Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ходоуменьшители тракторов

Ходоуменьшители тракторов

Целый ряд сельскохозяйственных работ выполняется на замедленных скоростях, отвечающих агротехническим требованиям.

Большая группа мелиоративных машин, погрузочно-разгрузочных механизмов работает на скоростях 0,014—0,097 м/с, рассадопосадочные машины, дождевальные установки, машины для уборки овощей — 0,177—0,42, а безмоторные комбайны (на уборке кукурузы, картофеля, капусты и др.) — 0,56—1,4 м/с.

Если принять низшую передачу основного ряда трактора равной 1,4 м/с, то общий диапазон замедленных технологических скоростей будет определяться отношением 1,4 к 0,014, то есть 1,4:0,014=100.

Для получения замедленных технологических скоростей движения тракторного агрегата служат ходоуменьшители.

Ходоуменьшитель может являться неотъемлемым элементом трансмиссии трактора (Т-150К, Т-25А, болотоходный трактор ДТ-75Б и др.) или его съемным оборудованием (Т-40М, Т-40АМ, МТЗ-80, МТЗ-82 и др.).

По характеру регулирования крутящего момента ходоуменьшители делят на ступенчатые и бесступенчатые. К первым относят механические шестеренчатые ходоуменьшители, ко вторым — электрические, гидравлические, а также некоторые механические передачи (например, клиноременные вариаторы, фрикционные передачи).

Преимущественное распространение получили механические ходоуменьшители. Их положительные качества — высокий к.п.д., простота устройства и обслуживания, недостаток — ограниченные пределы регулирования замедленных скоростей.

Наиболее перспективны гидрообъемные ходоуменьшители, которые обеспечивают широкий диапазон бесступенчатого регулирования скорости движения агрегата, надежно защищают трансмиссию от перегрузки, могут быть установлены на трактор без его существенных конструктивных изменений.

Ходоуменьшитель тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 — съемный шестеренчатый планетарный редуктор, который прикрепляется к фланцу люка корпуса коробки передач с левой стороны (рис. 1).

Ходоуменьшители тракторов

Рис. 1. Ходоуменьшитель тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:

1 — рычаг; 2 — валик; 3 — корпус; 4 — игольчатый подшипник; 5 — ось; 6, 8, 14 — подшипники; 7 — промежуточная шестерня; 9 — вал-шестерня; 10 — втулка; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — короння шестерня; 15 — сателлит; 16 — ось сателлита; 17 — палец.

При включении ходоуменьшителя и первой или второй передач переднею или заднего хода получаются соответственно замедленные передачи: 0,206 м/с (0,741 км/ч) ; 0,35 м/с (1,26 км/ч); 0,098 м/с (0,352 км/ч); 0,167 м/с (0,599 км/ч) без понижающего редуктора и 0,156 м/с (0,560 км/ч); 0,266 м/с (0,955км/ч); 0,073 м/с (0,262 км/ч); 0,126 м/с (0,453 км/ч) с включением понижающего редуктора.

В корпусе 3 ходоуменьшителя размещены промежуточная шестерня 7, вал-шестерня 9 и планетарный редуктор, состоящий из водила 12, трех сателлитов 15, коронной 13 и солнечной 11 шестерен. Шестерня 7 вращается на роликовом подшипнике 6 на оси 5, закрепленной в корпусе 3. Она входит в зацепление с шестерней 41 (см. рис. 2) включения ходоуменьшителя и находится в постоянном зацеплении с валом-шестерней 9 (рис. 1).

Ходоуменьшители тракторов

Рис. 2. Коробка передач тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:

1 — рычаг переключения передач; 2 — крышка; 3 — ведомая шестерня первой ступени редуктора; 4 — вторичный вал; 5 — пластинчатая пружина; 6 — регулировочные прокладки; 7, 14, 25, 27 — стаканы; 8 — ведомая шестерня второй ступени редуктора; 9 — ведущая шестерня главной передачи; 10 — гайка; 11 — конические роликовые подшипники; 12 — вал привода ВОМ; 13 — втулка; 15 — ведущая шестерня второй ступени редуктора; 16 — ведущая шестерня первой ступени редуктора; 17 — упорное кольцо; 18 — промежуточная шестерня; 19 — ведомая шестерня третьей передачи; 20 — ведомая шестерня четвертой передачи; 21 — промежуточный вал; 22 — ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28, 35 — шариковые подшипники; 26 — шестерня понижающего редуктора; 29 — первичный вал; 30 — ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 31 — корпус; 32 — ведущая шестерня третьей передачи; 33 — вилка; 34 — ползун; 36 — шариковый фиксатор; 37 — кулиса; 38 — шаровая опора; 39 — чехол; 40 — пружинное кольцо; 41 — шестерня включения ходоуменьшителя; 42 — ведомая шестерня первой передачи и заднего хода; 43 — упорная шайба; 44 — стопорное кольцо; 45 — скользящая шестерня первой передачи и заднего хода; 46 — вал пониженных передач и заднего хода; 47 — промежуточная шестерня заднего хода; 48 — ось.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапана мотокультиватор

Вал-шестерня установлена в корпусе на двух подшипниках: шариковом 14 и роликовом 8. На валу-шестерне помещена во втулке 10 солнечная шестерня 11. Шестерня 11 двойная, ее больший венец находится в зацеплении с ведомой шестерней 42 (см. рис. 2) первой передачи и заднего хода, а меньший служит солнечной шестерней планетарного редуктора. С валом-шестерней 9 (рис. 1) шлицами соединено водило 12 с запрессованными в его расточки осями 16 сателлитов. На осях в игольчатых подшипниках 4 вращаются сателлиты 15, находящиеся в зацеплении с солнечной шестерней 11.

Коронная шестерня 13 неподвижно зафиксирована в корпусе 3 двумя пальцами 17 и постоянно зацеплена с сателлитами 15. Механизм включения ходоуменьшителя состоит из рычага 1, валика 2 и вилки, входящей в паз шестерни 41 (см. рис. 2) включения ходоуменьшителя (на рисунке она показана в выключенном положении). В выключенном и включенном положениях вилка с валиком удерживаются пружинным фиксатором. При работе с ходоуменьшителем сначала включается ходоуменьшитель, а затем — коробка передач. Для получения пониженных скоростей переднего хода необходимо включать первую или вторую передачу заднего хода коробки передач и наоборот, так как ходоуменьшитель изменяет направление вращения вторичного вала коробки передач. [Тракторы и автомобили. Гуревич А.М., Сорокин Е.М. 1978 г.]

Устройство, принцип работы и ремонт коробки переключения передач (КПП) МТЗ-80

Устройство, принцип работы и ремонт коробки переключения передач (КПП) МТЗ-80

Одной из важнейших частей трактора МТЗ-80/82 и других агрегатов является коробка переключение передач (КПП). Она предназначена для выполнения передвижения на разных скоростях и разной тяговой мoщности. Также КПП предназначается для работы заднего хода и бокового вала отбора мощностей. В КПП МТЗ-80 имеется 9 ступeней привода в переднюю и 2 ступени в заднюю сторону. Таким образом, КПП МТЗ 80 имеет возможность переключать 18 скоростей при направлении движения вперед и 4 скорости зaднего хода. В то же время существует возможность поставить ходоуменьшитель в КПП для достижения меньшей скорости движения, нежели при стандартной КПП.

Устройство коробки передач МТЗ 80 не совсем можно назвать простым. В корпусе коробки на одной оси находятся первичный и вторичный вал. Парaллельно первичному и вторичному валу вместе с валом пeрвой передачи и заднего хода устроен промежуточный вал. Первичный вал крепится двумя подшипникaми, один из которых находится в стакане корпуса КПП. Вторым подшипником пeрвичный вал крепится к вторичному через переднюю крайнюю часть последнего.

На шлицы первичного вала присоединены ведущие шестерни III, IV и V передачи. Также на шлицы первичного вала прикреплен понижaющий редуктор через ведомую шестерню.

Промежуточная шестерня регулирует понижение передачи. Данная запчасть сцепляeтся с ведомой шестерней и со скользящей шeстерней III передачи.

Промежуточный вал КПП МТЗ 80

Промежуточный вал КПП вращается на втулке и шaрикоподшипниках. Втулка в свою очередь крепится к главной шестерне II ступени редуктора (она установлена на двух роликовых подшипниках). За шестерней находятся кулачки для заднего синхрoнного вала отбора мощности. Над главной шестерней находится крыльчатка. Ее функция заключается в смазывании шестеренки главной передачи и дифференциала КПП.

Читайте так же:
Регулировка педали сцепления на авенсисе

При помощи шлицов ведущая шестерня глaвной передачи и ведомая шестерня второй ступeни редуктора одеваются с помощью гайки на вторичный вал коробки передач МТЗ 80.

Редуктор и коробка передач трактора МТЗ 80

При включении любой ступени редуктора задействован блок шестерен. В зависимости, какая ступень редуктора включена, движение трактора осуществляется на опрeделенной скорости. Первая ступень КПП переключает I, II, III, IV и V передачи и также регулирует скорость на заднем ходу. Вторая же ступень предоставляет возможность осуществлять все остальные передачи.

Неисправности и ремонт коробки передач МТЗ 80

Состоянию КПП трактора МТЗ 80 стоит уделять должное внимание. Со временем даже самые надежные детали могут прийти в непригодность, и настанет час, когда их нужно будет заменить.

Если вам слышен шум и стук при работе КПП, шестеренки сами по себе могут выключаться, либо же зубчатые муфты и шестерены выключаются довольно туго при переключении передачи, но вам стоит заняться ремонтом коробки передач. Чаще всего неисправность возникает из-за дефектов вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Есть доля вероятности, что причина в зацеплении шестерен.

Если вам слышно скрежетание шестерен при перeключении передачи, то у трактора износились диски аппaрата управления сцепления. Также возможно неправильно отрегулировано сцeпление шестерней.

В то же время, если после такого осмотра, регулировки, замены деталей скрежет не прошел, возможно проблема с аппаратом управления тормозками. Необходимо отрегулировать пружину механизма. Ее длина в сжaтом состоянии не должна быть больше 32 мм.

Могут возникать и другие неисправности. К примеру, если заметен свобoдный ход переключaтеля ступеней понижaющего редуктора, то причина в износе вилки.

Шум при работе КПП МТЗ 80 также может наблюдаться из-за сломавшихся подшипников. Они могут зaклиниваться или быть вообще разрушенными.

Одним из вариантов стука при переключeнии передач может быть то, что стерлись некоторые зубцы шестерене КПП МТЗ 80. Необходимо проверить их состояние и заменить порченные детали.

Качественные запчасти на МТЗ-80 вы всегда сможете найти на нашем сайте, которые отличаются надежностью и выгодной ценой.

Как устроена коробка передач МТЗ 80/82, ее ремонт

Трактор МТЗ-80 / 82 – это техника, производимая Минским тракторным заводом. Данный транспорт отлично подходит для выполнения сельскохозяйственных работ. Рабочая техника сконструирована по классической схеме: увеличенные задние колеса, несущая система, надежное шасси. КПП МТЗ обеспечивает эффективное передвижение транспортного средства на разных скоростных режимах. КПП трактора с МТЗ 80 включает несколько ступеней привода, расположенных на передней и задней оси (9 и 2). Следует отметить, что МТЗ 82 – это модернизированная версия МТЗ-80. Такой трактор прост в обслуживании.

Особенности строения КП МТЗ (80/82)

Установленная на тракторе коробка включает надежно зафиксированные валы (первичный / вторичный). Данные элементы установлены в корпусе коробки.

Отлично справляются со своими заложенными функциями шестерни. На первичном валу встречаются приводные шестеренки 3…5 скорости. Также, система включает промежуточный вал. Данный элемент взаимодействует с шестерней 3 скоростной передачи. Смену передач стоит осуществлять на пониженных оборотах силовой установки, выжимается сцепление. Далее водитель задает необходимый режим поездки.

В целях уменьшения скоростного режима на данном транспорте производителем устройство коробки передач было установлено ходоуменьшителем. Он представляет собой редуктор, комплектующийся шестеренками. Ходоуменьшитель присутствует на сельскохозяйственных автомашинах, которые необходимы для обработки почв. Отличительная черта данного агрегата в том, что он имеет повышенный рабочий ресурс, малые габариты.

Система сцепления гарантирует защиту имеющегося мотора от высоких нагрузок. Также, к основным элементам коробки МТЗ-82 относится корпус, механизм переключения передач. Двигатель и система трансмиссии рассчитаны на высокие нагрузки, благодаря чему они могут функционировать в сложных условиях продолжительное время. К двигателю трактора МТЗ 82 относится раздаточная коробка, которая обеспечивает передачу момента силы от КПП к карданному приводу.

Читайте так же:
Регулировка клапанов солярис по гарантии

Для оптимальной работы системы следует заливать масло до уровня нижней кромки контрольного отверстия. Какое масло рекомендуется применять в КП МТЗ 82? Положительные отзывы имеет масло Нигрол, которое не имеет присадок в своем составе. Данная жидкость сохраняет свои рабочие характеристики в широком диапазоне температур, имеет оптимальный показатель вязкости.

Характер неисправности коробки передач трактора МТЗ 80

Неисправности и поломки в коробке передач возникают как в результате естественного износа имеющихся здесь элементов, так и при отсутствии должного ухода за данной системой со стороны водителя. В частности, не рекомендуется дергать рычаг, переводя его из одного режима в другой.

  • большой свободный ход рычага;
  • трудность переключения скоростей;
  • посторонние шумы со стороны КПП.

Основная причина данных признаков – это износ составляющих запчастей КПП. При любом из перечисленных проявлений коробки передач на МТЗ 80 или 82, целесообразно провести общую диагностику системы трансмиссии.

Раздаточная коробка МТЗ 82 подлежит периодическому техническому обслуживанию. Данная процедура включает замену смазки. Это необходимо для того, чтобы не произошел преждевременный износ роликов, ведомой обоймы муфты свободного хода.

В ряде случаев, причина стуков может крыться в том, что имеется поломка зубьев шестерен. Периодически владелец трактора должен осуществлять подтяжку резьбовых соединений.

Ремонт КПП начинается с демонтажа коробки передач МТЗ 82 / 80. Такая процедура актуальна, если имеются изношенные подшипники. Данные расходные элементы подлежат замене. При появлении скрипов необходимо проверить состояние шестеренчатых валов. Как правило, требуется их регулировка.

Проверить вилку переключения необходимо, если стал появляться люфт переключателя, благодаря которому задается оптимальный режим. При поломке (износе) вилок переключения происходит выпадение кулисы, возникает нарушение регулировки тяг. При этом следует проверить состояние зубьев шестеренок, фиксаторов. Вилки можно менять как в сборе, так и по отдельности. Осуществить проверку зазоров цапфы отводки, вилки включения КПП на МТЗ 80 необходимо, если отмечается непроизвольное включение скоростных режимов. Оптимальный зазор равняется 2,2 миллиметра.

Уделять внимание нужно и сцеплению. Если оно имеет на транспорте неправильную регулировку, то это нередко является следствием того, что коробка передач осуществляет некорректную работу.

При капитальном ремонте системы трансмиссии осуществляется снятие КПП, которая подлежит полной переборке. Данная процедура нужна, чтобы заменить имеющиеся здесь изношенные комплектующие детали. Капитальный ремонт лучше доверить мастерам, которые работают в автомастерских, где имеется подъемное оборудование, диагностические стенды. Сборка осуществляется в обратном порядке.

Заменять изношенные детали следует на аналогичные, оригинального производства. Это будет являться гарантией того, что они не выйдут преждевременно из строя, следовательно, это может привести к дорогостоящему ремонту автомобильной системы.

Таким образом, присутствующая на колесном тракторе коробка скоростей (МТЗ) является надежным узлом. Периодически необходимо проходить ее техническое обслуживание, осуществлять чистку, смазку, чтобы минимизировать риск появления серьезных поломок.

Коробка передач на тракторы МТЗ: устройство, возможные поломки и способы их устранения

Коробка переключения передач является одним из самых важных конструктивных элементов трансмиссии любого транспортного средства, в частности, трактора, и предназначена для изменения скорости, направления движения, крутящего момента. В соответствии с принципом работы различают такие типы КПП, как механические, автоматические, роботизированные.

Читайте так же:
Велосипед регулировка гидравлического тормоза

На любом тракторе, произведенном Минским тракторным заводом до 1985 года, установлена трансмиссия механического типа. Механика отличается простотой конструкции, возможностью ручного управления во всех режимах передвижения, надежностью. Давайте подробнее рассмотрим устройство КПП, составные элементы, их распространенные поломки и способы их устранения.

1 Устройство коробки передач на МТЗ тракторы

Коробка передач трактора – значимый узел машины, который не только отвечает за переключение скоростей, но и функционирование навесного оборудования. Для этого предусмотрен вал отбора мощности (ВОМ), располагающийся сбоку. При рассмотрении КПП в продольном разрезе невооруженным глазом видно идущих рядом два вала – первичный и вторичный. Оба механизма размещены на одной оси, за их соединение отвечает опорный подшипник.

Эта обязательная часть колесной техники, работающей от ДВС, обеспечивает стабильную работу всей системы. Вся конструкция трансмиссии слагается из таких элементов:

  • КПП;
  • раздаточная коробка;
  • тормозок для коробки переключения скоростей;
  • дифференциал;
  • муфта сцепления, система сцепления;
  • тормозная система;
  • карданный привод;
  • приводный шкиф;
  • ведущий передний мост;
  • боковой/задний ВОМы.

Полная схема коробки переключения передач МТЗ

Полная схема коробки переключения передач МТЗ

Стандартный агрегат оснащен 9 ступенями для движения вперед и 2 задними ходами, что свидетельствует о возможности КПП переключать 18 скоростей (при движении вперед) и 4 скорости (при движении назад). Удваивать количество передач помогает понижающий редуктор. Если есть необходимость двигаться на скорости ниже, можно установить ходоуменьшитель.

Промежуточный вал расположен параллельно первичному. К этой же части относятся вал заднего хода и вал у первой передачи. Приводные шестеренки 3,4,5-ой скоростей располагается на первичном валу. Шлицевой тип соединения. Промежуточный оснащен шестеренкой, зубьями зацепляемой с шестерней третьей передачи.

Вращающий момент происходит за счет втулки, находящейся в обойме подшипника. Она соединена с центральной шестеренкой второй ступени редуктора. За зубчатым колесом помещены кулачки ВОМ. Над главной деталью зубчато передачи установлена система, разбрызгивающая смазку на трущиеся элементы, чтобы предотвратить быстрый выход из строя техники.

МТЗ коробку передач дополняет 2-ступенчатый понижающий редуктор. На первой ступени завязаны 5 скоростей, один режим заднего хода. Она включается вследствие зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени. На вторую ступень редуктора приходятся иные рабочие режимы.

Система сцепления оборудована между коробкой передач и двигателем на специальном маховике. Она выполняет следующий комплекс задач:

  • надежная передача от трансмиссии к двигателю крутящего момента;
  • защита мотора и трансмиссии от резких нагрузок;
  • плавное соединение вращающегося коленчатого вала двигателя с неподвижным входным валом;
  • кратковременная легкая остановка трактора во время работы на необходимые небольшие промежутки времени.

Коробка передач МТЗ в сборе

Коробка передач МТЗ в сборе

Межосевой дифференциал имеет сложное строение, снабжено прочным разъемным корпусом. Как правило, раздаточная коробка – место трактора КПП, куда устанавливается устройство, отвечающее за распределение крутящего момента (КМ). Его вращение совершается под воздействием роликовых конусовидных подшипников. Крестовина механизма фиксируется между половинами корпуса.
к меню ↑

1.1 Раздаточная коробка

Раздаточная коробка без проблем передает крутящий момент к переднему ведущему мосту благодаря карданному приводу основными составляющими которого, являются два одинаковых по конструкции и длине вала (полный, открытый), опора. Промежуточную опору составляют: фланец, предохранительная муфта, подшипниковый узел. В КПП на МТЗ тракторах можно встретить несколько разновидностей карданных валов: с защитным кожухом, без дополнительной защиты.

Раздатка необходима для распределения КМ между внутренними деталями, передачи момента от двигателя к приводным механизмам. Ее основными функциями называют:

  1. Увеличение крутящего момента на каждом ведущем колесе, что облегчает преодолевание выступов, крутых подъемов.
  2. Сохранение во время передвижения устойчивости (также при небольших скоростях).
  3. Распределение момента силы между ведущими мостами, благодаря чему повышается проходимость трактора.
Читайте так же:
Правильная регулировка карбюратора на оке

Раздаточная коробка имеет такие конструктивные особенности: ведущий вал, вал привода задней/передней оси, межосевой дифференциал с механизмом блокировки, передачи зубчатого понижающего типа.
к меню ↑

1.2 Устройство коробки передач трактора мтз 80 — 82 (видео)


к меню ↑

2 Ремонт неисправностей, способы их решения

Коробка скоростей, которой оснащается трактор производства МТЗ на основе гарантий изготовителя и положительных отзывов считается надежным узлом. Однако, как и любой, состоящий из множества трущихся механизмов агрегат КПП нуждается в техническом обслуживании, регулярной чистке и смазке. Если пренебрегать данными обязательными мероприятиями, появляется риск столкновения с разного рода поломками
к меню ↑

2.1 Скрип при переключении передач

Скрип при переключении скоростей, что говорит о дефекте дисков сцепления, неправильной регулировке зацепления зубчатых колес. Следует заменить отслужившие свой эксплуатационный срок узлы. Если после этого резкий звук от трения остался, требуется осуществить проверку длины пружины, расположенной в блоке управления кулачками. Нормальной является длина, не превышающая 3,2 см в состоянии максимального сжатия.

Установка вала в коробку передач

Установка вала в коробку передач

Если предыдущие действия не привели к устранению поломки, придется снять крышку корпуса сцепления, а также крышку понижающего редуктора, проверить зазоры между накладками тормозкового диска, щели между цапфами отводки и вилкой включения. Толщина накладок должна быть меньше 1,5 мм, в противном случае ее заменяют. Относительно отводки и вилки включения те же действия (норма зазора – не более 2,2 мм).

Стоит отметить, что зачастую проблемы возникают с неисправностью вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Нередко ключ к разгадке поломки кроется в зацеплении шестерен.
к меню ↑

2.2 Заклинивание подшипников

Для исправления слейте машинное масло из КПП, снимите ее корпус и пол кабины. Если этого не достаточно, потребуется открыть доступ через извлечение боковых крышек и раздатки. Покрутите насколько возможно с помощью монтажного лома все валы вокруг оси, а затем по радиусу. Если движение вала ощутимо, а подшипники не находятся в своих гнездах, нужно с трактора полностью снять коробку передач, разобрать ее и заменить за счет съемников старые органы.

Иногда причины поломки могут находится во вторичном вале. Специальным прибором обратите внимание на зазор в опорах, содействующих его вращению. Для этого оптыне мехники распологают индикатор ножкой в упор на торец зубца шестерни, после чего проводят проверку вторичного вала по его оси. Щель в оси возникает даже по причине ненадежности крепления гайки вала. Потому, прежде чем делать вывод о стертости подшипников и отправляться за покупкой новых, убедитесь, что гайка находится к крепко затянутом положении.

Схема положения переключателя передач

Схема положения переключателя передач

Возникший осевой зазор исправляют путем разъединения КПП и занего моста, выпрессовании стакана подшипника вторичного вала, выключением передачи, проверкой степени затяжки сборочного узла. Для проверки применябт динамометрический ключ. Замена толщины прокладки вала ведет к исправлению его осевого движения. Исправное состояние характеризуется пределами вращения 7-8 Нм.
к меню ↑

2.3 Люфт рычага переключения передач

В результате недостаточного трущегося усилия вилок переключения появляется произвольное выключение, неполное отключение. Могли пружинные фиксаторы утратить свою упругость.

Для выяснения загвоздки отсоединяют механизм переключения передач, производят ревизию с замерами щек вилок, ширины зева, зазора между планками переключения. Замена изношенных запчастей ликвидирует проблему.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector