Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соединения на высокопрочных болтах

Соединения на высокопрочных болтах

Высокопрочные болты согласно ГОСТу P 52643-2006 – это стержневые крепежные детали с прочностными характеристиками не ниже класса 8.8. В качестве сырья для их производства используются легированные, а также низколегированные стали, в которых углерода содержится не более 0,4%. Технология изготовления – горячая либо холодная высадка. По завершении данного процесса на стержень наносится резьбовая нить. Заключительный этап производства – термическая обработка. На поверхность может наноситься слой защитного покрытия. Его толщина обычно не превышает 50 мкм.

Немного теории

Как известно, болты обычной прочности работают на срез. В отличие от них рассматриваемые метизы работают на растяжение. Иная ситуация наблюдается в отношении соединения, сформированного высокопрочными болтами. Оно работает на трение. Благодаря данному фактору прочность и, соответственно, надежность сопряжения повышаются в разы.

Чего следует ожидать, если на посадочное место, отведенное под высокопрочный крепеж, установить обычные стержневые соединительные детали? При эксплуатации такого скрепления причинно-следственная цепочка выглядит следующим образом: в сечении возникает поперечно направленная сила → там же появляется сдвигающая сила → пластины сдвигаются по причине недостаточной степени натяжения болта, обусловливающей небольшую силу трения → происходит деформация болта → скрепление утрачивает прочность.

Soedineniya na vysokoprochnyh boltah.jpg

В соединении, сформированном на основе высокопрочных болтов, эти детали прижимают металлические пластины одну к другой, ввиду чего возникает сила трения, препятствующая сдвигу скрепляемых элементов конструкции. Поэтому требование об обязательной необходимости предварительной очистки поверхности пластин от загрязнений и ее обезжиривания перед скреплением в данном случае очень актуально.

Сфера применения

Используются соединения на болтах высокой прочности во многих отраслях современной промышленности, в частности, в:

ü процессе сборки узлов транспортных средств;

ü строительной индустрии;

ü сфере возведения мостовых сооружений; железнодорожных магистралей и т.д.

Встречаются такого рода соединения и в быту. Например, когда необходимо закрепить на бетонной несущей стене массивный широкоформатный плазменный телевизор. В данном случае высокопрочные болты выполняют функцию анкера.

Прочность

Государственным стандартом за номером P 52643-2006 установлены требования к высокопрочному крепежу, используемому для создания соединений. Под таковым подразумеваются болты с 6-гранной шляпкой, гайки шестигранной конфигурации, размер под ключ которых увеличен, а также шайбы.

Прочностные характеристики данного болтокомплекта определяются согласно ГОСТа 32484.1-2013 по двум системам – Роквелла (показатель НR) и Виккерса (показатель НV). При этом НR для болта может принимать одно из двух значений – 10.9 либо 8.8, а НV только одно – 10.9. В тексте данного нормативного документа отдельно оговорено, что формирование соединения не должно допускать смешивание деталей пусть даже с одинаковой прочностью, но определенной по разным системам.

Технические характеристики болтов

Диаметр резьбы, параметр d

Диаметр резьбы, параметр d

Параметр l (длина стержня) изменяется в диапазоне 40,0 мм≤l≤300 мм.

Для предотвращения коррозии на поверхность болтов может наноситься защитный слой. Максимальная толщина такого покрытия (обозначение W) зависит от диаметра резьбы крепежной детали. В цифрах это выглядит следующим образом:

резьба M16 – W≤25,0 мкм;

резьба M22, M20, M18 – W≤30,0 мкм;

резьба M27. M24 – W≤40,0 мкм;

резьба M48, M42, M36, M30 – W≤50, мкм.

Основные положения CHиП III 18 75

В данном нормативном документе указаны правила, которыми нужно руководствоваться при изготовлении конструкций из металла. Кроме того, им описаны все виды соединений, созданных с использованием высокопрочных болтов, в частности:

  • Фланцевое. Сфера применения таких соединений – конструкции, работающие исключительно на изгиб или на растяжение. В первом случае задействуются т.н. фланцы податливого вида, а во втором – жесткие;
  • совместно со сваркой – болтосварное. Применяется для усиления конструкций, созданных на основе фланцевых, а также фрикционных соединений путем приваривания деталей. Второй вариант реализации – монтаж высокопрочных болтов в сварных соединениях, предусматривающий предварительное натяжение последних;
  • болтозаклепочное. Используется, когда возникает необходимость замены заклепок высокопрочными стержневыми метизами. В число самостоятельных разновидностей соединений не входит. Подбор болтов, заменяющих заклепки, требует тщательного подхода. В Сети можно найти специальные таблицы, отображающие, какому болтовому соединению соответствует заклепочное. Нужно просто не полениться, скачать хотя бы одну из них, изучить размещенную в ней информацию и корректно ее применить на практике. К примеру, на место демонтированной заклепки с диаметром d, равным 23,0 мм следует устанавливать болт M24. А заклепочный элемент с d=21,0 мм заменяется высокопрочной стержневой деталью с резьбой M20;

совместно с клеящим составом – болтоклеевое. Реализуется в случае необходимости учета наряду с изгибающим моментом еще и других сдвигающих усилий. В число таковых входят силы с векторами, ориентированными в продольном и поперечном направлениях. Соприкасающиеся элементы подобных конструкций покрываются пленкой из клеевого компаунда – чаще всего это олигомерный реакционноспособный вязкий продукт ЭД16, а также ЭД20. Состоят данные вещества из: химических соединений, увеличивающих пластичность покрытия. Они так и называются – пластификаторы; олигомеров, содержащих 3-членные насыщенные гетероциклы – а это уже эпоксидные смолы; продукта, обеспечивающего полимеризацию смолы – отвердителя; масс, затвердевающих под воздействием комнатной температуры – специальные наполнители в виде корунда.

Фрикционное. Здесь метизы формируют силу трения заданной величины между скрепляемыми компонентами конструкции, плотно прижимая их один к другому. Такое соединение должно обладать несущей способностью, превышающей, 75% от значения данного показателя детали, прикрепляемой к конструкции;

С несущими высокопрочными болтами. В этих соединениях сдвигающее усилие передается через:

деформацию, носящую местный характер – смятие;

нагрузку, работающую на срез;

силу трения между контактирующими поверхностями.

Расчет несущей способности проводится для каждого болта отдельно. Одновременно вычисляются индивидуальные прочностные показатели всех таких крепежных деталей и их стойкость к воздействию внешних нагрузок. Сфера применения несущих высокопрочных болтов – сборка конструкций следующих разновидностей:

постоянных, рассчитанных на работу под исключительно статическими нагрузками;

временных, устойчивых к воздействию вышеуказанных нагрузок;

временных, а также постоянных, при расчете которых учитываются нагрузки динамического характера, либо воздействия, работающие на сдвиг.

Необходимо отметить, что проектирование любого фрикционного соединения проводится на основе специальных нормативов. Их полный перечень содержится в CHиПе II.B.3-72. Разработка соединений иных видов осуществляется в соответствии с техническими условиями, представленными конкретной компанией-контрагентом, являющейся производителем работ. По причине широкого спектра разновидностей болтовых соединений, на чертежах они обозначаются каждое по-своему. Данное правило и цифробуквенные последовательности обозначения не претерпевали изменений с момента вступления в силу ГОСТа 2.315. А произошло это в далеком 1968 году.

Особенности натяжения высокопрочных болтов

Регулировка вращающего усилия в ходе натяжения этих крепежных деталей осуществляется следующими способами: по

величине момента закручивания;

углу, на который поворачивается гайка;

осевому натяжению самого болта;

количеству тангенциальных ударов гайковерта.

Независимо от выбранного метода затягивания высокопрочных соединительных элементов необходимо применять стяжные болты. И здесь есть еще один момент. Формулируется он так: в начале натяжения шляпку высокопрочных деталей нужно придерживать. Место, с которого следует начинать формировать соединение – середина либо его наиболее жесткий участок. Затягивание болта с определенным усилием выполняется посредством динамометрического ключа. Последовательность этапов скрепления компонентов конструкции с использованием данного инструмента выглядит так:

совмещение отверстий в сопрягаемых пластинах путем сквозного забивания пробок в некоторые из этих отверстий;

фиксация пакета в заданном положении стяжными болтами;

все резьбовые крепежные детали (включая стяжные) подлежат затягиванию с требуемым усилием;

пробки удаляются аккуратными ударами молотка по предварительно установленной направке. Далее там, где они находились, монтируются с помощью динамометрического ключа высокопрочные болты.

Технологические нюансы

При формировании соединения необходимо соблюдать определенные требования. Рассмотрим лишь ключевые.

Обработка поверхностей

Обработка контактирующих поверхностей скрепляемых элементов осуществляется:

пневматическим методом с использованием кварцевого песка;

огневой методикой посредством ацетиленовых многопламенных горелок;

вручную либо механически щетками со стальным ворсом.

Выполнять данную операцию необходимо с максимальной тщательностью. Ведь она призвана изменить коэффициент трения так, чтобы несущая способность формируемого соединения повысилась. Приступать к сборке объекта нужно не позднее 72 часов после проведения обработки. Если этот временной интервал будет превышен, ранее выполненную процедуру нужно будет повторить.

Подготовка болтов

Подготовка метизов предусматривает их расконсервацию с последующей:

очисткой от грязи и следов коррозии;

прогонкой резьбы отбракованных болтов.

Смазочный слой удаляется путем помещения высокопрочного крепежа в кипящую воду на непродолжительное время. По окончании данной процедуры болты следует окунуть в раствор, состоящий из 15 процентов автола и 85 процентов неэтилированного бензина. И здесь на срок хранения до формирования соединения действует ограничение – не больше 10 суток. Данное требование связано с возможным увеличением коэффициента закручивания при превышении этого временного интервала.

Прогонку резьбовой накатки высокопрочных болтов следует выполнять, применяя специальный гайковерт с пневматическим приводом.

Установка

Монтаж осуществляется с использованием двух (тоже высокопрочных!) шайб – одна идет под шляпку болта, а вторая размещается под гайкой. Гайка должна навинчиваться на резьбовую накатку свободно, то есть от руки. Иные варианты недопустимы. Гайка, накручивающаяся с трудом, подлежит замене. Впрочем, можно заменить сам высокопрочный болт.

Теперь несколько слов о пробках. Они должны размещаться в 10 процентах отверстий. Соответственно, удалять их допускается лишь после того, как во все остальные гнезда будут установлены болты и затянуты с требуемым усилием. При этом нужно действовать, не мешкая. Удалив пробку, монтировать на ее место высокопрочную соединительную деталь следует сразу же.

Затягивание крепежа M24 часто осуществляется гайковертом. Для его тарировки применяется такой показатель, как поворот ответной гайки на заранее определенный угол. Момент закручивающего усилия, обеспечиваемый подобным инструментарием, может достигать отметки 1600 Нм. Тарирование устройства для болтов M24 должно предварять начало выполнения монтажных работ. Гайковерт может комплектоваться сменными головками конусообразной конфигурации, отличающимися повышенным весом. Это обусловливает снижение потерь мощности при скручивании.

ustanovka.jpg

Помимо большой массы, у головок имеется еще одна особенность: они в обязательном порядке проходят этап термообработки. По его завершении твердость сменных приспособлений находится в диапазоне от НRС35 до НRС45.

Часто для формирования соединения на высокопрочных болтах M24 применяются последовательно два динамометрических ключа. Это предоставляет возможность получения максимально точной величины момента закручивания. Выглядит данная методика так:

первым ключом, который принято называть «малый», закручивают болты с моментом, не превышающим 200 Нм;

вторым инструментом, называемым «большой», производится финишное затягивание с моментом, равным 1600 Нм.

При закручивании всех высокопрочных болтов за исключением M24 ориентиром обычно является осевое усилие. Для выполнения данной процедуры применяется ключ с пневматическим приводом. Он подлежит обязательному тарированию перед формированием соединения.

Впрочем, для крепежа M20 и ряда иных типоразмеров можно осуществлять корректировку затягивания на величину момента закручивания. Способ достаточно сложен. Его реализация предусматривает расчет момента закручивания с последующим его измерением в ходе затяжки болта. Выполняется эта операция с болтами M20 и M24 с помощью электрического ударного гайковерта так:

сначала стержневой высокопрочный крепеж устанавливается в место, указанное на чертеже создаваемой конструкции;

затем осуществляется затягивание болтов посредством вышеупомянутого инструмента нанесением 3-х единичных ударов;

финишная затяжка. Гайковертом наносятся удары в количестве, требуемом для получения в высокопрочном стержневом крепеже осевого напряжения заданной величины. Обычно это 14-18 воздействий импульсного характера.

Заключение

В заключение стоит отметить один момент. При формировании соединения посредством высокопрочных болтов допускается депланация (так по-научному называется перепад поверхностей) сопрягаемых элементов конструкции до 0,5 мм. Если этот показатель (обозначение ПВ) находится в диапазоне 0,5 мм<ПВ≤3,0 мм, такой дефект нужно будет ликвидировать. Делается это механической обработкой, предусматривающей формирование плавного скоса, характеризующегося уклоном с соотношением меньшего катета к гипотенузе, не превышающим 1:10. Когда же параметр ПВ>3,0 мм, тогда устанавливаются металлические прокладки подходящей толщины.

Как правильно подобрать крепеж для монтажа стропильной системы

крепеж для стропильной системы

Каркасом стропильной системы и о снованием любой крыши является мауэрлат. В деревянных домах его функции может выполнять верхний венец сруба, а на кирпичных и бетонных стенах монтируется мощное основание из бруса.

Крепление мауэрлата

1. В домах, сложенных из клееного бруса или из бревен,мауэрлат не требуется. Если высоты несущих стен недостаточно, укладывается дополнительный венец-мауэрлат. Для его крепления используются кованные скобы и стальные нагели (шипы).

2. Крепление мауэрлата на кирпичных стенах возможно несколькими способами:

— в процессе кладки несущих стен на глубину 3-х и более верхних рядов кирпичей замуровываются шпильки диаметром не менее 14 мм. Нижний конец шпильки должен быть согнут под прямым углом в виде буквы «Г». Длина свободной части шпильки должна быть больше толщины мауэрлата на 3-4 см;

— на заключительном этапе кладки несущих стен заливается армированный пояс. В него вмуровываются «Г»-образные шпильки или анкерные болты диаметром не менее 14 мм. Длина открытой части крепежных элементов должна на 3-4 см превосходить толщину мауэрлата.

Расстояние между шпильками (анкерными болтами) выбирается кратным шагу стропил и равно 1,0. 1,5 м.

Перед монтажом мауэрлата на каменные стены обязательно укладывается слой гидроизолирующего материала.

Крепление стропил

1. Дома, сложенные из бревен или бруса, в процессе эксплуатации дают усадку, а их геометрические параметры изменяются. В таких условиях крыша должна иметь некоторую независимость. При жестком креплении стропильной системы крышу деревянного дома перекашивает , а кровельные материалы разрушаются. В худшем случае это может привести к разрушению каркаса дома, поэтому соединения стропил делают подвижным.

Стропила в коньке могут крепиться двумя способами:

— подвижное соединение с помощью болта М16;

— соединение с помощью пластинчатого шарнира. В этом случае на каждом стропиле 4-мя болтами М10. М12 крепятся по две стальных накладки. Роль шарнира выполняет болт М16.

Крепление стропил к мауэрлату осуществляется с помощью так называемых «салазок». Скоба и кронштейн крепятся гвоздями, при этом стропило имеет возможность небольшого перемещения относительно мауэрлата вдоль своей продольной оси.

2. Если дом сложен из кирпича или шлакоблока, применяется жесткое крепление стропил. В этом случае коньковое соединение выполняется следующими способами:

— неподвижное соединение встык. При этом стропила скрепляются гвоздями, а весь узел усиливается дополнительной стальной или деревянной накладкой — ригелем. Ригель к стропилам крепится болтами М10. М12 или гвоздями соответственно;

— неподвижное соединение врезкой в полдерева. В этом случае стропила соединяются болтом М16, а узел усиливается ригелем.

Крепление стропил к мауэрлату осуществляется с помощью усиленных стальных уголков. Для крепления уголков используются болты М10. М12 и гвозди.

В качестве дополнительных креплений неподвижных узлов используются хомуты, стяжки из проволоки и монтажная перфорированная лента.

Все резьбовые соединения выполняются с применением металлических шайб или пластин.

При креплении деталей конструкции гвоздями необходимо придерживаться следующего правила: длина гвоздя должна в 2-3 раза превышать толщину пробиваемого элемента.

Рекомендуется использование гвоздей с кольцевой накаткой длиной 100 мм, т.к. они меньше повреждают структуру дерева, при этом прочность соединения оказывается существенно выше.

Как подобрать крепёж для колёс самостоятельно

Добросовестные водители следят за состоянием шин, за давлением в них, за состоянием дисков. Однако большинство по-прежнему не обращает внимания на состояние крепёжных элементов колеса. А ведь это важно, поскольку износ и несвоевременная замена гайки или болта может привести к серьёзным последствиям.

В этом видео и тексте под ним рассказываем о нюансах, которые профессионалы учитывают при подборе крепежа для колёсных дисков.

Болты и гайки

Не стоит забывать, что болты и гайки состоят из металла, а значит, они подвержены коррозии. И если сейчас открутить колесо нетрудно, это не значит, что в следующий раз из-за прикипания болт не сорвётся и не сломается. Поэтому при сезонной смене шин обращают внимание не только на состояние шин и дисков, но и на отсутствие коррозии на крепёжных элементах.

А ещё из-за нагрузки или вибраций, особенно если не пользоваться динамометрическим ключом, резьба на крепёжных элементах может растянуться. А это чревато поломкой крепёжного элемента в самый неподходящий момент или же плохим креплением колеса к ступице. Поэтому с моментом зажатия лучше не переусердствовать.

Да и шиномонтаж лучше доверить профессионалам, которые точно заметят недочёты на элементах крепления и своевременно посоветуют их заменить. Они же помогут выбрать новые элементы крепления. Если выбирать самостоятельно, нужно учитывать как минимум два параметра. Первый — длина резьбы, её диаметр и шаг. Его регламентирует производитель автомобиля. Второй параметр — форма привалочной поверхности: конус, сфера, плоская шайба (пресс-шайба). Его регламентирует производитель диска.

Ошибка в выборе форм-фактора болта или гайки может вылиться в нежелательные последствия. Неплотное прилегание крепёжного элемента к диску может привести к его разрушению или же к тому, что шпильку или болт попросту срежет во время движения на высокой скорости.

Маркировка резьбы

Если говорить о резьбе, то существует две системы измерения: метрическая и дюймовая. Пример метрической маркировки: М14х1,5. «М» значит «метрическая», «142 — внешний диаметр резьбы в миллиметрах, «1,5» — шаг одного витка. Дюймовая резьба обозначается, например, как 1/5″х20, где «1/5» — внешний диаметр резьбы, а «20» — количество витков на один дюйм длины.

Также необходимо учитывать длину резьбы болта. Если она будет слишком длинной, то при закручивании болт упрётся в ступицу. Если будет слишком короткой, то количества закрученных витков может попросту не хватить для того, чтобы надёжно зафиксировать колесо.

Это особенно актуально для тех, у кого два комплекта шин на двух комплектах дисков. Например, если зимний комплект стоит на штампованных дисках , а летний — на литых . Для легкосплавных дисков болты обычно длиннее.

Для гаек эта проблема не столь актуальна. Но может случиться так, что при установке некоторых видов дисков не хватит длины заводских шпилек в ступице колеса. Тогда потребуется их замена на автосервисе.

Важно обратить внимание: болты и гайки следует закручивать динамометрическим ключом с моментом зажатия, который рекомендует производитель автомобиля.

Центровочные кольца

Ещё один элемент крепления колеса, который может быть использован только для легкосплавных дисков, — центровочное кольцо. Кольца понадобятся, если диаметр центрального отверстия у диска больше, чем рекомендует производитель автомобиля. Кольца формируют плотное сопряжение колёсного диска с посадочным местом на ступице. А ещё они предназначены для центровки колеса на ступице и равномерного зажатия крепёжными элементами.

Центровочные кольца обязательно должны быть пластиковыми, а покупать их стоит в магазинах. Металлические самоделки, выточенные на токарном станке, использовать нельзя, поскольку они вызывают дисбаланс и прикипают намертво.

Помощь в подборе крепежа

Чтобы получить профессиональную консультацию при подборе крепёжных элементов, обращайтесь к специалистам магазинов «Автосеть» по адресам:

  • Минск, ул. Радиальная, 40/2;
  • Минск, ул. Уманская, 54/1;
  • Минск, ул. Промышленная, 2/1;
  • Минск, ул. Д.Сердича, 11;
  • Брест, ул. Янки Купалы, 19;
  • Бобруйск, ул. Ульяновская, 40;
  • Витебск, пр-т Московский, 35;
  • Гомель, ул. Барыкина, 321а;
  • Гродно, ул. Победы, 17В;
  • Могилев, ул. Строителей, 21;
  • Мозырь, пер. 1-й Берёзовый, 16г;
  • Полоцк, ул. П.Бровки, 57.

Бесплатно доставляем шины и диски по всей Беларуси.

По данным Международного агентства MASMI Research Group, компания «Автосеть» — лидер шинного рынка Беларуси за 2018 год.

Как настроить гриф на гитаре

О гитаре

Хороший музыкант должен не только уметь играть на гитаре, но и знать как устроен инструмент. Без умения настраивать гитару невозможно добиться чистого звука и правильной техники игры. Настройка и регулировка грифа гитары — несложная операция. В большинстве случаев научиться корректировать прогиб может каждый гитарист.

  1. Что такое анкерный стержень грифа гитары и зачем он нужен?
  2. Типы анкеров для гитары
  3. Анкер и анкерная гайка
  4. Для чего производится регулировка грифа гитары?
  5. Какой прогиб у грифа должен быть?
  6. Как определить форму прогиба грифа
  7. Регулировка прогиба грифа: настройка анкера
  8. Регулировка грифа акустической гитары
  9. Регулировка грифа электрической гитары
  10. Регулировка грифа бас-гитары
  11. Полезные советы по регулировке анкера гитары

Что такое анкерный стержень грифа гитары и зачем он нужен?

Анкер(энкер) гитары —металлический стержень внутри основания грифа инструмента, толщиной 5-6 мм. Необходим для противодействия силе натяжения струн, которая может достигать несколько десятков килограммов. Струны стремятся изогнуть гриф, его форма должна быть максимально жёсткой. Анкерное устройство должно уравновешивать напряжение струн.

Классическая гитара имеет утолщённый брус и полимерные струны. В этом случае приспособление просто не требуется. С появлением акустических, электрогитар со струнами из металла и тонким брусом возникла необходимость укрепить конструкцию. Первый анкер на гитаре был установлен в 1921 году. Это дало возможность изготовления грифов из более лёгких материалов. Анкер в грифе помогает улучшать качество звука.

Помимо натяжения струн на деформацию влияют факторы:

  1. Влияние атмосферных условий. Повышенная влажность негативно влияет на древесину. Отрицательно сказываются перепады температур Для устранения воздействий окружающей среды, гитару нужно хранить в чехле, запрещено вытирать пыль с инструмента влажной тканью.
  2. Износ древесины. Материал низкого качества из которого сделан инструмент быстро выходит из строя.
  3. Интенсивность использования.

Типы анкеров для гитары

Существуют анкеры следующих видов:

  1. Регулируемый — анкерный стержень в грифе гитары плотно посажен с одной стороны, на другом конце расположена анкерная гайка, которую крутят, регулируя натяжение анкерного стержня. Наиболее распространённый вид. Отличается дешевизной, лёгкостью закручивания. Недостатком является необходимость частой настройки из-за недостаточной силы удерживания грифа.
  2. Нерегулируемый — придаёт жёсткость конструкции.
  3. Двухболтовый —имеет два регулировочных болта с двух сторон.
  4. Двойной анкер —представляет из себя два близко расположенных параллельных стержня, взаимодействующих при настройке. Применяется на 12-струнных гитарах и бас-гитарах. Анкерный механизм обладает повышенной прочностью. Давление как по краям, так и по центру. Гриф на гитаре более стабилен, отрицательные факторы сказываются в меньшей степени. Недостаток: дороговизна.

Анкер и анкерная гайка

Анкерное устройство состоит из металлического стержня и гайки. Может располагаться со стороны головки грифа, так и в месте крепления бруса к деке. При расположении со стороны корпуса для настройки анкера гриф необходимо отсоединять. На большинстве инструментов доступ к настройке находится на голове грифа под пластиковой накладкой.

Регулировка грифа гитары анкерным болтом проводится с помощью анкерной гайки, которая вращается при помощи приспособления. Анкерный ключ для гитары прилагается к инструменту при продаже. В исключительных случаях, действия можно произвести обычной отвёрткой. После регулировки гитару оставляют в покое на полчаса и снова измеряют прогиб. При необходимости регулировку повторяют.

Для чего производится регулировка грифа гитары?

Часто возникающие проблемы, указывающие на неправильный изгиб грифа:

  • струны дребезжат, звенят об порожки, ладят и не дают чистого звука;
  • становится трудно играть, тяжело делать зажим на пятом и выше ладу;
  • инструмент начинает неправильно строить, давать неправильные ноты.

Замена струн, как правило, приводит к необходимости настроить гриф. Проверку искривления рекомендуется проводить раз в 3-4 месяца, совмещая с остальной настройкой инструмента.

Какой прогиб у грифа должен быть?

Величина прогиба достаточно индивидуальна и зависит от вида инструмента, его качества, манеры игры исполнителя, условий температуры и влажности. Общие рекомендации: для акустических гитар величина зазора в норме должна составлять 0,2-0,3 мм, для бас-гитар 0,3-0,5 мм. Для непрофессионалов достаточно определять на глаз: главное чтобы струна не лежала на ладе, не было звуковых помех и трудностей зажима.

На прогиб грифа и высоту струн влияют факторы:

  • замена струн;
  • износ ладов;
  • манипуляции с мензурой и бриджем гитары.

Как определить форму прогиба грифа

Чтобы знать как настроить гриф, определяют форму его прогиба.

Величину зазора определяют следующим образом:

  • пальцем одной руки (лучше каподастром) зажимают шестую струну в первом ладе;
  • указательным пальцем другой руки зажимают лад в месте крепления грифа к деке (14-17 лад);
  • измеряют зазор между ладовым порожком и струной в 6-7 ладу.

Если зазор больше нормы, это говорит об излишней вогнутости грифа. Значит нужно затянуть гайку анкерного механизма. При малодопустимом зазоре, прогиб искусственно уменьшают путём ослабления анкерной гайки.

Регулировка прогиба грифа: настройка анкера

От правильности прогиба зависит чистота звучания. Перед началом регулировки струны ослабляют или снимают, чтобы избежать их обрыва.

Если струны расположены высоко, гайку затягивают шестигранником, вращая её по часовой стрелке. Разовый поворот не должен превышать четверти круга.

Если гайка затянута до упора, а зазор больше нормы, значит на болте недостаточно резьбы. В этом случае под анкерную гайку подкладывают шайбу. После этого продолжают процедуру.

При маленьком зазоре гайку ослабляют. Анкерный ключ вставляют в специальное отверстие и крутят против часовой стрелки.

Настройка грифа гитары:

  • определяют форму прогиба грифа;
  • снимают или ослабляют струны;
  • крутят анкерную гайку в нужном направлении;
  • проверяют степень искривления на седьмом ладу;
  • в случае необходимости ещё раз поворачивают гайку;
  • проверка;
  • если всё в порядке, натягивают струны;
  • проверяют: если недостаточно, подкручивают на минимальный угол;
  • оставляют гитару на некоторое время, окончательный результат будет виден в течении суток.

Первый раз настройка может показаться сложной. Но занимаясь этим регулярно, можно без труда понять как работает анкерный болт.

Регулировка грифа акустической гитары

На акустике анкер чаще всего расположен внутри деки в специальном отверстии под бруском. В редких случаях его размещают на головке инструмента.

В какую сторону крутить анкер на гитаре определяется методом измерения зазора. Для уменьшения зазора—крутят по часовой стрелке, для увеличения —наоборот. Главное при настройке, не спешить, не прикладывать чрезмерных усилий.

Регулировка грифа электрической гитары

Регулировочный болт расположен в головке грифа, чаще под крышкой. Перед настройкой проверяют изгиб грифа зажатием струн на разных ладах. Если слышен отчётливый звук —всё в порядке.

Настройка анкера электрогитары необходима:

  • отсутствие ясного звучания требует ослабления затяжки грифа.
  • звук громкий, расстояние от струны до лада больше толщины медиатора, нужно подтянуть анкерный болт.

Регулировка грифа классической гитары
В классическом инструменте анкер отсутствует. Высота струн на гитаре здесь регулируется путём пропиливания пазов на порожках.

  • снять струны;
  • напильником небольшого размера подпилить один, при необходимости два порожка;
  • после установки струн требуется настройка.

Проблема может возникнуть как сразу после покупки инструмента, так и в результате износа древесины.

Регулировка грифа бас-гитары

Научиться самостоятельно регулировать анкерный механизм полезно, профессионалы обычно берут за настройку бас-гитары немалые деньги.

О необходимости регулировки сигнализируют следующие проблемы:

  • струны дребезжат о лады;
  • находятся слишком далеко от накладки;
  • инструмент не держит строй;
  • изменился тембр.

В этих случаях следует измерить зазор, чтобы определить в какую сторону крутить анкер.

Настройка грифа гитары анкерным болтом:

  1. На многих бас-гитарах с креплением грифа на болтах гайка анкера расположена в конце корпуса. Для доступа приходится снимать струны и гриф.
  2. Ослабить гайку, смазать резьбу болта вазелином или машинным маслом.
  3. Закрутить гайку обратно, не затягивая.
  4. Затягивать анкер по часовой стрелке, ослаблять против часовой стрелки. Движения осторожны, поворот ключа 1/8-1/4 оборота.
  5. После каждой подтяжки устанавливают гриф и струны, смотрят результат.
  6. Нужно быть готовым, что провести процедуру придётся несколько раз.

Нужно дать инструменту “отстояться”, при необходимости продолжить регулировку.

Полезные советы по регулировке анкера гитары

Независимо от вида инструмента следует следовать следующим рекомендациям:

  1. Регулировка анкера на гитаре должна производиться профессиональными инструментами.
  2. Анкерный ключ вставлять как можно глубже, он должен идеально подходить по размеру. В противном случае есть риск сорвать резьбу.
  3. Крутить следует постепенно, плавно, не допуская большого уровня поворота. Лучше сделать регулировку за несколько раз с проверкой зазора. Звук щелчка говорит о трещине в бруске или срыве резьбы.
  4. Если ключ не поворачивается, его заклинило, не нужно прилагать усилий. Чтобы избежать повреждения грифа, нужно отнести гитару мастеру.
  5. Ослаблять или зажимать стержень следует с небольшим запасом, учитывая степень натяжения струн в обратную сторону.
  6. После регулировки анкера строй может нарушиться. Наладить его можно подкручиванием колок.
  7. Время окончательного изгиба деревянного грифа зависит от породы дерева из которого сделан инструмент. Клён реагирует почти сразу. Красное дерево обладает инерционным сжатием, только через сутки будет виден окончательный результат.

В случае повреждения резьбы на стержне, требуется его замена. Можно ли выкрутить анкерный болт? Сначала откручивается гайка. Специальным ключом с большой осторожностью выкручивается болт и заменяется на новый. Операция сложная из-за плотной фиксации стержня в дереве. Начинающим музыкантам следует доверить инструмент профессиональным настройщикам.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Клапан регулировки давления масла пежо 3008
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector