

#7 Jay

  • />
  • Members
  • 5 485 сообщений
  • Vyatka (43 RUS)
  • Виртуальный джипер

Ну-ну. как ты ослабишь, если внутренняя втулка сайлента прикипает к оси.

#8 RUN

  • />
  • Members
  • 2 439 сообщений
  • Киров
  • OFА Sport 93.4jb1t, Sprinter 313CDI, OVB 97 г, Х18ХЕ

У кого прикипает, тот меняет сайленты.

Твои бы слова да 4 года назад, когда торсионы выравнивали в твоем гараже.

#9 Jay

  • />
  • Members
  • 5 485 сообщений
  • Vyatka (43 RUS)
  • Виртуальный джипер

Твои бы слова да 4 года назад, когда торсионы выравнивали в твоем гараже.

головкой на 22 и метровой трубой

#10 Vit-kyks

  • />
  • Members
  • 723 сообщений
  • Нижний Новгород
  • Opel Frontera B Y22DTH 2003

Проспался что ли.
А всё таки, кроме обычного флуда, по существу темы есть что сказать?

Головка там на 27

#11 флинт

  • />
  • Members
  • 731 сообщений
  • г.Березники
  • опель монтерей

#12 Гость_Asturn_*

  • />
  • Guests

Вот головка действительно на 27.

да хоть на 43. главное в этой затее-метровая труба,каска и капа

#13 AnM

  • />
  • Moderators
  • 10 301 сообщений
  • Новосибирск
  • Trooper'93 (3 dr) 6VD1(DOHC) 4L30E

У кого прикипает, тот меняет сайленты.

Если бы речь шла про + — 1 мм при выравнивании авто, то я бы сайленты не трогал. Но ТС говорит про «поднять передок». В этом случае на сайленты уж точно придется обратить внимание.

#14 nil_740

  • />
  • Members
  • 579 сообщений
  • Minsk
  • Isuzu Trooper UBS55 2.8TD 1991 4JB1-TC

Не надо ни какой метровой трубы достаточно приподнять машину и все крутится обычной трещеткой ! Если конечно не поржавели болты! Главное накрутить одинаковое количество оборотов !

А мы лом, вставленный в метровую трубу, согнули при откручивании 🙂 Только потом после регулировки перед опускать обратно пришлось. Зад оказался просевшим и фары стали смотреть в небо.

#15 Дядя Шнюк

  • />
  • Members
  • 1 670 сообщений
  • Сургут
  • Ниссан ВалероЛоган, Исузу Трупер 3,5 2002

#16 Гость_Asturn_*

  • />
  • Guests

Коллеги Вы монстры)))

Вы чудовище Зорг-Я знаю(С)

#17 andira2002

  • />
  • Members
  • 9 931 сообщений
  • питер
  • OFA больше нету.моня 3,1 и 3,2 и 3,2

Коллеги Вы монстры)))
Лом, труба. Тряпочки намотанные на болты и месяц раз в неделю подлив соляры — крутится простым рожковым ключом с 50-см трубкой в качестве усилителя

#18 yraz

  • />
  • Members
  • 1 229 сообщений
  • Ростов-на-Дону
  • Опель Фронтера А Спорт 1995
Читайте так же:
Быстрая регулировка клапанов камаз

Мне тоже хватило полуметрового рычага, но вот про то, что сайленты нужно откручивать не знал, печалька

#19 Гость_Asturn_*

  • />
  • Guests

Мне тоже хватило полуметрового рычага, но вот про то, что сайленты нужно откручивать не знал, печалька

зависит от высоты подъёма.чем выше поднял,тем большая вероятность что салентам кирдык

#20 Jay

  • />
  • Members
  • 5 485 сообщений
  • Vyatka (43 RUS)
  • Виртуальный джипер

Луаз Регулирую Торсионы Своими Руками

Слушать

Загрузил: Своими руками FS

Длительность: 5 мин и 55 сек

Битрейт: 192 Kbps

Похожие песни

Регулировка Торсионов На Луазе Умничаю

Еще Раз Про Установку Рулевой Колонки Ваз На Луаз

Шкворни На Шарах Тюнинг Луаз Какие Проблемы При Замене Не Повторяйте Моих Ошибок

Луаз 1302 Востанавливаю Своими Руками Обзор Проделаной Работы 2

Луаз Хитрые Шкворня Или Спасение Рычагов

Как На Луазе Подключается Задний Мост Пониженная Передача И Блокировка Дифференциала Заднего Моста

Луаз Про Торсионы

Поднимаем Луаз На Торсионах

Луаз Проблема Шкворней На Шариках

Как Правильно Отрегулировать Торсионы

Купил Луаз На Запчасти А Получилось

Ремонт И Тюнинг Луаза Часть3 Советы По Правильной Сборке Передней Оси Тюнинговая Ось

Луаз Передняя Блокировка

Схождение На Луаз 969 Куда Лезть С Чего Начинать

Луаз Колесный Редуктор Снятие То

Луаз Шкворня На Шариках Доработка

Луаз Немного Про Колеса

Слушают

Lady Gaga Just Dance Instrumental Slowed

La Bouche Where Do You Go Earlwood Remix

Как Бы Мы Не Сходили С Ума Slowed

Ты Знаешь Мама Он Какой

Интервью С Ласертой

Хиты Последних 20 Лет

Neffex Don T Let Me Down

Belladonna Ava Max Slowed

Сабр Мега Мерам

Вальяк Медитация Любви И Изобилия

Instrumental Frozengangbeatz Soda Luv Mayot Rvmzes Запятые Prod Juicy Dope

Deep House Lay La

Still Wild La Mar

Одним Цветком Бедней Стала Жизнь Моя

Кумпарсита La Cumparsita

Скачивают

John Ny Live Talk About The Fresh News This Afternoon I Just Got From Rfa And Local News

I Broke My Costly Phone Please Watch Full Short

X Men Evolution Apocalypse Theme Awakening From Apocalypse Ost

Hajj Aur Umrah Karne Ke Fayde Ameer Banne Ka Wazifa Qari Sohaib Ahmed Meer Mohammadi Hafizahulla

Луаз Регулирую Торсионы Своими Руками

Testng Parameterisation Parameters Optional

Alim Masroor Old Song Poetry Shahzad Nazir Deewan E Shahzad Singer Alim Masroor Videos

Aws Basics Create Ec2 Instance Using Aws Cloudformation

Alim Masroor Full Song

8Th Science Quiz 1 Measurement Answers 8Th Science Quiz1 English Medium Answers Tnscert Quiz

04 05 09 21 Дача Сад Еще Цветёт Собрала Перцы Убираю В Теплице Начинаем Сеять Сидераты

Wakaazi Wa Nyeri Wamekataa Kuskiza Wanasiasa Wanaofanyia Raila Campaign

Framework 3 Implement Pageobjectmodel With Pagefactory Pattern

Best Akurinu Wedding Macdee Top Mc For All Your Events 0702 903 081

Cancer They Regret Not Committing To You Have To Talk To You April 2021

Dp Ruto To Have A Meeting With All Uda Aspirant Over The Arrest Of Gov Waiguru

Nyumba Imesimama We Urgently Need Iron Sheets Cement Windows Doors Labour Mai Mahiu Njoki S House

Akhirnya Sakura Update Lgi Wow Tas Bisa Jadi Item Ada Motor Baru Kalian Harus Update Sekarang Juga

Fpj S Ang Probinsyano Advance Episode November 3 2021 Advance Episode Fan Made Teaser

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector