Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммутатор ВАЗ: основа бесконтактного зажигания волжских автомобилей

Коммутатор ВАЗ: основа бесконтактного зажигания волжских автомобилей

Коммутатор ВАЗ: основа бесконтактного зажигания волжских автомобилей

Коммутатор ВАЗ

В автомобилях ВАЗ, начиная с модели 2105, используется бесконтактная система зажигания, управление которой осуществляется электронным коммутатором. Все, что вы хотели узнать о коммутаторах, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе, замене и ремонте этих устройств — рассказано в статье.

Что такое коммутатор ВАЗ

Коммутатор ВАЗ (электронный коммутатор зажигания) — электронный блок бесконтактной системы зажигания (БСЗ) автомобилей ВАЗ на основе датчика Холла; устройство для управления током первичной обмотки катушки зажигания, обеспечивающее формирование на вторичной обмотке импульсов высокого напряжения и бесперебойного искрообразования.

В поздних модификациях автомобилей ВАЗ-2105 и 2107, большинстве модификаций семейства Samara (2108, 2109, 21099), «Ока» (ВАЗ-1111) и некоторых ранних модификациях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 с карбюраторными силовыми агрегатами использовалась БСЗ. В данной системе обычный трамблер с контактным прерывателем был заменен двумя устройствами — распределителем зажигания с датчиком импульсов (в качестве которого выступает датчик Холла) и работающим с ним в паре электронным коммутатором. Именно из-за отсутствия прерывателя контактного типа эта система получила название бесконтактной.

Электронный коммутатор (в зависимости от модели) выполняет несколько функций:

  • Управление током в первичной обмотке катушки (коммутация) в соответствии с сигналом, формируемым импульсным датчиком;
  • Установка оптимального режима работы системы зажигания (установка оптимального времени накопления энергии искры, изменение угла опережения зажигания и другие);
  • Защита низковольтного контура системы зажигания от чрезмерных нагрузок, коротких замыканий и других нештатных (аварийных) ситуаций;
  • Управление работой системы зажигания при запуске и остановке двигателя (главным образом — принудительное прекращение процесса искрообразования при остановленном двигателе).

Коммутатор является одним из основных компонентов БСЗ, обеспечивая ее нормальную работу. Указанные функции могут достигаться различными техническими средствами, поэтому сегодня существует большое разнообразие электронных коммутаторов для автомобилей ВАЗ — рассмотрим их подробнее.

Модели, конструкция и характеристика коммутаторов ВАЗ

Используемые на автомобилях ВАЗ электронные коммутаторы делятся на две большие группы:

  • Транзисторные;
  • На основе специализированных микросхем.

Устройство современного коммутатора ВАЗ

Устройство современного коммутатора ВАЗ

Типовая схема подключения электронного коммутатора

Типовая схема подключения электронного коммутатора

Наиболее просто устроены транзисторные коммутаторы, которые были исторически первыми (они пришли на смену контактно-транзисторных устройств, широко использовавшихся на автомобилях ВАЗ «Классика»). В сущности, это электронный ключ, дополненный усилителем сигнала от датчика импульсов, а также элементами защиты и температурной компенсации. Ключ построен на одном мощном транзисторе, который управляется одним или двумя транзисторами, усиливающими и изменяющими сигнал от датчика Холла. В качестве элементов защиты могут выступать включенные в схему стабилитроны (предотвращают скачки напряжения), тиристоры (отключающие коммутатор или его отдельные элементы в аварийных режимах) и другие детали. А элементы температурной компенсации (цепочки резисторов и конденсаторов) обеспечивают постоянство режимов работы полупроводниковых приборов во всем допустимом температурном диапазоне.

Работает транзисторный коммутатор довольно просто. Пока сигнал от датчика Холла отсутствует, электронный ключ открыт и по первичной обмотке катушки течет постоянный ток — в данный момент во вторичной обмотке никакого тока нет. Когда от датчика поступает сигнал, ключ закрывается, прерывая ток в первичной обмотке. Из-за наличия индуктивности ток в первичной обмотке падает до нулевого значения не мгновенно, а в течение какого-то периода (доли секунды), возникает явление электромагнитной индукции — вследствие этого эффекта во вторичной обмотке тоже возникает переменный ток высокого напряжения. Данный ток через трамблер поступает на свечу зажигания, где происходит искрообразование и воспламенение горючей смеси. В последующий момент через первичную обмотку вновь протекает постоянный ток, поэтому во вторичной обмотке ток вновь исчезает. Затем описанные процессы повторяются вновь до 200-300 раз в секунду.

Читайте так же:
Регулировка дисков сцепления камаз 4310

Транзисторная схемотехника заложена в коммутатор модели 76.3734. Это устройство отличается простой и надежностью, однако у него есть ряд недостатков. Например, с ростом частоты вращения коленчатого вала существенно снижается ток во вторичной обмотке, также коммутатор имеет ограниченный функционал и не может обеспечить эффективную работу системы зажигания на всех режимах.

Этих недостатков лишены электронные коммутатору на основе специализированных микросхем. В таком коммутаторе тоже используется электронный ключ на мощном транзисторе, однако управление ключом возложено на микросхему, что значительно расширяет функции и возможности всего устройства. В частности, в коммутаторах с микросхемами реализованы функции регулирования времени накопления энергии в катушке, безыскровой отсечки (ограничения искрообразования при включенном зажигании, но остановленном двигателе), различных уровней защиты и другие. Благодаря возможности регулирования времени накопления энергии, коммутаторы на микросхемах обеспечивают стабильное искрообразование во всем диапазоне оборотов коленчатого вала, чем и обусловлено их широчайшее распространение.

На микросхемах построены коммутаторы моделей 036.3734, 42.3734, 72.3734 (все на отечественной элементной базе) и их модификации, 98.3734, немецкий HUCO.13 8090 и другие (на зарубежных микросхемах).

Электронные коммутаторы делятся еще на два типа по количество каналов управления:

  • Одноканальные;
  • Двухканальные.

К одноканальным относятся все описанные выше устройства. Они предназначены для работы с одной катушкой зажигания, поэтому в системах с двумя катушками приходится использовать два одинаковых коммутатора, работающих с одним импульсным датчиком. Двухканальные коммутаторы — специализированные устройства для управления сразу двумя катушками зажигания. К устройствам этого типа относят коммутатор модели 133.3774 некоторых модификаций.

Конструктивно все коммутаторы ВАЗ выполнены в виде компактных пластиковых блоков с интегрированными алюминиевыми теплоотводами (они обеспечивают охлаждение мощного транзистора в процессе работы системы зажигания). В теплоотводах выполнены проушины или отверстия для монтажных винтов, с их помощью коммутатор монтируется на кронштейн или непосредственно на кузова автомобиля. Подключение коммутатора к электросистеме осуществляется с помощью одного стандартного разъема с контактами ножевого типа, расположенного на стенке корпуса.

К основным характеристикам электронных коммутаторов системы зажигания можно отнести:

  • Ток коммутации;
  • Предельные частоты вращения коленчатого вала, при которых обеспечивается бесперебойное искрообразование;
  • Допустимое и максимальное напряжения питания;
  • Время безыскровой отсечки.

У современных коммутаторов для автомобилей ВАЗ ток коммутации лежит в пределах 7-8 А, рабочие напряжения — от 6 до 18 В, максимальное напряжение — до 25-30 В в течение пяти минут, предельные частоты вращения коленвала — от 20 до 7000 об/мин, а время безыскровой отсечки — не более 2-3 секунд.

Как правильно подобрать, заменить и отремонтировать коммутатор ВАЗ

Расположение электронного коммутатора зажигания

Расположение электронного коммутатора зажигания

В процессе эксплуатации автомобиля коммутатор может выйти из строя, частично или полностью нарушив работу двигателя. Главный признак поломки коммутатора — слабая/нестабильная искра или ее полное отсутствие. Если другие причины появление такого симптома исключены, то следует проверить коммутатор, и в случае его неисправности — заменить. Простейшая проверка заключается в подключении в разрыв провода, идущего от коммутатора на первичную обмотку катушки (клемма «К» на катушке и клемма «1» на коммутаторе), контрольной лампы или тестера (это нужно делать при выключенном зажигании). Если коммутатор работает, то при включении зажигании лампа будет мигать, если этого не происходит, то лучше поставить новый коммутатор.

На замену следует брать коммутатор того же типа, что был установлен на автомобиль ранее, либо совместимые с другими элементами системы зажигания аналоги. Например, с коммутаторами 036.3734, 76.3734 (и другими 3734) совместимы распределители модельного ряда 3706 и катушки зажигания 3705, но возможны и другие варианты.

Читайте так же:
Регулировка дверей на уаз 3962

Замена коммутатора на всех моделях ВАЗ проста:

  1. Выключить зажигание, снять клемму с АКБ;
  2. Отсоединить от коммутатора электрический разъем со жгутом проводов;
  3. Вывернуть два монтажных винта/болта, демонтировать устройство;
  4. Установить новый коммутатор, предварительно очистив его монтажную площадку от загрязнений и следов коррозии;
  5. Выполнить все электрические соединения.

После замены электронного коммутатора необходимо настроить угол опережения зажигания, а иногда выполнить и другие регулировки. Каких-либо дополнительных операций с самим коммутатором не требуется. Если деталь подобрана и установлена правильно, то система зажигания автомобиля ВАЗ будет нормально функционировать в любых условиях.

Другие статьи

Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.

В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.

Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.

При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.

Тюнинг Автомобилей Ваз

Модернизация системы зажигания - блоки управления зажиганием Пульсар и Октан

Существуют следующие способы такой
модернизации:

1. Установка на штатную контактную систему зажигания дополнительного блока управления (Пульсар, Искра).

2. Установка бесконтактной системы зажигания.

3. Установка на бесконтактную систему зажигания дополнительного блока управления (Пульсар, Октан).

4. Установка микропроцессорной системы зажигания. Есть еще экзотические варианты в виде двухкатушечного бесконтактного и т.н. Михайловского зажигания.

Контактная система зажигания (КСЗ)
Бесконтактная система зажигания (БСЗ, БКСЗ).
Микропроцессорная система управления зажиганием
Блоки управления зажиганием Пульсар и Октан

Блоки управления зажиганием - Пульсар для классикиБлоки управления зажиганием Пульсар, вне зависимости от назначения, т.е. для КСЗ или БСЗ, состоят из самого блока и выносного пульта. Наиболее интересными возможностями этих блоков, по заявлением их изготовителей, является обеспечение функций «октан-коррекции» и т.н. «резервный режим». Функция «октан-коррекции» должна обеспечиваться за счет корректировки начального уровня опережения зажигания (УОЗ) из салона автомобиля с помощью пульта. На самом деле с помощью этого пульта упрощенно регулируется запаздывание сигнала с датчика положения коленвала (контактной группы для КСЗ или датчика Холла для БСЗ). Запаздывание это в Пульсаре практически никак не связано с оборотами двигателя, т.е. регулировка этого запаздывания вовсе не является регулировкой УОЗ. Благодаря этому польза от такой «октан-коррекции» весьма сомнительна. Ну может за исключением случаев периодического использования бензина с разными октановыми числами. Т.е. если УОЗ начально установлен на 95-ый бензин, то при заправке 76-ым действительно можно с помощью пульта, из салона, убрать детонацию (в народе называемую звоном пальцев) не залезая под капот.»Резервный режим» предназначен для обеспечения работы двигателя при выходе из строя датчика положения коленвала. Обеспечивается он с помощью простейшего генератора импульсов. Т.е. фактически в этом режиме непрерывно генерируются кратковременные импульсы которые обеспечивают формирование множественных высоковольтных импульсов (искр) на той свече, на которую повернут бегунок. Один из этих импульсов скорее всего действительно с высокой степенью вероятности обеспечит воспламенение смеси в соответствующем цилиндре, но даже о минимальной стабильности работы двигателя в этом режиме говорить трудно. Попробовав проехаться на машине с двигателем работающем в таком режиме, сразу захочется купить в багажник запасной коммутатор.
Схемотехнически Пульсары это достаточно кyстаpные вариации на тему коммутаторов для БСЗ от АТЭ-2. Т.е. конечно как повезет, но надеяться на нормальную надежность и долговечность не стоит. Желательна доработка, по крайней выходной силовой части.
Конструктивно Пульсары выполнены достаточно неудачно, корпус очень громоздкий, и при этом имеет несколько больших отверстий снизу. Благодаря этому под корпус будет попадать влага и грязь, а плата как следует не защищена внутри ничем, что опять же не позволяет надеяться на нормальную надежность и долговечность этого устройства.
Развитием Пульсара является Силыч. Судя по тому что конструктив у них с Пульсарами очень схожий, можно предположить и общие корни. Силыч в отличие от Пульсара оснащен датчиком детонации, который должен обеспечивать корректировку УОЗ. Но к сожалению принцип коррекции УОЗ подобен тому что используется в Пульсаре, т.е. он практически не зависит от оборотов. Поэтому корректировка УОЗ будет скорее всего далеко не оптимальна. Схемотехнически и конструктивно Силыч подобен Пульсару, т.е. надеяться на нормальную надежность и долговечность в эксплуатации не стоит. Правда иногда встречаются Силычи с импортными элементами в выходных цепях, что разумеется должно положительно сказаться на их надежности. Но это большая редкость, а убедиться в магазине что к чему не получится.
Грубо говоря, оптимальным вариантом апгрейда классической системы зажигания, по моему мнению, является установка БСЗ.

Читайте так же:
Как правильно регулировать рулевую колонку на ваз 2106
Новые потребительские свойства автомобиля при замене классической системы зажигания на бесконтактную

Бесконтактная система зажигания (БСЗ) в сборе

Бесконтактная система зажигания (БСЗ) с датчиком Холла оптимизирует процесс сгорания в двигателе, что позволяет обеспечить:
Повышение мощности двигателя на 5-7% и динамических свойств автомобиля;
Снижение расхода топлива до 5%;
Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу до 20%;
Стабильный пуск при отрицательных температурах до минус 30°С и при повышенной влажности (что сберегает аккумуляторную батарею);
Устойчивое искрообразование при пониженном напряжении питания (до 6 В);
Сведение до минимума технического обслуживания системы зажигания: отсутствие периодической регулировки и замены контактов;
Стабильность работы двигателя на протяжении всего периода эксплуатации.

Схемы коммутаторов зажигания

Я немного вклинюсь и повангую. ))) Что по идее должно измениться.
Во первых речь идет о 4х тактном двигателе который весьма чувствителен к углу опережения от оборотов. На что китайцы радостно забили надеясь на довольно развитую КПП. В реальности же потребитель попал в ситуацию сравнимую с Дешкой, в которой нет коробки. А именно недостаточная эластичность двигателя, т.е. приемистость в зависимости от оборотов.

В данном случае получается скачкообразное изменение угла опережения. Этакий очень простой и бюджетный частичный способ решения проблемы, о чем я писал в этой теме несколько ранее.

Итак, предвидимые результаты. Облегченный запуск, получше тяга на низах. Возможна более равномерная работа двигателя, без надрывов в том или ином режиме, в зависимости от общего угла опережения. В тории можно двигать угол в сторону более раннего для достижения больших оборотов без потери тяги. При этом, в отличии от исходника, двигатель сохранит нормальный запуск и приемлемую тягу снизу.

cdi-auoz_5e13220251497.rar | 83,04 Кб | Скачали: 262 раза
us5024204_5e132202519cf.rar | 230,19 Кб | Скачали: 210 раз

"объем настоящего изобретения должен быть ограничен только следующей формулой изобретения."
Тогда у нас полностью развязаны руки. )))))))))
Пущай дальше так Д1 включают. )))

Я вообще не понял нафига они уходят с фазы напряжения на фазу тока шунтируя датчик. Мы этой ошибкой накушались в СЛХ.

Читайте так же:
Газ 3110 инжектор регулировка холостого хода

-единственная мысль-изменить конструктив самого датчика со смещением на основании относительно штатного места крепления.

Сам паленый блочок стянутый с сердечника до сих пор не вскрыт, так и лежит, ждет препарирования. На дачу взять 2 года забываю, а вонять дома как то не айс. Я иногда конечно так поступаю, когда никого нет, но как то более важные дела на такие случаи подбираются ))))

Собственно я это к тому что подобный конструктив занимает некое промежуточное положение между медленно растущим напряжением как на Д, где хороша ЗАН и практически точечным индуктивным датчиком. Это стоит учитывать.

qwant вроде как отошел от мопедной тематики. Где то на радиофорумах обитает. Омич когда то с ним связался наконец, после многолетней пропажи.

Так то привычное нам В-50. Датчик с подмагничиванием там для регулировки ОЗ не прокатит.
Давал картинки как это решал, 2 датчика самодельных, не Ш образные а П образные. Но схема была иная, не Дмитрия67, раздельно подавал импульсы.

От той конструкции все что осталось это фотки содержимого датчика и вот такой пучок потрохов, уже частично разукомплектованный.

Фактически 2 коммутатора, питающиеся от одной зарядной обмотки. Виден и подстроечник для выставления порога. Тиристор стабилизатора тоже сохранился. Почему именно 2, а не совместил после цепи управления? Всё очень просто. Отъезжая на дальнее расстояния в места где до ближайшего жилища десяток километров, к тому же часть пути по малохоженным тропкам подмосковной мещеры, очень не хочется что бы техника стала недвижимостью. Такое решение было вызвано простым повышением запаса прочности. Вышел один канал, например верхний, вернемся домой на втором, только мотор не будет раскручиваться. Вышел нижний, перемкнули ( возможность была заложена) регулировочный резистор и пусть и не шибко приятно завели мотор. Несколько потеряем в этом случае снизу но домой всеравно вернемся верхом.

Настройка зажигания ВАЗ 2106

Датчик Холла на ВАЗ

Оттого насколько грамотно и квалифицированно выполнена настройка зажигания ВАЗ-2106 зависит не только мощность и динамика силового агрегата, но и расход. Некорректную работу зажигания можно выявить по следующим моментам:

Настройка зажигания ВАЗ-2106

недостаточная мощность двигателя;

неустойчивый режим ХХ;

детонация после выключения;

при резком нажатии на «газ» появляется характерный стук пальцев.

Настройка зажигания на ВАЗ

В зависимости от того какой тип зажигания установлен вашей модели, настройка системы имеет некоторые особенности. В то же время принцип выполнения данной операции для всех модификаций аналогичен. Регулировка зажигания ВАЗ-2106 проводится в 3 этапа:

Регулировка зажигания ВАЗ-2106

УЗСК – калибровка угла контактов в замкнутом положении.

УОЗ – регулировка угла опережения.

Контроль работоспособности в движении.

Регулировка углов контактов зажигания

Для работы нам понадобится:

набор ключей, в том числе и специальный ключ для коленвала;

набор щупов для ВАЗ-2106;

Регулируем угол контактов зажигания ВАЗ-2106

Если на вашей модели применена классическая или система зажигания транзисторного типа настройку зажигания выполняем в следующем порядке.

Демонтируем крышку с трамблёра и надфилем чистим контакты, чтобы они плотно замыкались друг с другом. Если необходимо, подгибаем неподвижный элемент.

Вращая специальным ключом коленвал, устанавливаем максимальный зазор. При отсутствии ключа, можно выполнить эту процедуру путём толкания автомобиля, предварительно включив 4-ю передачу.

После того как установлен максимальный зазор, выкручиваем винт пластины подшипника.

Затем пластиной в 0,4 мм калибрует зазоры, а потом фиксируем положение, вкручиванием винта.

Контролируем расстояние между электродами пластинками на 0,35 и 0,4 мм. В этом случае тонкий щуп должен легко проходить, а толстый инструмент – не должен. Ставим на место крышку трамблёра.

Читайте так же:
Регулировка яркости света для ваз

Запускаем двигатель и проверяем с помощью тахометра УЗСК. Он должен быть 55°±3°. При необходимости выполняет его калибровку.

Регулируем угол опережения зажигания

Регулируем угол опережения зажигания ВАЗ-2106

Для выполнения этой процедуры существует несколько вариантов, оптимальными являются следующие:

с помощью стробоскопа;

с помощью лампочки;

Настройка с помощью стробоскопа – наиболее быстрый и точный способ калибровки при условии наличия данного устройства. Сначала необходимо подключить прибор к сети машины. Затем следует снять с трамблёра и заглушить трубопровод октан корректора. Вслед за этим прогреваем двигатель до рекомендованной температуры. После этого ослабляем крепёжный болт трамблёра и направляем луч стробоскопа в район шкива. При устойчивых оборотах ХХ вращая корпус трамблёра, устанавливаем первую метку шкива против второго деления, которое находится на крышке газораспределителя. Отрегулировав нужное положение, фиксируем корпус трамблёра, закручиванием крепёжного болта.

Настройка с помощью стробоскопа

Настройка с помощью лампочки выполняется при отсутствии стробоскопа. Регулировка производится с помощью двенадцативольтовой лампочки, к которой предварительно подсоединены 2 провода и специального ключа для коленвала.

Сначала вращая коленвал, установите его метку напротив нулевого деления на крышке газораспределителя.

Один провод лампочки соедините с катушкой через кабель, идущий от трамблёра, а другой – с массой кузова.

Центральный кабель трамблёра выньте и подключите на массу.

Открутите немного крепёжный болт корпуса трамблёра.

Включите систему зажигания, лампа должна гореть.

Вращением по часовой стрелке корпуса трамблёра установите положение, при котором погаснет контрольная лампа.

Вслед за этим двигайте корпус обратно до того момента, когда снова загорится лампа.

С помощью болта зафиксируйте трамблёр.

Настройка с помощью лампочки системы зажигания ВАЗ-2106

Если на вашей модели предусмотрена тиристорная или транзисторная схема замка зажигания ВАЗ-2106, данную регулировку выполнить с помощью лампочки не получиться из-за того, что напряжения, которое имеется на контактах трамблёра, может не хватить для включения лампы. В таком случае настройку следует произвести с помощью диодного пробника или вольтметра.

Регулировка по наличию искры производится на основании того, что искра появляется при размыкании контактов. Предварительно установите коленвал в положение, при котором его метка совпадёт с первым делением на крышке газораспределителя. В этом случае бегунок трамблёра будет находиться напротив силового кабеля 1-го цилиндра. Вытащите центральный кабель трамблёра и расположите его на расстоянии от массы в пределах 5 мм. Открутите крепёжный болт трамблёра и включите зажигание. Проверните корпус в сторону часовой стрелки на 25-30 градусов. После этого медленно двигайте корпус обратно и в момент появления искры, зафиксируйте трамблёр.

Регулировка по наличию искры системы зажигания

Регулировку на слух следует проводить только в исключительных случаях, когда вышеизложенные варианты по той или иной причине реализовать не удалось. Сначала включаем двигатель, а затем ослабляем крепление корпуса трамблёра. Вращая корпус, установите максимальные обороты мотора. После этого поверните трамблёр немного по часовой стрелке и зафиксируйте корпус болтом. При этом вполне вероятна большая ошибка, однако, этого будет достаточно, чтобы добрать до ближайшей станции обслуживания или своего гаража, где можно будет выполнить более точную настройку.

Регулировку на слух системы зажигания

Видео- Установка зажигания по лампочке

Контроль работоспособности зажигания

Результаты настройки зажигания необходимо протестировать в процессе движения машины. Перед этим предварительно прогрейте двигатель и после разгона 45-50 км/час, включив 4-ю передачу, энергично нажмите педаль «газа». При правильной регулировке зажигания в этот момент должны кратковременно (1-2 сек) появиться и сразу исчезнуть характерные хлопки в результате детонации с последующим энергичным набором скорости. Если это не произошло, проверните корпус трамблёра на 1 позицию против часовой стрелки. Когда детонация продолжается более 2 секунд, корпус необходимо провернуть по часовой стрелке на 1 деление.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector