Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Быстрая регулировка клапанов на переднеприводных ВАЗах

Быстрая регулировка клапанов на переднеприводных ВАЗах

Самостоятельная регулировка клапанов в переднеприводных автомобилях семейства ВАЗ – это весьма ответственная, но при этом несложная работа. Можно, конечно, решить этот вопрос путем обращения в автосервис, но зачем тратить деньги, если все можно сделать самостоятельно, достаточно иметь минимальный набор инструментов и некоторый запас времени (где-то минут пятнадцать – двадцать).

Отметим, что зазоры клапанов не должны быть слишком маленькими, иначе где-то через 1000 километров вам придется делать ремонт головки блока, а это уже совсем немаленькие деньги. Если вы собираетесь выполнять регулировку клапанов первый раз, то вам нужно будет приобрести определенные инструменты и регулировочные шайбы.

Необходимые инструменты

Чтобы отрегулировать клапана на переднеприводных ВАЗах нужно иметь набор гаечных ключей, комплект щупов и микрометр. По заводским характеристикам зазоры впускных клапанов должны быть в размере 0,2 мм, а вот выпускных клапанов – 0,35мм. Но первоначально вам требуется определить зазор клапанов, который имеется сейчас. Делается это подбором щупа, который будет соответствовать зазору. Именно для этих целей вы должны приобрести комплект щупов в диапазоне от 0,1 до 0,5мм с шагом в 0,05мм.

Что касается микрометра, то он требуется для определения толщины регулировочной шайбы. Если вы никак не можете достать микрометр, то можете взять штангенциркуль, который будет иметь цену деления 0,01 – 0,02мм, а еще лучше, если деление будет 0,05мм. Запомните, чем точнее ваш измерительный прибор, тем лучше вы рассчитаете требуемую толщину регулировочной шайбы. Советуем купить побольше регулировочных шайб, чтобы точно подобрать требуемый размер.

регулировка клапанов

Итак, необходимый инструмент подготовлен, можно переходить к самостоятельной регулировке.

Быстрая регулировка клапанов

Клапана регулируются только на холодном моторе.

В первую очередь необходимо снять клапанную крышку. Чтобы это сделать, нужно отсоединить воздушные шланги от двигателя, отцепить трос, идущий к дроссельной заслонке и снять кронштейн дросселя. Крышка прикручена двумя болтами М6. Снимаем ее, а также демонтируем кожух ремня ГРМ. Используя ключ №17, поворачиваем коленвал на два оборота. Делаем так, чтобы метки на блоке цилиндров и зубчатом шкиве вала совпали. Проверяем совпала ли метка шкива распределительного вала с установочным выступом. При надобности делаем еще один оборот коленчатым валом. После совпадения всех меток проворачиваем коленчатый вал еще на 45 градусов.

Отметим, что кулачки №1 и №3 распредвала должны оказаться повернутыми к толкателю стороной, имеющей наименьший радиус.

Быстрая регулировка клапанов

Именно в таком положении должен быть гарантированный зазор.

Берем подготовленный щуп и аккуратно вводим его в появившийся зазор. Если щуп при погружении испытывает небольшое сопротивление – значит, зазор соответствует размеру щупа.

Очень осторожно и с предельной внимательностью выполняйте эти действия. Если у вас возникают сомнения насчет выбранного щупа, попробуйте взять щуп на 0,05мм меньше и больше от номинала.

Разрешенное отклонение зазора может быть не более 0,05мм и мы советуем делать это отклонение только в большую сторону. Если при проверке зазоров был выявлен толкатель, в котором требуется отрегулировать зазор, то необходимо установить специальное приспособление (при его отсутствии можете воспользоваться двумя большими отвертками, имеющими ширину жала свыше 10мм).

Быстрая регулировка клапанов

Отжимайте толкатель вниз и подставляйте упор на самый край толкателя.

Отверткой или подходящим пинцетом доставайте регулировочную шайбу. Меряйте ее толщину и записывайте на бумажке.

После этого временно установите шайбу на ее место. Затем проворачивайте коленчатый вал и делайте замеры следующей пары клапанов. Все результаты опять-таки записывайте на бумажке.

С полученным перечнем необходимых шайб идите в магазин. Желательно на время вашего отсутствия двигатель накрыть плотной тканью.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора пила патриот 2512

Быстрая регулировка клапанов

После приобретения необходимых шайб начинайте опять прокручивать коленвал и менять шайбы там, где это необходимо.

После этого еще раз проверяйте зазоры – вы должны точно удостовериться в их соответствии нормам. Теперь вам остается лишь собрать двигатель.

Кстати советуем заменить прокладку клапанной крышки, да и взгляните заодно на ремень ГРМ, возможно, он уже достаточно изношен и его тоже следует заменить.

Регулировка клапанов в два приема.

Заводское руководство по ремонту предлагает эту операцию выполнить в четыре приема: отрегулировать зазор у двух клапанов, повернуть коленчатый вал на 180° – и так еще три раза. Однако можно все сделать и за два.
У двигателей ВАЗ (как и многих других рядных четырехцилиндровых) порядок работы цилиндров 1–3–4–2. То есть рабочий ход в первом, через 180° по коленвалу – рабочий ход в третьем, еще через 180° – в четвертом и так далее. Если «конфигурация» последнего достаточно проста (его «модель» легко сделать из куска проволоки), то кулачки на распредвале расположены «хитро». Это объясняется их функцией – обеспечить необходимые фазы газораспределения: если формально каждый такт по углу поворота коленвала составляет 180°, то каждый клапан находится в открытом состоянии дольше – 232°, причем открытие одного сдвинуто относительно другого.

Впускной клапан начинает открываться на 12° раньше, чем поршень на такте выпуска приходит в верхнюю мертвую точку (ВМТ). А после прохождения им нижней мертвой точки (НМТ) впускной клапан (уже при ходе поршня вверх) еще на протяжении 40° продолжает закрываться. Выпускной клапан тоже «захватывает» часть соседних тактов. Более того, существует момент «перекрытия» клапанов: вблизи ВМТ в конце выпуска одновременно приоткрыты оба клапана.
Не вдаваясь в тонкости процесса газораспределения, отмечу: именно при таких фазах двигатель способен развивать заявленную мощность.

При работе прогретого двигателя зазор между рокером и тыльной (цилиндрической) стороной кулачка очень мал (порядка 0,01–0,02 мм) и сопоставим с толщиной масляной пленки. В то же время этот зазор – очевидно! – не может быть меньше, чем величина биения тыльной стороны кулачка, иначе при контакте этих деталей клапан начнет приоткрываться. «Зажатые» клапаны оставят след на кулачке. Признаки таких аномалий – «засветление» (следы касания) на обычно черной цилиндрической поверхности тыльной стороны кулачка.
Чтобы увидеть общую картину газораспределения в двигателе, представим фазы в таком виде. В начале рабочего хода в первом цилиндре (вблизи ВМТ) клапаны 1, 2, 3 и 5 закрыты, значит, можно регулировать зазоры между соответствующими кулачками и рокерами. Этот момент показан толстой вертикальной линией слева. А через 360° по коленвалу (один оборот) картина повторяется – но для клапанов и кулачков 4, 6, 7, 8.
Более того, провернув коленвал примерно на 50–60°, можно найти даже такое положение, при котором еще два клапана закроются! Но «мудрить» не стоит – все равно за один прием регулировка не получится, а выставлять сначала шесть, а потом два нет смысла.

Предложенный способ, несмотря на преимущества (экономия сил и времени), имеет один недостаток. Если распредвал бракованный, с повышенным биением тыльной стороны кулачка, зазоры верно не выставишь. Поясню, почему.
Зазоры измеряют между рокером и тыльной – в форме кругового цилиндра – стороной кулачка распределительного вала. Случается, биение этого цилиндра превышает норму – 0,02 мм – в три раза! Допустим, размер цилиндра отличается от положенного около той части кулачка, которая открывает клапан, а мы, работая «в два приема», будем регулировать зазор с другой стороны, где все в порядке. Значит, на работающем моторе клапан будет открываться раньше или позже положенного, что для мотора, сами понимаете, не здорово. У первого метода – в «четыре приема» – этого можно избежать. Но, как показала практика, среди вазовских родных валов откровенная «некондиция» – редкость. Коль уж попался негодный, то с ним двигатель нормально работать не станет ни при каких хитрых способах регулировки: либо клапан будет стучать и одновременно открываться на величину меньше положенной, либо в одном из положений распредвала будет ненадежно закрыт, что опять-таки недопустимо. «Горбатый» вал, как говорится, лишь могила исправит.

Читайте так же:
Генератор champion регулировка клапанов

Капитальный ремонт двигателя Cursor: список работ и нормо-часы

Капитальный ремонт двигателя Cursor: список работ и нормо-часы

Одной из самых востребованных операций, которые выполняет наш сервисный центр, является капитальный ремонт двигателей Курсор. Это не удивительно, ведь эти силовые агрегаты устанавливаются на очень широкую гамму техники: от трассовых тягачей, до сельскохозяйственных тракторов и комбайнов. И наиболее часто возникающий вопрос при ремонте Курсоров это состав работ и количество нормо-часов, которые напрямую влияют на цену капремонта. Ответы на эти вопросы мы постараемся осветить в рамках данной статьи. Отметим, что количество и состав работ одинаков для Cursor 8, Cursor 10 и Cursor 13. Для получения консультации по другим двигателям, обратитесь к работникам нашей сервисной службы:

Для начала предлагаем разобраться, что же такое нормо-часы. Нормо-час — это абстрактная величина трудозатрат, указывающая объем работ, который можно выполнить за единицу времени. При этом здесь указываются идеальные условия, а именно: наличие полного набора инструментов, запчастей и отсутствие различных форс-мажорных обстоятельств (болт прикипел, ржавчина съела резьбу и т.п.). Все эти условия выполняются только в том случае, пока машина еще не покинула сборочный конвеер завода. В реальной жизни времени на выполнение работ всегда нужно больше и это необходимо учитывать при планировании. Но для расчета используется справочное значение нормо-часов, которое устанавливается заводом-изготовителем техники и размещается в специальных документах, которые имеют официальные сервисные центры и дилеры.

Итак, список работ при полном капитальном ремонте ДВС Cursor 8, 10 или 13, который обязателен к выполнению (согласно официальной технической документации Ивеко):

  • установка и снятие двигателя на стенд;
  • разборка и сборка двигателя;
  • проверка и промывка моторного тормоза;
  • проверка клапанных коромысел;
  • проверка распредвала и втулок;
  • проверка плоскости ГБЦ;
  • удаление нагара и проверка клапанов;
  • притирка седел и клапанов;
  • проверка выступания форсунки;
  • проверка гильз, замена;
  • проверка размеров поршневых пальцев;
  • замена поршней, колец, пальцев;
  • проверка веса и геометрии пошней и шатунов;
  • проверка шатунных и коренных шеек коленвала;
  • подбор вкладышей;
  • замена коренных и шатунных вкладышей;
  • проверка маслянного насоса;
  • проверка предохранительного клапана масляного насоса;
  • проверка редукционного клапана системы смазки.

Согласно нормам времени Iveco для выполнения капитального ремонта двигателя необходимо 55,9 нормо-часов.

При этом снятие и установка двигателя на автомобиль не входит в указанные выше работы и для выполнения этой операции необходимо еще 18 нормо-часов.

То есть итоговое значение нормо-часов по капитальному ремонту двигателя Курсор со снятием с автомобиля и установкой обратно составляет 73,9 нормо-часов.

Также хочется обратить внимание на то, что из работ по головке блока цилиндров в капитальный ремонт входят только те, что перечислены в списке выше.

Не входят в капитальный ремонт ДВС Курсор (и при необходимости добавляются к нормам времени) следующие работы:

  • замена стаканов форсунок,
  • замена направляющих клапанов,
  • замена сёдел клапанов.
Читайте так же:
Как правильно отрегулировать заслонки карбюратор солекс

Если вам необходимо проведение ремонтных работ по двигателям семейства Cursor, не совпадающих с перечисленными выше перечнями работ, мы предоставим интересующую Вас информацию.

Проверка и замена отдельных позиций в двигателе, ремонт ГБЦ

Накопленный нами опыт позволяет с уверенностью сказать, что редко замены требует один или несколько стаканов форсунок, какая-то часть направляющих или несколько маслосъёмных колпачков из всех, установленных на ГБЦ. Чаще всего имеет место равномерный износ и замены требуют все детали — если есть износ направляющих клапанов, то нужно менять все направляющие. Стаканы форсунок тоже чаще всего меняются комплектом, как и маслосъёмные колпачки.

В редких случаях бывает необходимость замены указанных выше деталей ГБЦ не комплектом, а по отдельности. В таком случае информацию по стоимости и по нормам времени на такие операции можно получить у наших сотрудников сервиса.

Также часто возникает вопрос о ремонте ГБЦ двигателя Курсор. В зависимости от необходимости замены тех или иных деталей головки блока цилиндров нормы времени будут отличаться.

  • Притирка всех клапанов и сёдел клапанов ГБЦ, при снятой ГБЦ — 12,4 н/ч
    Включает в себя операции:
    • очистка клапанов и сёдел;
    • проверка сёдел клапанов;
    • снятие и установка клапанов и пружин;
    • проверка пружин;
    • замена маслосъёмных колпачков.
    • замену направляющих клапанов;
    • замену сёдел клапанов;
    • снятие ГБЦ с двигателя и установку обратно.
    • снятие и установка форсунок;
    • снятие и установка турбины;
    • регулировка клапанов.
    • снятие и установку задней опоры кабины, для автомобилей с кабиной без спальника.
    • замену направляющих;
    • замену стаканов форсунок;
    • притирку клапанов,

    Для ремонта ГБЦ необходим специнструмент, имеющийся в нашем сервисном центре. Без применения специнструмента невозможно произвести замену стаканов форсунок, направляющих, и обработку сёдел клапанов.

    Регулировка клапанов ВАЗ «Классика»

    Первым автомобилем, сошедшим с конвейера Волжского автомобильного завода, была модель ВАЗ-2101. Впоследствии производитель выпускал еще 6 моделей, до ВАЗ-2107. Все эти авто в народе получили обозначение «Классика» из-за особенностей компоновки. Все эти модели выпускались в кузове седан (кроме 2102 и 2104 – которые являются универсалами), оснащались рядным 4-цилиндровым мотором с продольным расположением, а также приводом на задние колеса.

    Примечательно, что на все эти авто устанавливались практически идентичные моторы. И хоть в результате доработок удавалось менять рабочие характеристики силовых установок, но компоновка их была одинаковой.

    Особенности ГРМ

    К примеру, газораспределительный механизм – с верхним положением клапанов и распред. вала. Привод ГРМ у мотора осуществлялся посредством цепи, и это на всех моделях.

    Особенность клапанного механизма заключается в использовании нажимных рычагов, второе название – рокеры. Они располагаются между распределительным валом и торцом штока клапана. То есть, воздействие кулачка на клапан производится не напрямую, а посредством рокера. Также благодаря нажимному рычагу обеспечивается возможность регулировки теплового зазора.

    Этот зазор нужен для того, чтобы компенсировать изменение геометрических параметров составных элементов клапанного механизма, происходящее в результате нагрева, при котором металл расширяется. Если бы этого зазора не было, то после нагрева силовой установки происходило бы нарушение фаз газораспределения. Если проще, то при нагреве из-за расширения металла клапана полностью не закрываются, что приводит к потере компрессии, и как следствие – падение мощности.

    Особенности ГРМ Ваз Классика

    Перечень работ по техническому обслуживанию силовых установок этих моделей включал в себя такую операцию, как регулировка клапанов. Обусловлено это особенностями конструкции клапанного механизма. В процессе эксплуатации рабочие поверхности торца клапана, рокера и кулачков распределительного вала стираются, что приводит к нарушению теплового зазора.

    Благо та же конструкция является достаточно простой, поэтому регулировочные работы достаточно просты и выполнить их можно своими руками. Важно только знать порядок проведения работ и последовательность регулировки клапанов на «Классике». Примечательно, что операция идентична практически для всех моделей, поэтому порядок регулировки клапанов ВАЗ-2101 и, к примеру, ВАЗ-2105 – одинаковы, только в ВАЗ-2107 она несколько отличается.

    Поскольку для большинства моделей операция делается идентично, то далее будут фигурировать все модели Жигулей, относящихся к «Классике».

    Регулировка клапанов автомобиля ВАЗ

    Первое и основное правило проведения операции – выполняется она только на остывшем моторе. Обусловлено это все тем же расширением металла. Если регулировка клапанов на ВАЗ-2102 или любой другой модели будет делаться на прогретом агрегате, то положительного результата операция не даст, потому что при остывании металл вернется к первоначальной форме и зазор не будет соответствовать норме, он просто увеличиться.

    Также обязательно нужно знать, когда должна проводиться регулировка клапанов ВАЗ-2105. Верным признаком того, что клапанный механизм разрегулирован является звонкий металлический стук из подкапотного пространства при работающем моторе. Причем интенсивность его меняется пропорционально увеличению или уменьшению оборотов.

    Регулировка клапанов на ВАЗ-2104 также должна проводиться каждый раз, когда выполняются ремонтные работы с головкой блока, связанные со снятием распределительного вала.

    Этапы работ, инструменты

    Все регулировочные работы проводятся в несколько этапов:

    1. Подготовительные работы, частичная разборка мотора для обеспечения доступа к клапанному механизму;
    2. Регулировка;
    3. Сборка.

    Регулировка зазоров клапанов ВАЗ-2106 выполняется такими инструментами:

    • Набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на 13 и 17);
    • Щуп для замера зазора;
    • Отвертки;
    • Ветоши;
    • Маркер.

    Инструменты регулировки зазоров клапанов ВАЗ

    По поводу щупа. Проверка и регулировка выполняется щупом с толщиной 0,15 мм. При этом обычный измерительный элемент не подойдет, требуется специальный, с увеличенной шириной.

    Щуп проверки зазоров клапанов ВАЗ

    Отметим, что все модели Жигули «Классика» являются карбюраторными, кроме одной из модификаций 2107, поэтому рассмотрим, какие подготовительные работы нужно сделать перед тем, как будет выполнена регулировка клапанов ВАЗ-2104 (карбюратор).

    Подготовительные работы

    Итак, двигатель – остывший, а сам автомобиль поставлен на ровную площадку и обездвижен. Можно приступать к работам:

    1. Снимаем крышку воздушного фильтра карбюратора и извлекаем фильтр;
    2. Откручиваем болты крепления фильтра и снимаем его, предварительно отсоединив патрубки, идущие к нему;
    3. Убираем трос ручного управления воздушной заслонкой (подсос) и отсоединяем тягу дроссельной заслонки;
    4. Откручиваем болты крепления клапанной крышки и демонтируем ее;
    5. Проверяем натяжение цепи (оно должно быть в норме, иначе сначала придется провести регулировку натяжки);
    6. Снимаем крышку распределителя (трамблера).

    Подготовительные работы регулириловки клапанов ВАЗ

    Теперь необходимо установить в 4-м цилиндре ВМТ поршня и помогут в этом метки, нанесенные на колен. валу и крышке привода распред. вала, а также на шестерне распределительного вали и его крышке.

    Распределительный вал автомобиля ВАЗ

    Для этого можно воспользоваться соответствующим по размеру ключом, которым необходимо вращать колен. вал за болт приводного шкива. Или же воспользоваться одним из приводных колес. Для этого его нужно вывесить при помощи домкрата, включить 4-ю передачу и медленно прокручивать поднятое колесо. При этом трансмиссия обеспечит вращение коленчатого вала. Но при втором способе потребуется помощник, поскольку проконтролировать совпадение меток будет сложно.

    Последовательность регулировки

    Итак, совместили метку на распределительном валу и с наплывом на его крышке, проверяем совпадение их на колен. валу. Дополнительно можно проконтролировать правильность установки при помощи бегунка трамблера. Его контактный выступ должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения 4-го цилиндра.

    Последовательность регулировки Ваз Классика

    Если все метки совпали, можно начинать проверку и регулировку.

    Порядок регулировки клапанов ВАЗ-2103 приведен в таблице:

    Порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика»
    Угол проворота колен. валаРегулируемые клапана
    8, 6
    1804, 7
    3601, 3
    5405, 2

    Проверка и регулировка

    Таблица показывает, что после установки в 4 цилиндре ВМТ проводится проверка и регулировка 8 и 6 клапанов. То есть:

    1. Ищем 8-й клапан. Для этого ведем отсчет от приводной шестерни распред. вала, то есть с передка двигателя. Получается, что 8 клапан – последний;
    2. Устанавливаем щуп между рокером и кулачком распределительного вала. При нормальном зазоре он между ними должен входить с небольшим натягом, то есть должно иметься небольшое, но ощутимое сопротивление; Установка щупа распределительного вала Ваз
    3. Если измерительная пластина не входит, или наоборот – не испытывает никакого сопротивления, то выполняется регулировка;
    4. Сбоку на рокере имеются гайка под ключ 17. Которая навинчена на болт с головкой на 13. Этим болтом осуществляется регулировка, а гайка исключает самовольное вывинчивание регулировочного элемента. Для регулировки отпускаем гайку на 17, придерживая вторым ключом болт. Затем этот болт вращаем, что позволяет изменить его длину, и как следствие – зазор между ним и рычагом. А поскольку рокер расположен на оси, то и с другой его стороны зазор измениться. Путем вращения болта добиваемся необходимого зазора (щуп ходит с усилием), удерживаем его в таком положении и контрим гайкой. Этап регулировки клапанов ВАЗ
    5. Проверяем правильность регулировки. Если при затяжке контргайки все же болт сместился и зазор нарушился, повторяем действия по регулировке.
    6. Переходим к 6 клапану и делаем все то же самое – проверяем зазор, при надобности регулируем и снова делаем проверку.

    Это был описан порядок регулировки клапанов ВАЗ-2105 на примере одного положения коленчатого вала и двух клапанов. Но осталось еще 6 клапанов и согласно таблице – 3 положения коленчатого вала.

    Чтобы отрегулировать следующие два клапана – 4-й и 7-й нужно провернуть колен. вал на 180 градусов, что будет соответствовать ВМТ 3-го цилиндра. При этом контролировать угол проворота по нему будет неудобно. Вот здесь пригодится маркер. Дело в том, что 180 град. поворота коленчатого вала соответствует углу проворота бегунка трамблера на 90 град. То есть на торце корпуса можно нанести 4 метки удаленных на одном расстоянии по окружности, начиная от нулевого положения (ВМТ 4-го цилиндра).

    Регулировка 4 и 7 клапана ВАЗ

    А затем уже по имеющимся меткам устанавливаем сначала угол коленчатого вала в 180 град. (проверяем и регулируем 4-й и 7-клапана), затем 360 град. (1-й и 3-й клапана) и 540 град. (5-й и 2-й).

    После всех регулировочных работ устанавливаем снятые элементы на двигатель.

    Особенности ВАЗ-2107

    Теперь о том, какой порядок регулировки клапанов на ВАЗ-2107 (карбюратор). Что касается работ, то они идентичны описанному – разбираем, проверяем, при надобности регулируем и снова собираем.

    Но здесь возможно применение несколько упрощенной схемы регулировки клапанов ВАЗ-2107.

    Сводится она к тому, что после установки ВМТ 4-го цилиндра выполняется проверка и регулировка не двух клапанов, а четырех – 8-го, 7-го, 4-го и 6-го. То есть, регулируется оба клапана 4-го цилиндра, а также выпускной клапан 2-го, и впускной – 3-го цилиндров.

    Затем проворачиваем коленчатый вал на 360 град. (180 град. проворота бегунка трамблера) и осуществляем проверку и регулировку остальных 4 клапанов – 3-го, 5-го, 2-го и 1-го.

    Что касается инжекторной версии, то разница во всем сводится только к небольшому отличию в метках на коленчатом валу.

    Вот таким образом можно самостоятельно выставить тепловой зазор на автомобилях ВАЗ классических моделей.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector