Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Углы развала-схождения: на что влияют, как взаимосвязаны и как правильно их регулировать

Углы развала-схождения: на что влияют, как взаимосвязаны и как правильно их регулировать

Правильные углы установки колес играют решающую роль в управляемости автомобиля.

Углы установки колес рассчитываются для каждой модели автомобилей еще на стадии проектирования подвески и предусматривают определенное положение задних и передних колес относительно плоскости дороги и друг друга.

Существует всего три регулируемых угла: развал, схождение, кастер. Именно их выставляет мастер-развальщик.

Развал

Развал (camber) — угол наклона колёс по отношению к перпендикулярной плоскости, т.е. дороге.

Может быть отрицательным (колеса стоят домиком), положительным (домик наоборот) и нулевым (колеса параллельны друг другу).

За что отвечает развал

Развал отвечает за максимальное пятно контакта колес с дорогой, т.е. за устойчивость машины в поворотах, маневренность, влияет на боковую реакцию колес.

Боковая реакция противодействует центробежной силе, которая действует на авто в повороте, и удерживает его на дороге. Логично, что чем больше пятно контакта, тем лучше боковая реакция. Т.е., по идее, колеса должны стоять параллельно друг другу. Но это только по идее.

На практике оказывается, что наибольшее пятно контакта получается, если колеса слегка завалены внутрь, т.е. развал отрицательный. При качении наклоненного колеса возникает боковая сила — тяга развала. Эта сила возникает из-за упругой поперечной деформации шины, действует в сторону наклона и не дает внешнему краю шины отрываться от земли.

Вспомните, как вы ездили на велосипеде: достаточно было чуть наклонить велик, чтобы он поехал по дуге. Именно чуть, потому что стоило переборщить с наклоном — и вот велосипед уже лежит на боку. Т.е. тяга развала напрямую зависит от наклона колеса. Это объясняет, почему машины уводит в сторону, если углы развала правого и левого колес неодинаковые.

Каким должен быть развал

Идеально выставленные по вертикали колеса (нулевой развал) хороши, пока машина едет по прямой и если у нее жесткая подвеска.

В классических учебниках по автомобилестроению написано, что колеса нужно разваливать. Мол, перераспределяется нагрузка между внешним и внутренним ступичными подшипниками, уменьшается плечо обкатки, компенсируется смещение колес, когда нагрузка на ось возрастает. Последний пункт имеет право на жизнь, т.к. при увеличении нагрузки на ось угол развала уменьшается. И чтобы колеса по-прежнему качественно сцеплялись с дорогой, их стоит предварительно развалить.

Однако. Решающее значение имеет конструкция дорожного полотна. Если дорога построена по всем нормам и имеет вид выпуклой дуги в поперечном разрезе, логично чуть развалить колеса, чтобы при повороте они оставались перпендикулярными поверхности.

Тем не менее, перед автоконструкторами стоит задача делать автомобили максимально управляемыми, а колеса — предельно цепкими. Поэтому современные автопроизводители немного “сваливают” колеса.

Однако, чрезмерно “сваливать” колеса (как на гоночных болидах) на обычном автомобиле не стоит: уменьшается пятно контакта, от этого он становится неустойчивым при прямолинейном движении, становится сложнее разгоняться и тормозить, сильно изнашиваются шины с внутренней стороны.

Как это реализуется в реальности

Конструкторам гоночных болидов проще: здесь у подвесок большая угловая жесткость и короткий ход. В этом случае статические и динамические показатели примерно одинаковые.

Но на обычных автомобилях мягкие, эластичные, комфортные подвески с большим ходом. А чем больше ход подвески, тем сильнее отражаются на ней клевки, боковые крены, наскоки на препятствия и, соответственно, изменяется развал.

Поэтому, чтобы достичь максимальной управляемости в сочетании с комфортом, конструкторам обывательских авто приходится колдовать над кинематикой подвески.

Схождение

Это положение колес относительно продольной оси автомобиля при наблюдении сверху. Так же бывает положительным (передние части колес “смотрят” друг на друга), отрицательным (передние части колес стремятся разойтись) и нулевым (колеса параллельны друг другу).

За что отвечает схождение

Существует теория (во вполне авторитетных источниках, кстати, тоже), что схождение нужно, чтобы компенсировать побочные действия развала и удержать колеса в нужном положении. Мол, разваленные колеса обязательно стремятся раскатиться в стороны, а сваленные — упасть друг на друга. Эта теория предполагает однозначную связь между развалом и схождением: при отрицательном развале колеса должны расходиться, а при положительном — сходиться.

Реальность, конечно, отличается.

Не сваливаться в кучу колесам с отрицательным развалом в движении помогает тяга развала. Компенсировать ее схождением смысла нет. При положительном развале тяга также стремится увеличить схождение — это обусловлено конструкцией управляемой подвески.

Зачем же нужно схождение?

Схождение влияет на способность автомобиля удерживать прямолинейную траекторию и поведение в повороте.

Если при движении по прямой одно управляемое колесо наехало на препятствие, мгновенно возросшая сила сопротивления будет стремиться уменьшить схождение этого колеса. Эта же сила сопротивления через рулевой механизм передается и на второе колесо, схождение которого будет, наоборот, увеличиваться.

Если изначально колеса выставлены с положительным схождением, воздействие сил от препятствия нивелируется.

Если с нулевым — противодействия этим силам нет, а если схождение отрицательное, действие сил от препятствия усугубляется и дестабилизирует авто.

У медали отрицательного схождения две стороны: машина становится невероятно отзывчивой на малейшее движение руля. Но при прямолинейном движении, если постоянно не подруливать, рыскает по дороге. Это отлично для гоночных болидов, но совершенно недопустимо для обычных машин.

Читайте так же:
Регулировка фар на юго западе

Такая же ситуация с заднеприводными авто.

Кастер

Кастер — это угол между осью поворота колеса и вертикалью. Если стойка “завалена” назад, кастер положительный, если наклонена вперед — отрицательный. Если стоит строго вертикально, нулевой.

Положительный кастер делает автомобиль более стабильным при движении на средних и высоких скоростях. Машина меньше виляет, не так чутко реагирует на неровности, самовыравнивается на скорости.

Кроме всего перечисленного, кастер напрямую влияет на углы развала и схождения. Поэтому регулировку углов начинают с него (если он регулируемый), затем регулируют развал, потом схождение.

Последствия неправильных углов установки колес

Регулировка углов установки колес: набор компромиссов

Часто выбор углов установки — прерогатива развальщика. Но опытные развальщики часто действуют по откатанным схемам, не вникая в индивидуальные особенности того или иного автомобиля и требования водителя.

Поэтому, приезжая регулировать развал, опишите мастеру свои ощущения от езды в настоящем и пожелания. Ведь управлять автомобилем вам, а не развальщику.

В большинстве случаев для ежедневного перемещения из точки А в точку Б водители без спортивных амбиций выставляют:

  • кастер — положительный в пределах допустимых значений;
  • развал — с легким намеком на минус для наибольшего пятна контакта;
  • схождение — на переднеприводных авто максимально приближено к нулю. Если ездите по плохим дорогам, можно выставить положительное схождение, если таки питаете спортивные амбиции — отрицательное.

Развал-схождение регулируют каждые 15-30 тысяч километров, после ремонта ходовой или рулевого управления, смены резины или если авто наскочило на препятствие/влетело в яму одним колесом. Все эти действия нарушают параметры углов.

Что будет, если не регулировать развал-схождение?

  • Автомобиль ведет себя странно. Машину уводит в сторону, ею сложно управлять на поворотах, неровной дороге.
  • Неравномерно и очень быстро изнашиваются шины.
  • Радиус поворота вправо и влево отличается.

Что важно знать, когда едете регулировать углы установки: их можно правильно выставить, только если ходовая (в частности, подвеска) исправна, кузов и шины не деформированы. Опытный развальщик всегда начинает регулировку с осмотра ходовой, мест соединений подвижных узлов и измерения люфтов. И если есть нарушения, для начала он отправит вас на ремонт.

Делаем сход развал в домашних условиях

Развал и схождение колес

Принято считать, что угол между вертикалью колеса и плоскостью его вращения – это развал. Если смотреть на колесо спереди, то его отклонение влево или вправо показывает, насколько изменен угол. Развал можно разделить на два типа: положительный и негативный. Если колеса имеют наклон вовнутрь, т.е. их крайние нижние точки ближе, нежели верхние, то такое положение называется положительный развал колес. А если все с точностью да наоборот – это негативный развал.

Схождением принято называть угол, определяющий отношение плоскости вращения колеса к плоскости поверхности, на которой стоит автомобиль. В данном случае также можно схождение разделить на два варианта: положительный и отрицательный угол схождения колес. В случае, когда колеса автомобиля имеют смещение в центр, то такое положение называется положительным, а если наружу – отрицательным.

В основном, на многих автомобилях только передние колеса могут иметь совсем незначительное положительное схождение. От этого параметра (схождение) и от того, как он настроен, зависит предсказуемость и стабильность на дороге. Не правильная диагностика и регулировка может спровоцировать преждевременный износ резины.

Необходимый инструмент

Измерение угла развала колес

Первоначально нужно приготовить место для проведения осмотра. Очень важно, чтобы была смотровая яма, так как домкрат не сможет обеспечить такой доступ к подвеске. Поэтому нужно обязательно создать все необходимые условия. Можно заехать и на эстакаду, но в зависимости от того – какой она высоты, так как подъем более полутора метра будет слишком большим, лучше найти смотровую яму.

Далее нужно приготовить инструмент (для такого рода регулировочных работ подойдут любые домашние инструменты). Из инструмента вам понадобиться: стандартный ремонтный набор автомобилиста, строительный отвес, мел (можно взять детские наборы мела). Можете также приготовить емкость с чистой водой и ветошь. Последнее может пригодиться для очистки рук или некоторых частей автомобиля. Стоит выделить для такого занятия специальную рабочую одежду, поскольку поддон автомобиля зачастую грязный и в машинном масле. Последнее, как известно, очень тяжело отстирывается с применением любых средств.

Если вы решили сделать развал-схождение самостоятельно в первый раз, то лучше с собой привести хорошего специалиста, он может контролировать процесс выполнения. Это хорошее условие для того, чтобы все сделать правильно.

Пошаговая инструкция

Регулировка развала колес машины

Как делать развал схождение? Перед тем, как приступать к работе, важно выучить азы работы автомобиля и его конструкцию. Каждый вид авто имеет свои особенности, поэтому очень важно их учитывать при работе. Сход будет делаться быстро, если под рукой будут все домашние инструменты или помощник, который быстро их подаст. Первым делом будем делать развал, а после сход. Так как все это будет делаться вне СТО и не специалистами, необходимо быть внимательными и аккуратными, чтобы сделать развали сход колес своего железного друга не хуже аса профессионалов.

  1. Устанавливаем колеса автомобиля по прямолинейной траектории движения. Это условие нужно соблюдать для выполнения правильных замеров.
  2. По линии диаметра каждого колеса белым мелом стоит выполнить метки, которые проходят вверху и внизу.
  3. Берем шнур с отвесом и прикладываем его к крылу авто в области тех меток, которые мы поставили.
  4. Измеряем расстояние от ободка до приложенного шнура. Если она составляет не больше трех миллиметров – все в порядке.
  5. Заводим автомобиль, выезжаем с эстакады или с ямы и проворачиваем руль на 90 градусов. После этого опять заезжаем на место ремонта и проводим аналогичные действия. Это действие будет делаться затем, чтобы усреднить полученные значения и получить более точную величину, которая не зависит от положений колес, высоты подкрылков и т.д.
  6. Усредняем полученные измерения и фиксируем их. Обязательно надо правильно записывать эти значения и использовать одну и ту же рулетку для замеров.
  7. Снимаем колесо, отпускаем болты крепления кронштейнов стойки амортизатора в направлении поворотного кулака. Он будет сдвигаться наружу или вовнутрь, все зависит от правильно выполненных замеров. К примеру, если замеренная разница составила 3 миллиметра – то на эту величину сдвигаем поворотный кулак.
  8. После выполненной работы выполняется установка колес автомобиля. Обязательно стоит правильно их установить и повторно произвести замеры. Теперь разница должна быть нулевой, а если нет – можно повторно делать описанные выше действия.

Стоит учитывать, что норма угла развала у задне-приводных авто – +1-+3 миллиметра, а у передне-приводных от -1 до +1.

Диагностика сход-развала колесТеперь будем делать схождение. Для этого лучше всего использовать телескопическую линейку, но при ее отсутствии можно обойтись подручными средствами и инструментами (линейки с четкой шкалой подойдут).Сход-развал колес фото

  1. Для того, чтобы правильно делать сход — устанавливаем машину так же, как и при регулировке развала. Колеса выставляются прямо.
  2. Мелом делаются отметки внутри покрышек, ставим линейку на эти точки.
  3. Дальше делается совмещение нулевого значения с неподвижным указателем шкалы. На практике встречаются случаи, когда линейка соприкасается с кузовом и подвеской, но это не правильно.
  4. Далее нужно отъехать немного вперед или толкнуть машину, чтобы линейка подалась немного назад, проверьте ее показания.
  5. Если замер равен нулю – все в порядке, если он уменьшился – подтяните рулевые тяги, если увеличился, наоборот – укоротите с помощью муфты.
  6. После этих действий стоит произвести повторно вышеуказанные работы и еще раз проверить схождение. Все должно делаться по инструкции, не забывайте о правилах безопасности.
Читайте так же:
Технология регулировки карбюратора на холостом ходу

Регулировка схода-развала колес

Теперь, прочитав эту статью, для любого водителя выполнить развал и сход колес будет не проблематично. Не нужно при возникновении неисправности сразу же обращаться в сервисы.
Если возникает какой-то неприятный случай, попробуйте разобраться с проблемой самостоятельно, тем более что сегодня найти информацию касательно любой части транспортного средства не является проблематичным.

Видео «Делаем развал схождение колес»

На записи автолюбитель рассказывает и показывает, как в гаражных условиях проверить развал схождение колес.

Схождение-развал колес авто — что это, зачем и когда делать?

Схождение-развал колес авто - что это, зачем и когда делать?

После чего делают развал — схождение? Нужно ли делать балансировку после сход развала? Какие курсы полезны для обучения шиномонтажу?

ЧТО ТАКОЕ СХОД-РАЗВАЛ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ

Развал-схождение (распространены также такие названия сервисной операции как сход-развал и регулировка углов установки колес или же сокращённо РУУК) – это процедура, направленная на регулировку колёс относительно кузова. Если сход-развал не выполнен или сделан неграмотно, это чревато для транспортного средства и его владельца рядом проблем:

  • Нарушается курсовая устойчивость.
  • Машину начинает «заносить».
  • Теряется маневренность.
  • Транспортное средство начинает «съедать» увеличенное количество топлива. Особенно это ощутимо на коммерческом транспорте: грузовиках, тягачах, автобусах.
  • Шины приобретают желание быстро «лететь». Если со сходом-развалом всё из рук вон плохо, то даже, если пройдено всего пятьсот километров дороги, новая покрышка будет стерта полностью.

Результат развал-схождения – обеспечение транспортному средству правильного положения колёс при разных углах поворота и на различных скоростях.

Прямое влияние оказывается на уровень безопасности движения. Если с развал-сходом всё в порядке при плотном трафике водитель в самый неожиданный момент обеспечит оперативное изменение траектории движения. При повороте не возникнет скольжения, а после прохождения поворота транспортное средство легко вернёт своё первоначальное положение.

Развал-схождение: геометрические показатели

Развал-схождение относится к регулируемым параметрам.

Главные геометрические показатели – это:

  • угол схождения,
  • угол развала,
  • угол наклона колеса,
  • расстановка колёс и осей.

Угол схождения

Средние значения углов схождения:

  • для переднеприводных: 0±10′.
  • для заднеприводных: +15’±10′.

Сумма углов для левого и правого колеса образует полное схождение.

Если схождение левого и правого колеса равны, это половинчатое схождение.

Допуск в отклонениях схождения на каждое колесо на автосервисах составляет ±5′.

Угол развала

Угол развала (или просто развал) — угол, образованный между вертикалью и плоскостью вращения колеса.

Читайте так же:
Регулировка передних тормозов на велосипеде стелс

Средние значения угла развала:

  • для задней колесной базы – не превышает 0°40′-1°00′.
  • для передней колесной базы – не превышает 0°15′-0°40′.

Конструктивно транспортные средства разнятся и исходные углы развала разнятся. Бывает нулевой, отрицательный и положительный угол.

углы развала.jpg

Теория:

  • Чтобы представить нулевой развал, представьте, что через центр колеса проходит перпендикулярная линия.
  • Направление верхнего колеса в сторону центра машины характерно для отрицательного развала.
  • Если же верхний край колес направлен наружу, то речь идёт о положительном угле развала.

Практика:

  • Выйдя с конвейера, большинство транспортных средств имеют нулевой развал.
  • Чуть для меньшего количества транспортных средств характерен отрицательный развал. Это в основном – гоночные машины. Отрицательное значение угла получает максимальный контакт колес с дорогой. Для гонщиков это приоритет №1. Правда, износ шин – колоссальный. Из-за этого это не вариант для «рядовых» автомобилей. Непрактично. Но в соревнованиях, когда важна, в первую очередь, скорость, нужный эффект легко получить. Для дрифта идеальней не придумать.
  • Положительный развал уходит в прошлое. В 21-м веке автомобили с такими геометрическими параметрами не выпускаются, хотя в 80-е годы 20-го века с такими параметрами с конвееров сходил даже коммерческий транспорт. Яркий пример – знаменитые грузовики Tatra 815 с хребтовой рамой. Но в восторге от них часто были не автопарки, а…опять-таки шиномонтажники. Износ резины у них был предельно неравномерным, и для мастеров всегда находились заказы.

Угол наклона оси (кастер)

Существуют продольные углы наклона оси поворота. Они регулируемы. Могут менять значение под воздействием веса груза в багажнике транспортного средства. Допуск для левой и правой стороны не может превышать значение 0°15′-0°40′.

Также существуют поперечные углы наклона оси поворота. Они нерегулируемы.

Обычно, когда на шиномонтаже говорят про угол наклона оси, имеется в виду продольный угол оси поворота. Он расположен между перпендикулярной плоскостью к поверхности дорожного полотна и плоскостями симметрии колеса. Кастер показывает отклонение положения колеса относительно стойки амортизатора.

углы поворотов.jpg

Расстановка осей и колёс

Под расстановкой осей подразумевают интервал между серединой передней оси и серединой задней оси.

Под расстановкой колёс подразумевают интервал между серединами колес конкретной оси.

Чем выше величина параметра расстановки осей, тем больше пространство салона. Чем меньше величина этого параметра, тем выше маневренность.

Нужно ли делать балансировку после сход-развала?

Как таковые сервисные операции, касающиеся развала схождения и балансировки, не взаимосвязаны. Поэтому нет чёткого правила: сделали РУУК – приступите к балансировке.

Важно понимать, что цели у этих процедур совершенно разные:

  1. РУУК направлена на обеспечение колёсам геометрически правильного положения.
  2. Балансировка колес избавляет от такой процедуры как биения колес при движении.

Но на практике при техническом обслуживании РУУК действительно делают часто в тандеме с балансировкой. И здесь есть две причины:

Обе процедуры для профилактики рекомендуется выполнять каждые 7 00 000 – 8 000 км пробега, для старых автомобилей при езде по плохим дорогам и каждые 15 000 – 20 000 км.

Но, если речь идёт не о плановой диагностике и техобслуживании, то показания, которые являются громким звоночком для проведения той и иной сервисной операции, – разнятся.

Так «показанием» к РУУК выступает смена покрышек, монтаж новых дисков, регулярная езда с пробуксовкой. Балансировку же делают, если покрышки повреждены с одной стороны, беспокоит работа подвески (чувствуются удары), выполнялся ремонт ходовой.

Правда, если выполняется ремонт ходовой, не нужно сразу «пороть горячку». Необходимость проведения РУУК зависит от того, что конкретно меняли, и диагностических мероприятий. Если была демонтирована рулевая рейка с целью регулировки прижима или замены пыльника, то высока вероятность, что диагностика покажет: параметры не сбиты.

Если же проводилась замена рулевых наконечников, обстоятельства несколько иные. РУУК показан в обязательном порядке. И диагностические мероприятия в этом случае целенаправленно ориентированы на решение такого вопроса, насколько отклонились геометрические параметры.

Замена сайлентблоков: нужен ли сход развал?

У ряда автомобилистов возникает вопрос: а нужен ли РУУК при замене сайлентблоков.

Давайте разбираться: если замене подлежат сайлентблоки реек (рулевой, задней), передней оси, параметры сход-развала всегда отклоняются от нормы. И корректировать их нужно обязательно.

Порой возникает такая ситуация, что РУУК автомобилист выполняет регулярно, а с заменой сайлентблоков медлит. Это недопустимо. РУУК в том случае «адаптивен» не под норму, а под деформации, которые неизбежны из-за состарившихся сайлентблоков.

Что в итоге? Выброшенные деньги на ветер. Ведь сайлентблоки всё-равно придётся менять, а развал-сход делать повторно.

Нужно ли делать развал-схождение при замене шаровых опор?

РУУК – очень полезная для “здоровья” транспортного средства и обеспечения уровня безопасности процедура при замене шаровых опор.

При замене шаровых опор старые разбираются, образуется люфт и естественным путём изменяются геометрические параметры. Их нужно корректировать.

Нужно ли делать развал схождение после замены амортизаторов?

А вот после замены амортизаторов РУУК – необязательная процедура, хотя автовладельцы как-раз часто воспринимают замену амортизаторов в качестве прямого стимула отправиться сделать сход-развал.

Читайте так же:
Фиат 500 регулировка фар

Дело в том, что хоть эти автозапчасти не оказывают прямого влияния на рулевое управление. У них нет «власти» над рулевыми тягами.

Как регулируется развал схождение?

Если работы выполняются традиционным способом, то рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  • Поднимите автомобиль на домкрате.
  • Проверьте геометрию подвески.
  • В случае проблем с подвеской – замените «нездоровые» детали, то есть осмотрите подвеску на предмет износа и трещин. Если никаких патологий не обнаружили идем дальше, если обнаружили, замените износившийся элемент, иначе наши усилия пройдут зря.
  • Для ослабления развала вращайте эксцентрик и ослабьте контргайку (приём актуален для большинства современных транспортных средств).
  • Измерьте результат развала.
  • Для настройки схождения ослабьте тягу контргайки.
  • Измените длину контргайки путем её вращения
  • Затяните крепления.
  • Опустите авто.

Работы всегда рекомендуется начинать с настройки развала, а не со схождения. Потому что при коррекции схождения на развал вы не повлияете, а если поступите наоборот, то в случае ошибок, допущенных на начальном этапе, все настройки «полетят».

Во время работ обязательно контролируйте давление в шинах. Важна его полная стабильность.

Если же используются 3D-стенды, то важно понимать, тут механизм следующий:

  • сначала определяется пространственная ориентация осей вращения колес автомобиля (и несмотря на наличие хорошей техники шиномонтажнику важно чётко понимать суть геометрических параметров),
  • далее в процесс включаются непосредственно 3D-стенды, огромное достоинство – возможность достичь синхронной компенсации.

Чем SENSYS Engineering полезен в освоении технологий РУУК?

SENSYS Engineering предлагает своим слушателям базовый электронный тренинг и система проверки знаний «Шины, диски и шиномонтаж». Это 16 интерактивных модулей и система тестов, которые «заточены» на освоение таких вопросов, связанных с устройством колёс автомобилей, дисков и шин транспортных средств, маркировкой, системой контроля давления в них.

В доступном и при этом информативном (концентрированная подача) виде рассматривается вопрос обслуживания и эксплуатация шин и дисков колес транспортных средств.

Общее (ориентировочное) время изучения материала: 10 часов. При этом так как продукт электронный, слушатели могут изучать материал в наиболее удобном для себя ритме.

Скорость и равномерность износа покрышек, управляемость и стабильное поведение машины на дороге – вот основные параметры, определяющие правильную регулировку углов расположения колес.

Однако современные специалисты считают список перечисленных параметров далеко не полным. При этом некоторые из них поддаются регулировке, а другие в случае изменения показателей требуют незамедлительной замены. Эти, а также другие вопросы, касающиеся настройки развала и схождения, мы попробуем осветить в данном материале.

В чем заключается суть процедуры «развал-схождение»?

Операция предполагает проверку и настройку следующих параметров:

  • Развала – угла наклона колеса по отношению к дороге;
  • Схождения – угла расположения колес по отношению к направлению движения;
  • Кастера – угла расположения оси поворота.

Единицами измерения углов расположения колес являются градусы и минуты (один градус содержит шестьдесят минут). Все нормы измерения углов, их значения и допустимые отклонения для каждой модели автомобиля устанавливаются непосредственно заводом-изготовителем.

Кастер – это параметр непостоянный, изменяющийся под воздействием целого ряда внешних факторов. Тем не менее, чаще всего во время диагностики и настройки специалисты ориентируются на значения схода и развала. При этом многие современные модели транспортных средств оснащаются независимыми подвесками с различным количеством рычагов. Это значит, что в таких машинах регулировку углов необходимо выполнять и на колесах задней оси. Авто старого образца и малолитражки, как правило, оснащены полунезависимой задней подвеской, не нуждающейся в регулировке развала и схождения. В них обслуживанию подлежит только передняя ось.

Между тем, существуют модели, на которых даже передние колеса не подвергаются коррекции. В них заложенная производителем геометрия обеспечивается определенным порядком расположения деталей. То есть, при нарушении развала из-за деформации или выхода из строя какого-либо компонента подвески, коррекция производится посредством его замены.

Какова рекомендованная частота диагностики развала-схождения?

Этот параметр тесно взаимосвязан с характером эксплуатации транспортного средства, а также с особенностями его конструкции. Модели, для которых производители предусмотрели значительные допуски, могут проходить проверку схода и развала после преодоления 20-30 тыс. км, что по срокам составляет порядка 12-18 месяцев. При незначительном показателе допустимой погрешности проверку углов расположения колес во время каждого сезонного «переобувания» автомобиля.

Соответствующие диагностические процедуры рекомендованы после каждого эпизода значительной нагрузки на подвеску (участие в ДТП, наезд на препятствие, попадание в глубокую яму). Как правило, подобные ситуации чреваты деформациями компонентов ходовой части и изменением изначально заданных производителем геометрических параметров.

После каких операций с подвеской может потребоваться регулировка развала-схождения?

Изначально заданные параметры углов расположения колес чаще всего изменяются после ремонта либо замены компонентов рулевого управления (стоек, наконечников, рейки). Причем даже при условии монтажа тех же деталей на заранее выполненные метки последующая проверка и регулировка схождения должна производиться в обязательном порядке.

Диагностика передней подвески может потребоваться после проведения работ, предусматривающих ремонт или замену любой функциональной детали этого узла. Это могут быть пружины, рычаги, сайлент-блоки, шаровые опоры. К слову, в некоторых моделях соединение шаровых опор с рычагами выполнено с использованием нескольких крепежных болтов. В таких ситуациях из-за присутствующих микрозазоров в посадочных местах положение опоры может несколько смещаться, что значительно отразится на параметрах схода. То есть, даже простое послабление и следующее за ним затягивание крепежа шаровой опоры чревато погрешностями в углах расположения колес.

Читайте так же:
Как регулировать обороты на акпп

Характер обслуживания задней подвески основан на особенностях ее конструкции. Прежде всего, отметим, что не все автомобили обладают возможностью настраивать углы расположения задних колес. К тому же, здесь параметры схода и развала не зависят от манипуляций с компонентами подвески. Единственное, что может отразиться на углах расположения колес – это изменение высоты кузова.

Является ли проверка развала-схождения полноценной заменой диагностики геометрии кузова?

Разумеется, при первых подозрениях о нарушении геометрических параметров кузова специалисты рекомендуют проверить правильность расположения углов колес. Диагностика развала-схождения позволит выявить существующие проблемы и даже обозначит их масштабы. К примеру, процедура позволит определить возможность «отката» схода, развала, кастера к заводским значениям. Некоторые модели позволяют проводить настройку этих параметров.

Однако, как упоминалось прежде, не всегда есть возможность коррекции параметров схода-развала. Не смогут исправить ситуацию настройки и при нарушении соосности (неравномерном движении колес, находящихся на одной оси). И, наконец, стенд лишь поможет определить наличие проблемы, однако причину ее возникновения с помощью такой диагностики выявить не удастся. В любом случае, при подобных неполадках не получится обойтись только настройкой схода-развала – придется произвести полый комплекс мероприятий по измерению геометрии кузова авто.

Верно ли утверждение, что показания 3D-стенда более точные?

Важным достоинством 3D-стендов, действительно, является исключительная точность показаний. Помимо этого, они отличаются оперативностью работы, минимизацией человеческого фактора. Прежде всего, эти характеристики интересуют самих работников станций техобслуживания – при помощи новых технологий можно значительно нарастить скорость обслуживания транспортных средств, сохранив качество сервиса на самом высоком уровне.

Инновационные стенды рассчитаны на выполнение стандартных операций (соотношение осей, сход-развал, кастер), а также на осуществление специализированных замеров (углов выворота ведущих колес и т.д.).

Впрочем, грамотный специалист способен провести эффективную диагностику авто и на старом оборудовании, потратив на это чуть больше времени. Единственный нюанс: устаревшим стендам калибровку производить приходится значительно чаще. Порядок же выполнения процедуры для любого оборудования один и носит обязательный характер!

Какие факторы могут влиять на точность измерений?

Безусловно, точность проведения процедуры зависит от правильности ее выполнения. Только при условии четкого следования протоколу и грамотности выполнения всех настроек можно достичь безупречного результата.

Для начала необходимо провести визуальный осмотр всех элементов подвески, особое внимание уделяя системам рулевого управления, шаровым стойкам, сайлент-блокам. При наличии люфтов дальнейшие диагностические процедуры проводить бессмысленно – вначале необходимо устранить дефект. Если люфты отсутствуют, выполняется проверка давления в шинах (диагностика на 3D-стендах позволяет пропустить этот этап, поскольку оборудование самостоятельно распознает уровень закачки колес по наружному диаметру).

После этого производится максимально возможная разгрузка подвески, к колесам автомобиля прикрепляются датчики, выполняется компенсация вибраций (из-за использования неровных колесных дисков в программу вносятся соответствующие коррективы).

В некоторых моделях транспортных средств для проверки углов расположения колес на стенде требуется дополнительная загрузка салона, равноценная совокупной массе водителя и одного-двух пассажиров. Если оператор не учтет этот момент, выданный стендом результат окажется неверным.

Разумеется, не стоит забывать о ежегодной проверке самого стенда. Для обеспечения максимальной точности результатов оборудование должно систематически проходить плановую диагностику. Платформа, предназначенная для размещения транспортных средств, должна быть идеально ровной и надежно закрепленной.

После регулировки схода-развала на стенде автомобиль продолжает «вести» в сторону, почему так происходит?

Одна из основных причин посещения автовладельцами стендов заключается в так называемом однобоком движении автомобиля. Однако регулировка углов расположения колес не всегда оказывается эффективной мерой решения подобных проблем: она либо не требуется вовсе, либо не устраняет неполадку. Безусловно, вероятность того, что мастер просто не смог выявить отклонение в показателях развала-схождения, которые являются причиной бокового ведения, существует. Однако она ничтожно мала – подобные ситуации на практике происходят крайне редко. Чаще всего машина «уходит» в сторону по ряду других причин.

Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  • Недавняя замена колес – если после установки новой резины автомобиль начал уходить в сторону, рекомендуется проверить правильность монтажа и давление в шинах, оценит износ протектора на предмет равномерности, поменять покрышки местами.
  • Клин тормозов.
  • Поломка или деформация пружин и т.д.

Выводы

Диагностика развала-схождения – это очень важная процедура, которая должна проводиться регулярно, а не после каких-то определенных действий или событий. При этом используемое оборудование имеет второстепенное значение – основное внимание все же должно уделяться грамотности его применения, опыту и компетентности специалиста. Впрочем, даже это не является панацеей от проблем с подвеской: стенд позволит выявить многие неисправности, но далеко не все.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector