Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шток актуатора турбины Фольксваген

Шток актуатора турбины Фольксваген

Турбонаддувы, которые Фольксваген и концерн VAG ставят на свои автомобили, оснащены актуатором турбины (АТ, вестгейт), улучшающим их работу. Это устройство снижает заметность турбоямы и защищает турбокомпрессор от повреждений, когда мотор работает на высоких оборотах. Шток актуатора турбины управляет клапаном, который регулирует положение лопаток (геометрию) турбинного колеса (крыльчатки) и влияние на нее потока выхлопных газов.
Неисправность вестгейта, равно как и неправильная регулировка штока (тяги) снижают динамику машины и увеличивают расход топлива.

Шток актуатора турбины: как это работает

Выхлопные газы проходят по трубопроводу и раскручивают турбину компрессора. В зависимости от положения лопаток меняется и эффективность воздействия раскаленных газов. До порога турбоямы воздействие невелико, поэтому турбина не влияет на поток воздуха, который входит в цилиндры. Когда скорость вращения коленчатого вала преодолела порог турбоямы, крыльчатка начинает раскручиваться, увеличивая количество воздуха, задуваемого в цилиндры.

Нажав на газ, водитель увеличивает подачу топлива в цилиндры, из-за чего увеличиваются обороты двигателя и возрастает количество выхлопных газов. В это время турбина все еще находится в режиме минимальной геометрии, из-за чего ее влияние на работу двигателя минимально. Увеличение оборотов мотора приводит к появлению вакуума между выходом турбины и головкой блока цилиндров, а также в актуаторе.

Внутри вестгейта герметичная камера, состоящая из:

  • корпуса;
  • упругой мембраны;
  • штока.


Мембрана делит корпус на две части, поэтому падение давления в одной части приводит к изгибанию мембраны в эту сторону. Мембрана жестко связана со штоком, который соединяет АТ с рычагом на турбине, отвечающим за геометрию лопаток. Все это работает так:

  1. Нажатие на педаль газа или увеличение нагрузки на двигатель приводит к увеличению потребления воздуха и падению давления во впускном коллекторе.
  2. Падение давления во впускном коллекторе приводит к разряжению в камере вестгейта.
  3. Мембрана деформируется.
  4. Шток актуатора движется вслед за мембраной и поворачивает рычаг управления геометрией турбины.
  5. Изменение геометрии увеличивает эффективность турбины.
  6. Обороты турбины возрастают.
  7. Количество задуваемого во впускной коллектор воздуха увеличивается.
  8. Мощность мотора и обороты двигателя растут.
  9. Когда двигатель вышел на рабочую скорость и мощность, давление во впускном коллекторе падает, мембрана возвращается в исходное состояние, а геометрия крыльчатки возвращается к исходной.
  10. Увеличение нагрузки на двигатель, вызванное ездой в гору или другими факторам, приводит к повторению всего процесса.

Современные двигатели часто оборудуются системами турбонаддува повышенного давления. В их состав входят компрессоры, оснащенные специальным клапаном управления турбиной. Данное устройство имеет несколько названий: актуатор, вестгейт, вакуумный регулятор и пр.

Вакуумный регулятор турбины – основное назначение

Цель создания и установки данного узла – защита колеса турбокомпрессора от возможных разрушений при работе мотора на повышенных оборотах. При возрастании количества оборотов коленвала двигателя повышается давление отработанных газов на лопасти турбины. Под воздействием мощного напора выхлопа срабатывает клапан Wastegate, при этом газы вынуждены идти в обход рабочего колеса турбины.

Благодаря использованию турбокомпрессоров, оснащенных вакуумным регулятором, вероятность возникновения нежелательного эффекта «турбоямы» сведена к минимуму.

Разновидности вакуумных регуляторов

Существует два вида систем турбонаддува:

  1. Низкого давления (0,2 бар).
  2. Высокого (0,82 бар).

Сравнительно маломощные турбины низкого давления работают без вестгейта. Яркий пример: 3-х литровый двигатель Saab 95 V6 Turbo оборудован турбиной низкого давления Garrett. При ее работе используются выхлопные газы, вырабатываемые не всеми шестью цилиндрами мотора, а только тремя. В этом случае даже при высоких оборотах двигателя турбонагнетатель не развивает максимальные обороты, соответственно давление наддува – низкое.

Принцип действия электронно управляемой заслонки в турбинах высокого давления

При воздействии на педаль акселератора в турбокомпрессоре срабатывает электромагнитная заслонка с электронным управлением ЭБУ. На основании информации, поступающей с многочисленных датчиков, клапан получает соответствующий сигнал «открыть/закрыть». Такая турбина сразу использует нужное количество газов, чтобы увеличить подачу кислорода в цилиндры для обогащения топливных смесей. Клапан возвращается в прежнее положение только после раскрутки воздушного насоса. Турбины высокого давления обеспечивают максимальный момент вращения двигателя в 310 Нм при количестве оборотов в минуту – 2100.

Читайте так же:
Как отрегулировать фары на рено премиум

В отличие от актуаторов, работающих под электронным управляющим воздействием, механические вестгейты открываются в результате прямого воздействия избыточного давления наддува.

История развития клапанов управления турбиной

В 1975 году всемирно известная фирма Porche начала устанавливать на автомобильные двигатели турбонаддув с клапаном подъемного типа. Когда мотор работал в режиме пониженных оборотов, вакуумный регулятор был закрыт, по мере ускорения вращения коленчатого вала давление возрастало, клапан автоматически поднимался.

Конструкции в виде поворотной заслонки были внедрены в начале 80-х годов прошлого столетия популярной шведской компанией Saab, выпускавшей линейку турбированных автомобилей.

Начиная с 1985 года Porche начала применять так называемый Overboots. Когда водитель резко нажимает на газ, актуатор нового поколения не допускает перегрузок, возникающих в результате повышенного давления отработавших газов.

Современные вакуум-турбины оснащены клапанами Wastegate, вмонтированными непосредственно в корпус. В зависимости от предпочтений заводов производителей, встроенные вестгейты встречаются как с поворотной заслонкой (компания Garrett), так и с подъемным клапаном (фирма ККК).

Распространенные приемы самостоятельной регулировки тяги актуатора:

  • Завинчивание гайки до упора, и потом еще два оборота, чтобы закрыть вестгейт в натяг и увеличить давление.
  • Расслабление конца вестгейта для удлинения тяги перепускного клапана.
  • Замена пружины устройства на более упругую или более мягкую, чтобы соответственно увеличить или уменьшить давление.
  • Установка соленоида, который выпускает часть воздуха, изменяет реальный показатель давления. Обманывая актуатор, пытаются увеличить наддув.

Гаражная регулировка актуатора турбины, которая производится на глаз или по показателям манометра от электронасоса для колес, часто дает непредсказуемый результат. Чтобы решить, оправдан ли риск, стоит узнать, какие именно осложнения в работе устройства могут возникнуть после вмешательства автолюбителя.

5 причин, почему не стоит делать регулировку актуатора самому

  1. Поворот гайки даже на 1 мм существенно повлияет на настройку вестгейта.
  2. Работа актуатора будет некорректной.
  3. Есть риск перенаддува и перегрева турбины или большой потери тяги.
  4. Для определения настроек актуатора желательно иметь график/таблицу зависимости давления от оборотов и профессиональное оборудование для измерений. Одним манометром не обойтись.
  5. При кустарной регулировке сложно попасть в характеристики нового, исправного актуатора.

Профессиональная настройка актуатора турбины – это гарантия безотказной работы как самого вакуумного регулятора, так и всего турбокомпрессора. И осуществить ее могут в специализированных сервисных центрах компании «Турбомагия».

Как проверить актуатор турбины?

Диагностика электронного турбокомпрессора начинается с проверки тестером. Актуатор можно тестировать на автомобиле, а можно предварительно демонтировать.
Проверке подлежат:

  • вакуумный клапан;
  • исполнительный механизм;
  • турбинный клапан.

Диагностику нужно периодически проводить, даже если вестгейт не дает повода. Когда происходит незначительная поломка турбины, это ведет к чрезмерному нагреву подшипников и, как следствие, к полной поломке агрегата.

Тестирование можно производить так — запускаем двигатель и газуем на месте. При этом нужно посматривать на шток вестгейта — в какой-то момент он начнет двигаться. Запомните, на каких оборотах мотора турбокомпрессор начал срабатывать — это будет ориентиром для проверки его исправности. Более точные показания можно получить на стенде.

Причины выхода из строя турбины: Не работает вакуумный актуатор турбины

Установка турбины является одним из наиболее распространенных видов тюнинга автомобиля. Благодаря такому улучшению можно значительно повысить мощность двигателя, но меняя его на другой с большим рабочим объемом.

Читайте так же:
Как отрегулировать фары на рено мастер

Принцип работы вакуумного актуатора

Задача каждого нагнетателя заключается в подаче воздуха во все цилиндры под давлением. Чем больше кислорода попадет в поршень, тем большее количество топлива сгорит.

Но при подаче воздуха есть свои ограничения. Контролирует его количество актуатор . Когда необходимое давление на конкретной скорости будет достигнуто, он спускает воздух. Располагается деталь возле турбины у выпускного коллектора.

После нагнетания необходимого давления газы стравливаются не в атмосферу, минуя в турбину. То есть именно актуатор контролирует скорость вращения крыльчатки и не позволяет превышать установленную норму.

Распространенные причины неисправности

Добиться повышения производительности мотора можно только в том случае, если турбокомпрессор и клапан для него были правильно настроены и выбраны. Но даже если все было сделано корректно при эксплуатации актуатор может выйти из строя. Это является наиболее частой причиной поломки турбины.

В список причин, при возникновении которых следует заняться профилактикой и ремонтом актуатора, следует включить:

  • заводской брак;
  • выход электроники из строя;
  • поломка электромотора;
  • механические повреждения;
  • стирание зубьев шестеренки на приводе клапана.

Решаются все приведенные выше проблемы путем обращения в СТО. Самостоятельно заниматься ремонтом не рекомендуется, так как это может привести к невозможности восстановить актуатор . Лучше довериться профессионалам, которые при помощи специализированного оборудования для диагностики, выявят причину поломки и решат ее.

Профессиональный ремонт вакуумного актуатора в Москве

Компания « МосРемТурбо » предлагает заказать ремонт турбокомпрессоров любой сложности. Команда состоит из компетентных мастеров с многолетним стажем работы. Ответственный подход к выполнению своих обязательств позволяет соблюдать установленные сроки и гарантировать, что турбокомпрессор будет работать безотказно. Причем на диагностику, которая производится в присутствии клиента, замену или восстановление детали понадобится от 30 минут до 5 часов.

Стоимость услуг по ремонту актуатора приятно удивят. Цена составляет от 1 000 рублей. В процессе ремонта используется качественные комплектующие. Они заказываются у лучших мировых производителей и на складе компании всегда присутствует большой их ассортимент.

Как работает актуатор турбины

Как было отмечено выше, задачей актуатора турбины является снижение давления при работе мотора на высоких оборотах. Он монтируется до турбины в выпускной коллектор автомобиля.

Принцип работы вестгейта крайне простой. Когда в двигателе повышаются обороты, а вместе с тем возрастает давление отработавших газов, стоит задача пустить их мимо самого турбинного колеса. Соответственно, в этот момент происходит открытие актуатора, установленного до турбины, и через него выходят отработавшие газы. За счет этого в клапаны попадает больше воздуха, что необходимо для максимального разгона турбонагнетателя.

Настройка актуатора турбины

После установки актуатора на турбину необходимо произвести настройку. Если этого не сделать или сделать неправильно, то во время работы двигателя и при его остановке, появятся лишние вибрации в системе. Кроме того, недостаточный наддув также сигнализирует о неправильной настройке актуатора.

Произвести настройку можно тремя способами:

  • Пожалуй, самый простой вариант — заменить пружину на более жесткую. Упругая пружина выдает большее давление турбины до момента срабатывания выпускного клапана.
  • Регулировка конца регулятора.
    Такое действие влияет на плотность закрытия заслонки. Если конец регулятора расслаблен, то тяга клапана удлиняется. Если подтянуть — укорачивается. Соответственно, чем она меньше, тем плотнее будет примыкать заслонка. Такие манипуляции позволят турбине выйти на более высокие обороты быстрее.
  • Третий вариант установка буст-контроллера.
    Фактически этот механизм меняет реальное значение давления. Буст-контроллер ставят перед актуатором, чтобы он самостоятельно выпускал часть воздуха, тем самым позволяет снизить нагрузку вестгейта. После настройки актуатора не забывайте проверить правильность своих действия. Для этого нужно запустить двигатель и опробовать его на разных режимах работы. Если посторонних звуков нет (в момент глушения двигателя тоже), значит, вы все сделали верно.
Читайте так же:
Регулировка инжектора рено кенго

В случаях когда отремонтировать актуатор не удается, его меняют на новый. Раньше актуатор меняли вместе с турбиной в сборе. Теперь в сервисных мастерских специалисты могут заменить актуатор отдельно. К тому же оригинальная турбина на автомобилях Volvo стоит совсем недешево 90 тыс. рублей. Замена актуатора обойдется в 10-15 тыс. в зависимости от модели машины.

Чтобы актуатор на вашей машине служил долго советуем придерживаться нескольких правил. Не стоит злоупотреблять агрессивным стилем езды, использовать некачественное топливо и моторное масло. Все это приводит к преждевременному выходу из строя актуатора. Чтобы агрегат служил дольше используйте только сертифицированные техжидкости.

Регулировка актуатора турбины рено сценик

Не могу разобраться.
В witech не можем найти как запустить калибровку.
В инструкции написано Using a scan tool function “Misc functions” under ECU, perform VG Turbo Actuator Pre-Align/Self Calibrate.
но нет такой функции в witech. Дилер тоже не нашел

Кто делал напишите пошагово.

Калибровка актуатора турбины! Подскажите. 5 года 11 мес. назад #377557

  • SHERIFF
  • Оффлайн
  • Подробности
    • Сообщений: 4209
    • Спасибо получено: 565
    • Имя: Владимир
    • Dodge Ram 2500 (2010—2012)

    Калибровка актуатора турбины! Подскажите. 5 года 11 мес. назад #377568

    • Kolua308/51rus
    • Оффлайн
    • Подробности
      • Сообщений: 97
      • Спасибо получено: 13
      • Имя: Николай
      • Dodge Ram 3500 (2002—2008)

      Калибровка актуатора турбины! Подскажите. 5 года 11 мес. назад #377695

      • Car-a-puzz
      • Оффлайн
      • Подробности
        • Сообщений: 3714
        • Спасибо получено: 190
        • Имя: Сергей
        • У меня нет рэма.

        Калибровка актуатора турбины! Подскажите. 5 года 11 мес. назад #379152

        • SHERIFF
        • Оффлайн
        • Подробности
          • Сообщений: 4209
          • Спасибо получено: 565
          • Имя: Владимир
          • Dodge Ram 2500 (2010—2012)

          Калибровка актуатора турбины! Подскажите. 5 года 11 мес. назад #379157

          • SHERIFF
          • Оффлайн
          • Подробности
            • Сообщений: 4209
            • Спасибо получено: 565
            • Имя: Владимир
            • Dodge Ram 2500 (2010—2012)

            Вот так выглядел лепесток (оторвалось два)

            Вот так заварили

            Калибровка актуатора турбины! Подскажите. 5 года 11 мес. назад #379158

            • SHERIFF
            • Оффлайн
            • Подробности
              • Сообщений: 4209
              • Спасибо получено: 565
              • Имя: Владимир
              • Dodge Ram 2500 (2010—2012)

              Вот по этой метке выставлял

              Калибровка актуатора турбины! Подскажите. 5 года 11 мес. назад #379159

              • SHERIFF
              • Оффлайн
              • Подробности
                • Сообщений: 4209
                • Спасибо получено: 565
                • Имя: Владимир
                • Dodge Ram 2500 (2010—2012)

                И разъясните мне кто в турбинах разбирается. Мастера в Ростове, которые сейчас перебирают повторно турбину и восстанавливают клепки на пластинах, говорят что вал нужно было полировать при установке, а на нем даже номер видно.

                Актуатор турбины Киа Соренто — Ремонт — бортжурнал KIA Sorento Тракторец года на DRIVE2

                Хух вроде все — совесть чиста. Соответственно, в этот момент происходит открытие актуатора, установленного до турбины, и через него выходят отработавшие газы. При снятом питании сердечник шток электроклапана поднят в верхнее положение — нижний контур открыт, верхний закрыт.

                Делается это следующим образом:

                Теперь я совсем запутался.

                Клапан EGR у тебя с номером A А X это как раз и есть клапан вакуумный, который стоит перед актуатором Пробовал с разборки от дорестайла клапан, управляющий ЕГР — работает неправильно Информация о принципах работы электроклапана: Мембрана разделяет клапан на две камеры — верхнюю светлая крышка с двумя сосками и нижнюю. Через верхнюю камеру проходит поток разряжения, а через нижнюю разряжение снимается.

                Снятие разряжения происходит за счет клапана внутри штока, который пропускает через себя поток внешнего воздуха. Для очистки внешнего воздуха предусмотрено два фильтра.

                Распространенные неисправности актуатора турбины 3. Как настроить актуатор турбины Обратите внимание: В автомобильном сленге данный клапан может носить разные названия, среди которых самые распространенные следующие: Следует понимать, что под всеми этими терминами подразумевается одна деталь, которая занимается защитой турбины от перегрузок при работе на высоких оборотах.

                В процессе эксплуатации актуатор турбины может выйти из строя, и владельцу автомобиля потребуется его замена, чтобы продолжить эксплуатировать автомобиль с турбированным мотором.

                Замена вестгейта подразумевает не только его установку, но и регулировку, которую крайне важно выполнить правильно. В рамках данной статьи рассмотрим, как настроить клапан турбины самостоятельно, не обращаясь к специалистам сервисных центров. Как работает актуатор турбины Как было отмечено выше, задачей актуатора турбины является снижение давления при работе мотора на высоких оборотах.

                Он монтируется до турбины в выпускной коллектор автомобиля. Принцип работы вестгейта крайне простой. Когда в двигателе повышаются обороты, а вместе с тем возрастает давление отработавших газов, стоит задача пустить их мимо самого турбинного колеса.

                Соответственно, в этот момент происходит открытие актуатора, установленного до турбины, и через него выходят отработавшие газы. За счет этого в клапаны попадает больше воздуха, что необходимо для максимального разгона турбонагнетателя.

                KIA Sorento 2008, 199 л. с. — визит на сервис

                Распространенные неисправности актуатора турбины Можно выделить три главных причины, почему ломается вестгейт: В условиях специализированного сервисного центра можно устранить все описанные выше проблемы, но важно отметить, что для начала необходимо правильно диагностировать поломку, для чего потребуются специальные тестеры.

                Ослабить стопорную гайку и отпустить натяжение штока регулировочной гайкой на 1 -2 витка вниз в принципе, регулировку можно начинать и с этого положения.

                Повторить операции пункта 4 и убедиться в отсутствии постороннего звука в турбине при снижении оборотов двигателя. Если гремящий звук отсутствует, то можно отпустить регулировочную гайку еще на 1 — 2 витка, но каждый раз, после новой настройки убеждаться в отсутствии постороннего звука в турбине операции п.

                KIA Sorento 2009, 170 л. с. — самостоятельный ремонт

                Проверить на ходу динамику разгона автомобиля. После регулировки положения штока актуатора отрегулировать положение нижнего ограничительного болта.

                При работе двигателя на холостом ходу допустимый зазор между рычагом управления лопаток и нижним ограничительным болтом 2 — 3 мм. Надеть защитный кожух двигателя. Вот примерно так поводится настройка положения штока актуатора.

                Ремонт актуатора турбины. Ремонт актуатора турбины в СПБ

                Год назад лечил подобную проблему. Этой темы тогда не было перелопатил тогда весь форум.

                Renault Scenic I (1996 — 2003)

                Автор: Валерий Моторин Раздел: RENAULT

                Рено Сценик первого поколения представлен двумя версиями: дорестайлинговой, именуемой «Фаза 1» (1996-1999), и послерестайлинговой – «Фаза 2» (1999-2003). Модели постарше уже заметно устарели, но с точки зрения функциональности ни в чем не уступают более молодым. Кроме того, благодаря простым 8-клапанным двигателям, они более неприхотливые в эксплуатации.

                Renault Megane Scenic I Фаза I

                После лифтинга Сценик 1 приобрел характерные передние фары и стал оснащаться гораздо лучше. Уже в базе все версии имели 4 подушки безопасности и ABS. «Фаза 2» отличается так же лучшим качеством отделки и более широким набором двигателей.

                Renault Megane Scenic I Фаза II

                Владелец не будет иметь больших проблем с коррозией, особенно на экземплярах помоложе. На компактвэнах постарше очаги коррозии можно обнаружить по краям задних крыльев, а иногда и на задней двери. Слишком тонкие дверные ручки во многих экземплярах уже надломлены. Еще один типичный дефект – закисание долго неиспользуемых дверных замков. Если возникнут проблемы с дистанционным пультом управления центральным замком, попасть в машину будет очень сложно.

                Старые экземпляры преследуют неисправности подрулевого переключателя управления светом

                Подыскивая дешевый Рено Меган Сценик начального периода производства, лучше присмотреться к версиям с 8-клапанными бензиновыми двигателями. 1,4-литровый мотор слишком слаб. Оптимальный выбор — двигатели рабочим объемом 1,6 и 2,0 л, к тому же они очень долговечны.

                Передние сиденья мягкие и, к сожалению, нередко продавленные

                С дизельными 1.9 D / TD и 1.9 dTi надо быть осторожней. Для них характерно подтекание масла. В агрегате 1.9 dTi нередко пробивает головку блока цилиндров. В обеих версиях с турбонаддувом может оказаться изношенным турбокомпрессор.

                После рестайлинга 8-клапанные бензиновые моторы уступили место 16-клапанным рабочим объемом 1,4 л, 1,6 л, 1,8 л и 2,0 л. Наиболее предпочтительны последние три двигателя. Все бензиновые агрегаты имеет привод ГРМ ременного типа. Если на 8-клапанных моторах замена ремня ГРМ требовалась каждые 90 000 км, то здесь уже срок сокращен до 60 000 км или не реже чем раз в три года.

                После рестайлинга линейка дизельных моторов была представлена тремя основными агрегатами. Базовый 1.9 D – атмосферный дизель мощностью 64 л.с. Он очень надежный, но слишком слабый для этого автомобиля. 1.9 dTi имел две версии – мощностью 80 и 98 л.с. Двигатель получил удачную конструкцию, но в настоящее время все моторы уже сильно изношены. На вершине модельного ряда находится 1.9 dCi с системой питания Common Rail мощностью 102 л.с. Он отличается тихой работой, динамикой и экономичностью, но по сравнению с 1.9 dTi гораздо чувствительней к качеству топлива.

                Емкость багажника 410 литров. После складывания заднего сиденья его объем увеличивается до 1800 литров, и образуется совершенно ровный пол

                Несмотря на высокий кузов, благодаря низко расположенному центру тяжести, компактный минивэн на дороге ведет себя очень хорошо. На передней оси подвеска классического типа: McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади – торсионная балка. Скорей всего после покупки автомобиля придется вложить некоторые денежные средства на ремонт подвески.

                Старые экземпляры заставят считаться с неисправностями «электрики»

                Стоит ли покупать?

                Длительное нахождение на рынке, огромный ассортимент запасных частей, низкое число отказов и доступная цена – вот главные достоинства. Наиболее предпочтительна послерестайлинговая версия модели, которая гарантирует не только высокий уровень комфорта, но и безопасность в случае ДТП. Если вы ищите автомобиль для семьи по разумной цене, то стоит всерьез задуматься о приобретении этого французского компактвэна.

                История модели

                2000 – появление в линейке моторов турбодизеля 1.9 dCi

                2004 – презентация следующего модели поколения — Scenic II

                Типичные неисправности

                — износ задней балки после 200 000 км. Симптомы: расхождение задних колес и стук во время движения по неровностям.

                — утечки антифриза из системы охлаждения бензиновых двигателей.

                — выход из строя дифференциала коробки передач.

                Стоят внимания

                — ухоженные экземпляры с 16-клапанными моторами рабочим объемом 1,6 и 1,8 л с кондиционером.

                — старые, но в хорошем состоянии 8-клапанные моторы рабочим объемом 2,0 л.

                — турбодизели 1.9 dCi и dTi конца производства.

                Следует избегать

                — старые турбодизели, страдающие от утечек масла.

                — базовый 1,4-литровый мотор – он слишком слаб для данной модели.

                — турбодизели dCi в сомнительном состоянии. Ремонт системы впрыска очень дорогой.

                голоса
                Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector