Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка рулевого управления и тормозной системы

Регулировка рулевого управления и тормозной системы

В случае выявлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный свободный ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т. п.) вни мательно осмотрите детали рулевого управления. Осмотр проводите на эстакаде или в смотровой канаве в следующем порядке.

Хорошо очистите от загрязнения детали рулевого привода и картер рулевого механизма. Установите колеса в положение, соответствующее движению по прямой.

Проворачивая рулевое колесо в обе стороны, необходимо убедиться в том, что:

— свободный ход рулевого колеса не превышает 5 ° (при замере по ободу колеса не более 18-20 мм);

— в шарнирах, соединениях и рулевом механизме не возникает стуков;

— крепление картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага надежно (если это необходимо подтяните резьбовые соединения);

— в шаровых шарнирах тяг и в кронштейне маятникового рычага должен отсутствовать свободный ход, а вал червяка не перемещается в осевом направлении;

— усилие поворота рулевого колеса (при установке передних колес на гладкой плите) не делжно превышать 196 Н (20 кгс).

Поворачивая регулировочные муфты боковых тяг, обязательно убедитесь в надежности затягивания их хомутов.

Внимательно проверьте состояние шаровых шарниров и защитных колпачков, как указано ниже.

Проверка шаровых шарниров рулевых тяг

Вначале проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Для этого, используя рычаг и опору, переместите наконечник параллельно оси пальца.

Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть впределах 1-1,5 мм. Такое перемещение свидетельствует о том, что вкладыш пальца не заклинен в гнезде наконечника тяги и перемещается вместе с пальцем, сжимая пружину. Шарнир с заклиненным вкладышем необходимо заменить.

Покачивая рулевое колесо в обе стороны, наощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. В случае, если ощущается свободный ход в шаровом шарнире, необходимо заменить наконечник тяги или рулевую тягу в сборе.

Проверьте состояние защитных колпачков шаровых шарниров рулевых тяг.

В случае, если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При попадании в шарнир влаги, пыли и т.д. происходит преждевременный износ его деталей.

Колпачок нужно заменить, если он имеет трещины, разрывы, а также, если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами рук.

Проверка и регулировка зазора в подшиипниках червяка рулевого механизма

Разрез картера рулевого механизма

Установите передние колеса в положение прямолинейного движения и, проворачивая рулевое колесо в ту и другую стороны, проверьте, не изменяется ли расстояние между торцом картера 7 (рисунок 1) и меткой «В», нанесенной на валу червяка рулевого механизма.

Изменение расстояния является признаком зазора в подшипниках червяка.

Для регулировки зазора в подшипниках червяка, повернув рулевое в левую сторону на 1-1,5 оборота, открутите болты крепления нижней крышки 19 и слейте все масло из картера рулевого механизма. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок 18 или замените ее более тонкой.

Примечание. Регулировочные прокладки поставляются в запасные части толщиной 0,10 и 0,15 мм.

Закрепив нижнюю крышку, снова проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках. При отсутствии перемещения залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.

Проверьте усилие поворота рулевого колеса, установив передние колеса на гладкой плите. Оно не должно превышать 196 Н (20 кгс).

Проверка и регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма

Убедившись в том, что нет осевого перемещения червяка в подшипниках, съемником А.47035 выпрессуйте пальцы шаровых шарниров из отверстий в сошке и отсоедините тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейное положение передних колес.

Покачивая сошку за головку, проверьте нет ли зазора в зацеплении ролика червяка. В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения зазора, т.е. ощутимого свободного хода сошки, не должно ощущаться.

В случае, если ощущается свободный ход сошки, следует ослабить гайку 3 (рисунок 1) регулировочного винта и, приподняв стопорную шайбу, завернуть регулировочный винт 2 до устранения зазора. Регулировочный винт слишком не затягивайте. После этого, придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку 3.

Убедившись, что сошка не перемещается, соедините с ней пальцы шаровых шарниров. Проверьте усилие поворота рулевого колеса. Если оно превышает 196 Н (20 кгс), следует ослабить регулировочный винт 2.

Приборы регулировки подвески, рулевого управления, тормозных систем и масляных насосов

Люфтомер К-524 М

Люфтомер для проверки суммарного люфта рулевого управления. Предназначен для контроля суммарного люфта рулевых управлений автомобилей.

Установка для проверки рулевых управлений К465М (КРОН)

Тип: Рулевое управление

Предназначена для проверки гидравлических систем рулевых управлений и их насосов непосредственно на автомобилях ЗИЛ, КамАЗ, ГАЗ-66, УРАЛ, КАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, ИКАРУС.

Люфтомер ИСЛ-М

Тип: Рулевое управление

Измеритель суммарного люфта рулевого управления авто, предназначен для измерения суммарного угла поворота рулевого колеса до начала движения управляемых колес, суммарного угла.

Установка К465М для проверки гидравлических систем рулевых

Тип: Рулевое управление

передвижная, предназначена для проверки гидравлических систем рулевых управлений и их насосов непосредственно на автомобилях ЗИЛ, КамАЗ, ГАЗ-66, УРАЛ, КАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, ИКАРУС.

Стенд К245М для проверки пневмооборудования

Тип: Тормозная система

предназначен для испытания аппаратов пневмо-привода тормозной системы автомобилей и автопоездов КамАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ, автобусов ЛиАЗ, ЛАЗ, ИКАРУС, для испытания пневматических.

Прибор К-235М для проверки пневмопривода тормозной системы

Тип: Тормозная система

Прибор К 235М — переносной для проверки пневмопривода тормозной системы автомобилей, автопоездов и автобусов (ЛиАЗ, ЛАЗ, Икарус-200, КамАЗ, КрАЗ, ЗИЛ, МАЗ, МАЗ-543, 547, 537.

Читайте так же:
Карбюратор питсбург 2е регулировка холостого хода

Измеритель эффективности тормозных систем ЭФФЕКТ-02

Тип: Тормозная система

применяется при проверке тормозных систем методом дорожных испытаний грузовых и легковых автомобилей, автобусов и автопоездов при проведении государственного технического осмотра.

Прибор М-100 для проверки пневмопривода тормозов

Тип: Тормозная система

предназначен для проверки технического состояния пневматического привода, а также нахождения неисправных аппаратов привода при проведении технического обслуживания I, II и.

Прибор М-100.02 для проверки пневматического тормозного привода

Тип: Тормозная система

фирмы МЕТА, является самым рациональным и надежным средством для диагностики пневмопривода тормозных систем автомобилей всех категорий. Манометры высокой точности обеспечивают.

Стенд СПМ-236У для испытания масляных насосов

Тип: Герметичность масл. насосов

двигателей ЯМЗ 236, 238, КаМАЗ-740 СПМ-236У, предназначен для проверки работоспособности насоса, определения производительности нагнетающей и радиаторной секций и проверки.

Линейка ПСК-ЛГ

Тип: Рулевое управление

Для проверки схождения колес легковых и грузовых автомобилей с двумя удлинителями. Диапазон измерений 1050-1340, 1480-1820 мм, диапазон показаний -10 — +10 мм, предел допустимой.

Стенд СПВ-236У

Тип: Водяные насосы

Стенд предназначен для проверки герметичности и работоспособности водяных насосов ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740.

Стенд для проверки пневмооборудо-вания автомобилей К-245 (КРОН)

Стенд К-245 (КРОН) производства компании КРОН служит для проведения испытаний аппаратов пневмопривода тормозной системы грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов. Также.

Прибор для проверки пневмопривода тормозной системы автомобиля К235М (КРОН)

Тип: Тормозная система

Прибор К-235М (КРОН) переносного типа, предназначен для осуществления проверки технического состояния пневматического привода тормозной системы автомобилей, автопоездов и.

Стенд К245М для проверки пневмооборудования

Тип: Тормозная система

предназначен для испытания аппаратов пневмо-привода тормозной системы автомобилей и автопоездов КамАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ, автобусов ЛиАЗ, ЛАЗ, ИКАРУС, для испытания пневматических.

Стенд СПМ-236У для испытания масляных насосов

Тип: Герметичность масл. насосов

двигателей ЯМЗ 236, 238, КаМАЗ-740 СПМ-236У, предназначен для проверки работоспособности насоса, определения производительности нагнетающей и радиаторной секций и проверки.

Прибор К-235М для проверки пневмопривода тормозной системы

Тип: Тормозная система

Прибор К 235М — переносной для проверки пневмопривода тормозной системы автомобилей, автопоездов и автобусов (ЛиАЗ, ЛАЗ, Икарус-200, КамАЗ, КрАЗ, ЗИЛ, МАЗ, МАЗ-543, 547, 537.

Практически любой узел автомобиля после починки нуждается в регулировке, а иначе машина будет вести себя неправильно, что крайне опасно на автотрассе. Сегодня большинство современных автосервисов для регулировки узлов авто используют специальные приборы. Так, например, приборы регулировки тормозных систем в основном применяют для проверки пневматического привода тормозов и для измерения их эффективности на дороге.

Не менее важно отрегулировать элементы ходовой части машины. Как правило, приборы регулировки подвески используют, когда:

  • осуществлялся ремонт ходовой;
  • была произведена замена рулевых тяг;
  • при деформации дисков колеса после наезда на серьезное препятствие;
  • если был изменен клиренс транспортного средства;
  • после ремонта или смены шаровых опор.

После работ с рулевым управлением автомобиля также производится регулировка. Для этого чаще всего мастера автосервисов используют такие приборы регулировки рулевого управления, как люфтометры. Любое регулировочное оборудование без труда можно отыскать на страницах нашего каталога. Мы предлагаем приобретать приборы для регулировки как по отдельности, так и в комплексе, причем оптовых покупателей мы всегда обеспечим выгодными скидками

Регулировка рулевого управления и тормозной системы

Ремонт Газ

Здравствуйте Уважаемые друзья! Это статья будет посвящена рулевому управлению Газ 3307. На грузовиках Газ 3307 устанавливается рулевое управление с механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.

Примечание: На старых моделях Газ 3307 устанавливалось рулевая колонка со шлицевым соединением. Как я уже не раз повторял, точно до какого года, устанавливалось, рулевая колонка со шлицевым соединением, я не берусь сказать, боюсь ошибиться, но примерно, где то, до 1998 года. Опять же, это не так уж и важно. А потом уже начали устанавливать трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.

Рулевое Газ 3307 старого образцаРулевое Газ 3307 нового образца
Рулевое Газ3307 старого образцаРулевое Газ3307 нового образца

Зацепление рабочей пары рулевого механизма Газ 3307 (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать. Мы это выражение, угол свободного поворота рулевого колеса, привыкли называть просто: люфт руля.

При повороте рулевого колеса в любую сторону, более чем на пол-оборота угол свободного поворота, то есть люфт, появляется, непрерывно возрастает и достигает в крайних положениях 30°. И это нормально, так и должно быть. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечивать заданное направление и отсутствие виляния передних колес.

Рулевая колонка Газ 3307 крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шариковых подшипниках. Регулировка преднатяга подшипников рулевого вала Газ 3307 осуществляется специальной гайкой, навинченной на вал. Для компенсации изменения длины промежуточного карданного вала при колебании кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.

Рулевое Газ3307

Рис.1. Рулевое управление Газ 3307.

1 — прокладка; 2 — пробка наливного отверстия; 3 – вал с червяком, 4 — регулировочный винт; 5 — гайка; 6 — картер; 7 — стопорная шайба; 8 — вилка; 9 — нижний карданный вал; 10 — подшипнике уплотнителем; 11 — средний карданный вал; 12 — верхний кожух; 13 — накладка; 14 — рулевое колесо; 15 — колонка; 16 — нижний кожух; 17 — замок руля; 18 — регулировочная гайка; 19 — шайба; 20 — клин; 21 — самостопорящаяся гайка; 22 — вал сошки с трехгребневым роликом.

На рулевой колонке Газ 3307 с двухспицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателей поворота, переключатель очистителя, омывателя ветрового стекла и звукового сигнала, закрытые декоративными кожухами. (см. рис.1.)

Читайте так же:
Вортекс эстина регулировка фар

Рулевой механизм Газ 3307, состоящий из глобоидного червяка с валом 3 и вала 22 сошки с трехгребневым роликом, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами. Червяк с валом 3, установлен на картере, на двух роликовых конических подшипниках. Между нижней крышкой и обоймой подшипника установлены регулировочные прокладки 1 для регулировки преднатяга подшипников червяка.

Люфт в подшипниках недопустим. Вал 22 сошки с трехгребневым роликом вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке.

Углы поворота рулевого вала Газ 3307 от среднего положения в обе стороны по 45° составляют зону беззазорного зацепления червяка с роликом. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на б мм (для нового рулевого механизма) позволяет в эксплуатации регулировать беззазорное зацепление по мере изнашивания червячной пары.

Регулировку зацепления червяка с роликом проводят регулировочным винтом 4, который фиксируется с помощью стопорной шайбы 7, штифта и гайки 5, навинченной на винт. В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления Газ 3307 ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.

Техническое обслуживание рулевого управления Газ 3307.

В процессе эксплуатации техническое со­стояние рулевого управления ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое со­стояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого ко­леса.

Для того что бы поддерживать рулевое управление, Газ 3307, в рабочем исправном состояние, нужно проводить во время техническое обслуживание (ТО). Для того что бы провести техническое обслуживание, нужно проделать следующее:

  • проверку состояния крепежных соединений,
  • проверку суммарного люфта рулевого колеса,
  • проверку и регулировку осевого люфта в подшипниках червяка,
  • проверку и регулировку зазора в зацеплении червяка с роликом,
  • проведение смазочных работ согласно карте смазки,
  • проверять уровень масла в рулевом механизме Газ 3307.

Совет: Герметичность соединений и состояние наконечников рулевых тяг проверяйте визуально, ежедневно, перед выездом.

Элементы крепления рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов рулевой трапеции Газ 3307 необходимо своевременно подтягивать. Годность деталей рулевых тяг к дальнейшей работе определяется свободой качания пальцев в собранном шарнире.

В случае обнаружения люфта в шарнире необходимо снять рулевую тягу, разобрать шарнир и определить причину люфта. При износе деталей или утопании пальца с сухарем во вкладыше более 0,5 мм необходимо заменить изношенные детали. Перед регулировкой шарниров рулевой тяги Газ 3307 необходимо убедиться в наличии осевого зазора в подшипниках червяка.

Что бы проверить наличии осевого зазора в подшипниках червяка нужно проделать следующее:

  • отсоединить вилку шарнира входного вала механизма и продольную рулевую тягу от сошки;
  • покачать сошку рукой, если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение относительно верхней крышки картера руля, подшипники требуют регулировки.

Регулировку шарнира шарнира рулевой тяги Газ 3307.

Регулировку шарнира рулевой тяги Газ 3307 надо проводить в следующем порядке:

  • Ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло.
  • Снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную прокладку.
  • Установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт не устранен, то следует снять толстую прокладку, а тонкую поставить обратно.
  • После устранения люфта вынуть вал сошки, соединить вилку карданного вала с валом червяка и проверить на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения.

Примечание: При правильной затяжке роликовых подшипников червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, приложенное к его ободу, должно быть 2,8-4,7 Н (0,28-0,47 кгс).

  • Собрать рулевой механизм ГАЗ-3307 и залить 0,6 л масла.

Регулировка зацепления.

Регулировка зацепления должна всегда проверяться после регулировки затяжки подшипников червяка в таком порядке:

  • Установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
  • Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
  • Покачивая сошку в плоскости ее вращения, определить с помощью индикатора величину перемещения конца сошки.

Если перемещение конца рулевой сошки Газ 3307 превышает 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зазор в зацеплении ролика с червяком.

Для регулировки необходимо выполнить следующие операции:

  • отвернуть гайку 5 и снять стопорную шайбу 7;
  • вращать ключом регулировочный винт 4 по часовой стрелке до устранения зазора;
  • проверить с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса возле среднего положения;
  • вращением регулировочного винта довести усилие поворота рулевого колеса до 11,3-19,0 Н (1,13-1,9 кгс);
  • надеть стопорную шайбу и завернуть гайку.

Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт надо повернуть настолько, чтобы получить это совпадение. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы.

Ну что же, с рулевым управлением на этом, пока, закончим. Надеюсь Вам что нибудь то поможет из этой статьи. Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий «Ремонт ГАЗ«. Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.

Читайте так же:
Регулировка давления в коробке автомат

Регулировка рулевого управления и тормозной системы

Рулевое управление (с механизмом типа червяк-ролик)

1 — поперечная тяга трапеции;
2 — рулевая тяга сошки;
3 — шарнир рычага поворотного кулака;
4 — рычаг поворотного кулака;
5 — правый поворотный кулак;
6 — пресс-масленка шкворня;
7 — рычаг трапеции;
8 — рулевой механизм типа червяк-ролик;
9 — рулевой вал;
10 — регулировочная гайка;
11 — левый поворотный кулак;
12 — болт-ограничитель поворота;
13 — шарнир сошки;

14 — сошка;
15 — заглушка;
16 — пружина;
17 — пята;
18 — сухарь;
19 — гайка тяги;
20 — наконечник тяги;
21 — защитное кольцо;
22 — гайка пальца;
23 — палец;
24 — колпачок;
25, 26 — сферические шайбы;
27 — пресс-масленка.

Рулевой механизм типа винт-шариковая гайка-рейка-сектор

1 — втулка;
2 — защитная крышка;
3 — манжета;
4, 7 — подшипники винта;
5 — болты;
6 — прокладка;
8 — винт;
9 — сошка;
10 — крышка;
11 — кольцо;
12 — картер;
13 — вал-сектор;
14 — зубья сектора;
15 — шарики;

16 — шайба;
17 — сальник;
18 — вилка;
19 — гайка;
20 — пружинная шайба;
21 — крышка;
22 — кольцо;
23 — подшипники сектора;
24, 25, 26, 27 — уплотнительные кольца;
28 — кольцо опоры вала-сектора;
29 — пробка заливного отверстия;
30 — желоб шарикопровода;
31 — накладка;
32 — пробка сливного отверстия.

Рулевая колонка с одним и двумя шарнирами

1 — рулевой механизм;
2 — втулка;
3 — шарнир;
4, 21, 25 — шайбы;
5 — болт;
6, 15, 24 — гайки;
7 — вал рулевой колонки;
8, 9, 30 — стопорное, защитное и уплотнительное кольца;
10 — распорная втулка;
11 — подшипники;
12 — колонка;
13 — верхний кожух колонки;

14 — подрулевой переключатель;
16 — рулевое колесо;
17, 18 — винты;
19 — нижний кожух колонки;
20 — выключатель зажигания;
22 — клин;
23 — шплинт;
26 — карданный вал;
27 — регулировочная гайка;
28 — специальная гайка опоры колонки;
29 — опорная шайба;
31 — опора колонки;
32 — уплотнитель.

Система гидроусилителя рулевого управления

1 — шкив коленчатого вала;
2 — ремень;
3 — шкив насоса;
4 — насос гидроусилителя;
5 — медные шайбы;
6— болт-штуцер;
7 — хомут;
8 — подводящий шланг;

9 — бачок;
10 — крышка;
11 — колпачковая гайка;
12 — кронштейн бачка;
13 — отводящий шланг;
14 — нагнетательный шланг;
15 — рулевой механизм с гидроусилителем.

Рулевой механизм с гидроусилителем (распределитель с валом-золотником)

1 — регулировочная гайка;
2, 9, 21 — уплотнительные кольца;
3, 10, 11 — подшипники;
4, 7, 8, 23 — уплотнители;
5 — винт;
6 — рейка-поршень;
12 — корпус распределителя;
13 — манжета;
14, 18 — стопорные кольца;
15 — защитное кольцо;
16 — шарикопровод;
17 — шарики;
19, 22 — нижняя и верхняя защитные крышки;

20 — картер;
24 — ролики;
25 — контргайка;
26 — стопорный болт;
27 — опоры вала-сектора;
28 — вал-сектор;
29 — сошка;
30 — гайка;
31 — болт-штуцер;
32 — обратный клапан;
33 — вал-золотник;
34 — медные шайбы.

Рулевое управление — травмобезопасное, состоит из рулевого колеса, нерегулируемой рулевой колонки с одним или двумя карданными шарнирами, рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевое управление может быть оборудовано гидроусилителем.

Рулевой привод состоит из сошки, тяги сошки, рычагов поворотных кулаков, тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции. Тяги располагаются перед передним мостом и соединяются с сошкой и рычагами сферическими самоподжимными разборными шарнирами с коническими хвостовиками. Тяга трапеции регулируемая по длине, что позволяет изменять величину схождения передних колес. Тяга сошки также регулируемая, что необходимо для обеспечения правильного взаимного положения сошки и поворотных кулаков.

Вращение рулевого колеса передается на вал рулевого механизма. Сошка рулевого механизма через тягу сошки и рычаг поворачивает поворотный рычаг правого колеса. Тяга трапеции соединяет через рычаги трапеции поворотные кулаки колес и синхронизирует их поворот.

На автомобилях могут быть установлены три типа рулевых механизмов.

Рулевой механизм типа червяк-ролик состоит из картера, в котором на роликовых конических подшипниках установлен глобоидальный червяк, входящий в зацепление с двухгребневым роликом.
Ролик вращается на шариковых радиально-упорных подшипниках, установленных на оси, запрессованной в головку вала сошки. При повороте рулевого вала червяк вращается, и ролик, обкатываясь по нему, поворачивает вал сошки, установленный в картере на роликовом радиальном подшипнике и бронзовой втулке. Регулировка механизма производится винтом в торце вала сошки.
Рулевой механизм типа винт-шариковая гайка-рейка-сектор состоит из алюминиевого картера, в котором на радиально-упорных подшипниках установлен винт. Винт охватывает шариковая гайка, имеющая внутри винтовую канавку, а снаружи — реечные зубья. Между гайкой и винтом размещены шарики. При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке, и гайка перемещается вдоль винта. Зубьями рейки поворачивается вал-сектор, установленный в картере на двух цилиндрических роликовых подшипниках без сепаратора. На конических шлицах вала-сектора закреплена рулевая сошка. Регулировка зацепления рейки с валом-сектором производится поворотом эксцентриковых обойм подшипников вала-сектора. Винт с шариковой гайкой и шариками подобраны друг к другу и при необходимости заменяются только в сборе.

Читайте так же:
Регулировка зажигания мотоцикла альфа

Рулевой механизм с гидроусилителем устанавливается двух типов, отличающихся по типу распределителя (с валом-золотником или валом-ротором). Эти механизмы не взаимозаменяемы по месту крепления вилки шарнира рулевого вала. Рулевой механизм с гидроусилителем устроен подобно шарико-винтовому, но его рейка выполнена в виде поршня с уплотнением, а внутри вала-винта размещен вал-золотник (ротор) распределителя. Вместо крышки верхнего подшипника винта установлен гидравлический распределитель. Гидравлический цилиндр выполнен непосредственно в чугунном картере рулевого механизма и поршень-рейка с уплотнением делит его на две полости. В зависимости от направления вращения рулевого вала, соответствующая полость цилиндра соединяется через гидравлический распределитель с нагнетающей или отводящей магистралью системы. При этом рабочая жидкость (масло), подаваемая насосом, давит на поршень и перемещает его, поворачивая вал-сектор, тем самым «помогая» водителю.

Длительная эксплуатация с неработающим гидроусилителем приводит к повышенному изнашиванию рулевого механизма. Даже кратковременная работа насоса гидроусилителя без масла недопустима! В этом случае следует снять ремень привода насоса.

На автомобиле, оборудованном гидроусилителем, дополнительно устанавливаются насос и бачок системы гидроусилителя. Все агрегаты соединяются резиновыми шлангами. Шланг высокого давления имеет на концах накидные штуцеры. Вал рулевой колонки оборудован двумя карданными шарнирами и шлицевым соединением.

При отказе системы гидроусилителя работоспособность рулевого управления сохраняется, но возрастает усилие на рулевом колесе.

Насос гидроусилителя коловратного (шиберного) типа, установлен на кронштейне в верхней части блока цилиндров и приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. В корпусе насоса смонтированы предохранительный и расходный клапаны. Предохранительный клапан защищает насос от перегрузок, соединяя полость нагнетания с полостью всасывания. Расходный (перепускной) клапан ограничивает подачу жидкости в систему при увеличении частоты вращения вала насоса сверх определенной.

Бачок гидроусилителя служит резервуаром для рабочей жидкости, а также для охлаждения и очистки ее от посторонних частиц и продуктов изнашивания насоса и рулевого механизма. Бачок со стальным корпусом установлен на кронштейне под капотом спереди слева. Внутри бачка встроен фильтрующий элемент, обеспечивающий очистку жидкости от частиц размером более 45 мкм. В процессе работы гидроусилителя вся жидкость постоянно циркулирует через него. Фильтрующий элемент и жидкость заменяем через 100 тыс. км пробега или через каждые два года эксплуатации, а также при ремонте. В качестве рабочей жидкости применяется специальное масло марок «Р» или «А», залитое в систему гидроусилителя в объеме 1,1 л.

Рулевые механизмы без гидроусилителя смазываются трансмиссионным маслом, заливаемым в картер. Смазкой для рулевых механизмов с гидроусилителем служит рабочая жидкость.

Рулевое управление грузового автомобиля

Рулевое управление – это важнейшая система в конструкции любого транспортного средства, представляющей совокупность узлов, необходимых для того, чтобы синхронизировать угол поворота руля и ведущих колес.

  1. Система рулевого управления
  2. Принцип работы
  3. Классификация систем рулевого управления
  4. Требования к рулевому управлению автомобиля грузовика
  5. Основные неисправности рулевого управления
  6. Особенности правостороннего и левостороннего руля
  7. Видео "Рулевое управление грузового автомобиля"

Назначение этой системы сводится к обеспечению точности поворота и соблюдению требуемого направления движения. Рулевое управление грузового автомобиля, принцип его действия и классификация – это и многое другое станет темой нашей сегодняшней беседы.

Система рулевого управления

Рулевое управление

В конструктивном плане в состав системы рулевого управления автомобиля входит несколько важнейших деталей:

  • Руль, именуемый также рулевым колесом. Его роль – указание направления движения автомобилем, делегация действий оператора на другие узлы и агрегаты.
  • Рулевая колонка – та часть конструкции, которая в ответе за передачу усилий от руля на другие части механизма. Внешне она выполнена в виде вала, оснащенного шарнирами. Чтобы гарантировать безопасность езды, колонку оборудуют системами складывания и блокировки, привод которых может быть механическим либо электрическим. На рулевой колонке находится замок зажигания, а также рычаги управления стеклоочистителями и фарами.
  • Рулевой механизм, выполняющий изменение усилия, которое создается водителем путем поворота руля, и его передачу на ведущие колеса.
  • Усилитель – часть конструкции, повышающая усилие, которое передается от рулевого колеса на привод, и заметно упрощающая процесс управления транспортным средством.
  • Дополнительные элементы, такие как амортизатор или демпфер и пр.

Важно отметить, что на грузовики в подавляющем большинстве случаев устанавливают механический рулевой привод, в состав которого входит целая система тяг, шарниров и рычагов.

Это продольные и поперечные тяги и сошки, поперечные рычаги, рычаг поворотной цапфы и прочие элементы конструкции.

Водитель поворачивает управляемые колеса, а надо отметить, что у многих моделей грузовых авто управляемыми, то есть ведущими являются все колеса, в таком случае радиус поворота минимален, что особенно актуально, когда ТС эксплуатируется в условиях ограниченного пространства.

Говоря о схеме рулевого управления, его устройстве более детально, необходимо упомянуть такие конструктивные составляющие:

  • поперечная тяга;
  • рычаг (нижний);
  • рычаг (верхний);
  • поворотная цапфа;
  • рулевая передача;
  • продольная тяга;
  • сошка рулевого привода;
  • рулевой вал;
  • рулевое колесо.

Принцип работы

Каждое ведущее колесо базируется на поворотном кулаке, который соединен с передней осью с помощью так называемого шкворня. Когда водитель крутит руль, усилие от этого при участии рычагов и тяг передается на поворотные кулаки. Они оборачиваются под требуемым углом и таким образом влияют на направление движения.

Читайте так же:
Как правильно отрегулировать фрезы на мотоблоке

Рулевое управление

Для исключения риска бокового скольжения колес в процессе поворота важно, чтобы у описываемых ими окружностей был общий центр, где пересекаются продолжения осей всех приборов транспортного средства. Его называют центром поворота. По этой причине ведущие колеса поворачиваются на разные углы: внешние – на меньший, внутренние – на больший.

Поворачивая руль, водитель поворачивает колеса, то есть посредством рулевого механизма он передает усилие на тяги и рычаги рулевого привода, которые оказывают прямое воздействие на угол поворота ведущих колес. Учитывая тот факт, что рулевой механизм представляет собой устройство, которое повышает крутящий момент и при этом снижает обороты, он, помимо всего прочего, в разы увеличивает усилие воздействия.

Фактически значение рулевого управления сводится к выполнению им следующих функций:

  • Увеличение приложенного к рулю усилия.
  • Передача этого усилия на рулевой привод.
  • Самостоятельный возврат руля в исходное положение после снятия нагрузки.

По сути, рулевой механизм представляет собой механическую передачу, основным параметром которой следует считать передаточное число.

Классификация систем рулевого управления

Существует 3 типа рулевых механизмов – реечный, винтовой и червячный. Поговорим о каждом из них детальнее.

Реечный

Этот тип механизма получил наиболее широкое распространение, но используется он преимущественно на легковых авто. В состав такой системы входит установленная на валу шестерня и рулевая рейка, с которой она находится в постоянном сцеплении.

Функционирует устройство следующим образом. В процессе вращения руля рейка двигается вправо или влево, приводя к перемещению соединенных с ней тяг привода, которые поворачивают управляющие колеса. Преимуществом такого механизма является простота конструкции, жесткость и высокий КПД, но есть и недостаток, это чувствительность к ударам, полученным в результате езды по неровным покрытиям, а также склонность к вибрациям.

Винтовой

В состав таких систем входит установленный на валу руля винт, гайка, которая по нему перемещается, зубчатая рейка и сектор, рулевая сошка. Главная особенность данной разновидности – гайка и винт соединены шарнирами, что, во-первых, снижает уровень вибраций, а во-вторых, способствует более продолжительному износу. Винтовые системы способны реализовать большее усилие, их используют на грузовиках, автобусах, реже – на легковых авто премиум-класса.

Червячный

Механизм состоит из соединенного с рулевым валом червяка с переменным диаметром и ролика. На валу ролика находится рычаг, который еще называют сошкой, он связан с тягами рулевого привода.

Червячные системы более устойчивы перед ударными нагрузками, угол их поворота больше, следовательно, лучше и управляемость ТС. Главный недостаток – сложность производства, отсюда и дороговизна, а также потребность в регулярной регулировке.

Требования к рулевому управлению грузовика

В ходе эксплуатации рулевого управления к нему предъявляется целый ряд требований, а именно:

  • Способность поддерживать нужное передаточное число.
  • Надлежащая жесткость деталей.
  • Необходимое соотношение углов поворота наружных и внутренних колес.
  • Согласованные движения рулевого привода и устройства, которое управляет подвеской.
  • Оптимальный стабилизирующий момент.
  • Минимальный крутящий момент, необходимый для поворота руля.
  • Отсутствие зазоров в сочлененных деталях.

Основные неисправности рулевого управления

Чаще всего на грузовых транспортных средствах возникают следующие поломки системы рулевого управления:

  • Выход из строя шестерни и рейки.
  • Нарушение герметичности механизма.
  • Износ подшипника рулевого вала.
  • Разрушение шарнира на наконечнике рулевой тяги.

Причинами перечисленных выше проблем является низкое качество дорожного покрытия, нарушение правил эксплуатации автомобиля, несвоевременность замены рабочих жидкостей и отслуживших свое деталей, неправильное техобслуживание и некачественный ремонт, использование системы по истечению предельно допустимого срока ее эксплуатации.

Спровоцировать преждевременный износ узлов и механизмов рулевого управления способны даже изношенные покрышки, неправильное давление в них и ненадлежащая балансировка.

О том, что система функционирует с нарушениями, свидетельствует целый ряд признаков: появление стука и прочих посторонних звуков, ощущение биения в руле, наличие люфта в рулевом управлении, необходимость прикладывать серьезное усилие для поворота руля, протекание рабочей жидкости.

Особенности правостороннего и левостороннего руля

В подавляющем большинстве стран, включая Россию, осуществляется правостороннее движение, следовательно, руль в транспортных средствах устанавливается слева. Отличие лево- и правосторонних механизмов кроется как в месте расположения рулевого колеса, так и в редукторе, адаптированном под ту или иную сторону подключения.

Особенности правостороннего и левостороннего руля

В определенных видах спецтехники, как, например, некоторые модели грузовиков и тракторов, применимо так называемое гидрообъемное рулевое управление, благодаря которому положение рулевой колонки не зависит от компоновки прочих конструктивных элементов. Особенностью системы является отсутствие механической связи руля и привода.

Насос рулевого управления в таком случае управляет силовым цилиндром, отвечающим за угол поворота колес. Преимущество заключается в отсутствии люфтов и в том, что для разворота транспортного средства нужно прикладывать меньше усилий. Как правило, ГОРУ используется на снегоуборщиках, а также на машинах, задействованных во время дорожного строительства.

Заключение

Как следует из описанного выше, существует несколько разновидностей систем рулевого управления. Они рознятся друг от друга устройством и конструктивными особенностями.

Но, несмотря на это, функция узла сводится к выбору направления движения ТС. Для того, чтобы она выполнялась надлежащим образом, гарантируя безопасность всем участникам процесса, необходимо своевременно проводить техобслуживание и замену деталей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector