Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать давление в насосной станции

Как отрегулировать давление в насосной станции

Канализация и водопровод – неотъемлемая часть комфортного быта. Чтобы обеспечить себя благами цивилизации даже на даче, многие приобретают специальные насосы. Эти устройства обеспечивают должный напор воды, используемой для бытовых и хозяйственных нужд. Со временем заводские установки сбиваются, поэтому появляется необходимость в такой процедуре как регулировка реле давления насосной станции (НС).

  1. Как настроить
  2. Видео

Реле давления представляет собой автоматизированный датчик, управляющий включением и выключением насоса. Как правило, производитель поставляет насосы с уже откалиброванным реле:

  • давление включения устанавливается на отметке 1,5 -1,8 атмосфер (бар)
  • давление отключения – 2,5-3 атмосфер.

Коррекция режима работы достигается изменением этих настроек. При этом обязательно должны учитываться объем гидроаккумулярора и требуемый напор воды. В реле давления есть две регулировки:

  • Прижимная гайка P– установка верхнего предела давления, по достижении которого насос отключается.
  • Прижимная гайка ΔP (дельта Р) – отвечает за нижний уровень давления, то есть включение оборудования (перепад давления).

Чтобы понять, как проводится регулировка и настройка реле, нужно знать принцип работы комплектной насосной станции. Итак, помпа закачивает воду в гидроаккумулятор, увеличивая тем самым уровень давления воды в главном баке. Отслеживается этот показатель по манометру. Далее, по достижении заданного уровня Р в реле размыкаются контакты и насос отключается. Жильцы, используя воду, постепенно уменьшают давление в баке, по достижении нижней отметки ΔP помпа включается, процесс повторяется.

Расчет нижнего предела давления – момент включения НС

Любая калибровка начинается с самого начала – определения минимально требуемого давления в кране, находящегося на самой высокой точке системы водоснабжения. К примеру, требуемый уровень в кранах на 2 этаже вашего дома – 2 бара. При этом помните о том, что давление в 1 бар создает столб воды, высота которого составляет 10 м.

Разумеется, на первом этаже давление будет выше. Просчитайте высоту, на которую будет подниматься вода от гидроаккумулятора до крайней точки водозабора. Если перепад, предположим, составил 8 м, то давление составит 0,8 бар. Дальше простая математика: сложить величину требуемого давления на втором этаже и высоту водяного столба, получится минимальное давление в трубах на уровне гидроаккумулятора. В нашем примере это 2,8 бар.

Как самому настроить реле давления насосной станции

Далее следует определить давление воздуха в баке гидроаккумулятора. Хорошо использовать для этого шинный насос с манометром. При этом емкость должна быть пустой, а станция отключена от сети. Иначе сложно будет понять, на какое суммарное давление воздуха и воды настроено реле: в соотношение 2:1, или 1,5:1,5.

В соответствии в рекомендациями известного производителя насосного оборудования Грюндфос, подпорное давление в газовой полости должно составлять не менее 90% от расчетного минимального уровня. То есть, если брать данные примера, показатель составит 2,8х0,9=2,52 бара. Чтобы достичь нужного значения, необходимо стравить лишний воздух или наоборот, подкачать автонасосом.

Регулировка верхнего и нижнего давления осуществляется аккуратным, постепенным вращением прижимных гаек: по часовой стрелке для увеличения показателя, против часовой – для уменьшения. При этом некоторые заводы-изготовители рекомендуют уровень включения выставлять на 0,1 бар выше желаемого, то есть в примере эта величина составит 2,9 бара.

Проверить достаточно просто: когда система включена, открываем кран, сливаем воду из бака и отслеживаем по водяному манометру тот момент, когда реле включит насос. Минимальный предел давления воздуха в гидроаккумуляторе – 0,78 бар.

Расчет верхнего уровня давления – момент выключения НС

Теперь нужно определиться с верхним давлением, то есть моментом, когда реле будет отключать насос. Мастера, как правило, выставляют разницу между точками включения и выключения до 1 бара. Объясняется это тем, что вода в смесителях будет выдаваться одной температуры. Конечно, пользователям удобно. Есть одно «но»: гидроаккумулятор будет слишком часто запускаться и глохнуть, что негативно сказывается на сроке бесперебойной службы устройства.

Именно поэтому, согласно расчетам производителей, разнос между Pи ΔP должен составлять не менее 1,4 бар при любых значениях давления. Для нашего примера получается 2,9+1,4=4,3 бара.

Устанавливая значения Pи дельта-P, обязательно надо учитывать предельное давление, на которое рассчитан гидроаккумулятор и стараться не превышать его. Данные, как правило, указываются в техническом паспорте изделия. Кроме того, слишком высокое давление может негативно сказаться на смесителях и резиновых подводных шлангах, для которых также устанавливается максимально допустимый уровень.

Большинство проблем с регулировкой давления и работой реле связаны с нарушением работы мембраны гидроаккумулятора. Нарушение режима включения-отключения происходит из-за того, что мембранная камера в отсутствии воды лежит на дне бака. Поскольку в ее составе есть бутилкаучук, в неработающем механизме она слипается и перестает выполнять свои функции. Проблема устраняется путем осторожного продувания: стравливается воздух из аппарата до 0,5 бар, включается насос и постепенно накачивается до 1 бара воды. Мембрана расправится. Следом уже по схеме: слить воду, заново накачать воздух при помощи автонасоса. Дальнейшая регулировка реле будет осуществляться без проблем.

Особенности регулировки реле НС от разных производителей

Приведенная схема регулировки является классической. Однако, настройка реле насосных станций разных изготовителей немного отличается с учетом особенностей продукции.

Так, для насосов Джилекс Джамбо характерно применение механического устройства РДМ-5, в конструкции которого предусмотрена еще одна дополнительная пружина, заключенная в пластиковую рамку. Предназначена для фиксации регулировочных гаек в установленных пределах, то есть своеобразный защитный механизм, не допускающий изменение точек включения-выключения насосной станции.

Читайте так же:
Как отключить автоматическую регулировку яркости на айфоне

Аналогично предыдущему виду, регулируются помпы от Калибр и Алко.

Насосы от «Marina» (Марина) имеют стандартные заводские установки: Р – 1,5 атм, ΔP – 3 атм., предельное давление – 3,2 атм. Со временем пружины ослабляются, поэтому их требуется раз в полгода подтягивать до нужного уровня по стандартной схеме, но не выставляя на максимум. В противном случае механизм изнашивается очень быстро.

Насосные станции от Pedrollo имеют регулируемое давление 1,4-2,8 бар. Перед настройкой реле нужно измерить давление воздуха в гидроаккумуляторной емкости. Цифра должна быть ниже уровня минимального давления на 0,2 бара. В остальном регулировка идет по общему принципу.

Компания Grundfos более ответственно подходит к регулировке реле своих насосных станций, поэтому завод обязывает дилеров проверять и настраивать продукцию при покупателе. Безусловное требование: разница между Р и ΔP должна составлять 1-1,5 бар. При этом каждому клиенту рекомендуется проверять настройки раз в год.

Регулировка реле давления насосной станции: настройка с нуля, распространенные ошибки

Реле давления насосной станции

Регулировка реле давления насосной станции — ключевой этап настройки автономной системы водоснабжения загородного дома.

Данная операция особой сложности не представляет, но для правильного ее выполнения необходимо знать несколько правил, о которых мы и поговорим далее. Рассмотрим, также, и наиболее распространенные ошибки, которые могут иметь место при регулировке.

Конструкция

Конструкция реле давления

Реле давления насосной станции – это электронно-механическое устройство, которое осуществляет запуск и отключение насоса при определенных значениях давления в сети водоснабжения.

Выпускаемые различными производителями реле конструктивно очень похожи, отличия, как правило, заключаются в незначительных деталях. Подача или отключение питания насоса осуществляется путем замыкания и размыкания контактной группы – главного элемента реле.

Кроме нее в состав устройства входят поршень с мембраной и две пружины, которые в большинстве случаев имеют разные размеры.

С противоположной стороны на контактную группу воздействует большая пружина, силу сжатия которой можно регулировать с помощью соответствующей гайки.

Если из-за водоразбора давление в системе водоснабжения падает, пружина преодолевает воздействие со стороны поршня и контактная группа замыкается, подавая питание на насос.

С увеличением давления в трубопроводе поршень будет постепенно смещать платформу с контактами, превозмогая противодействие пружины. Но контакты размыкаются не сразу, а только после перемещения на некоторое расстояние, которое зависит от степени сжатия второй — малой — пружины. Как и большая, она посажена на шток с гайкой. После размыкания контактов насос отключается.

Схема устройства реле давления насоса

Устройство типового реле давления насосной станции

Таким образом, регулируя силу сжатия большей пружины, пользователь задает давление включения насоса или, как его еще называют, нижнее давление — Pon. Для установки давления отключения (верхнего) – Poff — применяется малая пружина, сила сжатия которой фактически определяет разницу между Poff и Pon.

На этапе предпродажной подготовки производитель выполняет настройку реле. Pon обычно устанавливают в пределах 1,5 – 1,8 атм (или бар, что одно и то же), Poff – в пределах от 2,5 до 3 атм. Если настройки пользователю не подходят либо они сбились, прибегают к регулировке реле.

Однако, прежде чем это сделать, необходимо подготовить накопительный бак.

Насосная станция для колодца - подключениеДля организации независимого водоснабжения при наличии колодца необходимо подключение насосной станции. Насосная станция для колодца — разновидности и особенности, принцип работы устройства.

Что такое дренажный насос и в чем преимущества поплавковых вариантов, читайте тут.

Кессон — устройство, способствующее бесперебойной подаче воды. Здесь http://aquacomm.ru/vodosnabzenie/zagorodnyie-doma-v/avtonomnoe-vodosnabzhenie/istochniki/kesson.html вы узнаете, какие виды кессонов бывают и как установить их на скважину своими руками.

Подготовка бака-накопителя

Гидроаккумулятор

Накопительный бак или гидроаккумулятор представляет собой герметичную емкость с расположенной внутри резиновой грушей.

Последняя подключается к водопроводу, вследствие чего она может наполняться водой. В пространство между грушей и стенками бака с помощью обычного автомобильного насоса закачивается воздух.

Эта пневмопружина обжимает грушу с водой и некоторое время поддерживает давление в сети водоснабжения на приемлемом уровне без включения насоса.

Если оно будет слишком низким или высоким, насос будет включаться очень часто, что отрицательно скажется на сроке его службы.

Кроме того, при низком давлении воздуха чрезмерно растягивается груша гидроаккумулятора, вследствие чего она также быстро выходит из строя.

Перед закачкой воздуха, равно как и перед проверкой его давления, воду из трубопроводов необходимо дренировать, открыв самый нижний кран. При этом опустеет и груша накопительного бака.

Вот теперь можно закачивать воздух и проверять его давление. Оно должно быть на 10% меньше Pon. Если же система еще не была настроена и с давлением включения вы пока не определились, давление развивают до следующих величин:

  • 1,4 – 1,7 атм при объеме гидроаккумулятора 20 – 25 л;
  • 1,7 – 1,9 атм при объеме 50 – 100 л.

Давление воздуха в баке-накопителе следует проверять примерно раз в месяц.

Не оставляйте надолго грушу гидроаккумулятора без воды. Ее стенки могут слипнуться или рассохнуться.

Настройка реле давления насосной станции

Если давление воздуха в баке-накопителе оказалось правильным и все фильтры в системе очищены от засоров, можно приступать к регулировке реле давления воды для насосной станции. Для этого необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Отключив насос от сети, необходимо слить воду из водопровода через самый нижний кран и снять крышку с реле (для этого понадобится обычная отвертка или подходящий гаечный ключ).
  2. Теперь следует включить насос, начав таким образом заполнение системы водой.
  3. Когда насос выключится, запишите показания манометра. Это будет текущее значение Poff.
  4. Теперь необходимо слегка приоткрыть кран, расположенный в наивысшей точке водопровода либо максимально удаленный от насоса (при одноуровневой системе). Как только давление в сети упадет до определенного уровня, насос снова включится. В этот момент необходимо снова записать показания манометра, определив таким образом текущее значение Pon и разность давлений, на которую настроено реле. Заодно постарайтесь определить, устраивает ли вас напор, с которым текла вода в этот момент. Напомним, что проверочный кран должен располагаться выше или дальше всех остальных, то есть в точке, где напор воды является наименьшим.
  5. Если напор в момент пуска насоса показался недостаточным, давление Pon необходимо поднять. Для этого питание установки снова отключают, после чего поджимают соответствующей гайкой самую большую пружину в реле. Если же вы считаете, что напор можно уменьшить, ослабьте пружину.
  6. Теперь следует заняться настройкой разности давлений Poff и Pon, которую вы уже вычислили. Оптимальное ее значение составляет 1,4 атм. Если вы получили меньший результат, то водоснабжение будет более равномерным, но насос будет запускаться чаще, что приведет к сокращению срока его службы. Если же разность между Poff и Pon оказалась больше 1,4 атм, то установка будет работать в более щадящем режиме, но разница между максимальным и минимальным напорами будет гораздо более заметной. Для подстройки данного параметра необходимо вращать гайку второй – малой — пружины. Увеличивая силу ее сжатия, мы увеличиваем разность давлений и, соответственно, Poff. Ослабление пружины приведет к обратному эффекту.
  7. После регулировки необходимо проверить, насколько правильно она была выполнена. Водопровод снова дренируется, насос включается в сеть и запускается. Далее все действия повторяются в том же порядке.
Читайте так же:
Webasto регулировка топливного насоса

Настройка «с нуля»

Иногда приходится иметь дело с реле, пружины которого полностью ослаблены. В таком случае поступают так:

  1. Включив насос, давление в сети нагнетают до того уровня, при котором вода из наиболее удаленного или высоко расположенного крана льется с приемлемым напором. Предположим, манометр показал при этом 1,5 атм. После этого насос необходимо отключить.
  2. Отключив станцию от электросети и сняв крышку с реле, подтягивают большую пружину до тех пор, пока реле не щелкнет, замкнув контакты.
  3. Закрыв реле, насос включают и доводят давление до 2,9 атм (1,5 + 1,4).
  4. Снова отключив насос и открыв реле, подтягивают малую пружину, пока контакты не разомкнутся.
  5. Теперь реле настроено на Pon = 1,5 атм и Poff = 2.9 атм. Необходимо закрыть его крышкой и включить станцию в электросеть.

Регулировка реле давления

Настройка реле давления

Распространенные ошибки

Регулировка реле не всегда проходит гладко. Вот какие ситуации случаются чаще всего:

Малая пружина перетянута

Вследствие чего давление отключения превысило максимальный напор насоса.

В этом случае насос просто не будет отключаться.

Что необходимо сделать:

  • подать питание на насос и запустить его;
  • как только давление на манометре перестанет расти, станцию нужно выключить;
  • открыв любой из кранов, слить небольшое количество воды;
  • убедившись, что оборудование полностью отключено от сети, снять крышку с реле и ослаблять малую пружину до тех пор, пока контакты с характерным щелчком не разомкнутся;

Теперь можно ставить крышку на место и включать насос.

Давление Poff составляет более 80% от максимально допустимого для данной модели реле

Проверка давления в гидробаке

Реле большинства насосных станций рассчитано на давление в 5 – 5,5 атм. Этот параметр приведен в паспорте изделия либо на упаковке.

Следовательно, давление Poff для такого устройства не должно превышать 4 — 4,4 атм.

Если этого для комфортного водоснабжения недостаточно, придется устанавливать реле с большим предельным давлением.

Давление Pon установлено столь высоко (перетянута большая пружина), что насос не может преодолеть его и «добраться» до рабочего диапазона

При этом станция опять же не будет отключаться.

Что необходимо сделать: перед началом регулировки изучите паспорт насоса и найдите максимальное значение развиваемого им напора. Обычно оно указывается в метрах водного столба (м.в.ст.). Чтобы превратить его в атмосферы, приведенное значение следует разделить на 10,34. При любых условиях величины Pon и Poff должны быть меньше наибольшего напора, на который способен насос.

Особенности реле от некоторых производителей

Некоторые модели реле могут иметь дополнительные элементы, которые часто ставят малоопытных владельцев насосных станций в тупик.

Механическое реле давления рдм-5

Наиболее типичными являются:

  1. Рычаг механизма защиты от сухого хода: чаще всего встречается в дорогих импортных моделях, которые поставляются с полной комплектацией.
  2. Дополнительная пружина, предотвращающая самопроизвольное проворачивание гаек на регулировочных пружинах: такое устройство можно наблюдать в реле РДМ-5, устанавливаемых на насосных станциях российской компании Джилекс Джамбо.

Наличие этих элементов не должно вас смущать, выполняйте настройку в соответствии с приведенной инструкцией.

Также следует упомянуть об особенностях, характерных для станций Marina и Pedrollo (Италия). У первых предельное давление для реле составляет всего 3,2 атм и пружины в нем приходится подтягивать каждые полгода. Для вторых имеется рекомендация производителя касательно давления воздуха в гидроаккумуляторе: оно должно быть на 0,2 атм меньше давления Pon, которое при стандартных настройках составляет 1,4 атм.

Читайте так же:
Как регулировать клапана на паз 3205

Реле с сильно затянутыми пружинами быстро изнашиваются. Старайтесь подбирать модель с достаточным запасом по давлению.

Погружной скважинный насосВ секторе частного строительства часто отсутсвует возможность проведения центральных коммуникаций, в том числе водоснабжения. Погружные насосы для колодцев с автоматикой — отличный способ обеспечить свое хозяйство водой. Установка и монтаж насоса.

С технологией очистки воды от железа вы можете ознакомиться в этом материале.

Видео на тему

Как работает в автомобиле помпа и для чего она необходима

Одной из неотъемлемых систем ДВС является система охлаждения. Она позволяет отводить от блока цилиндров избыточное тепло, не допуская возникновения негативных термодеформаций. Разветвлённою сетью каналов оснащаются как бензиновые, так и дизельные моторы.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Что такое помпа в легковом автомобиле

Проводить отбор тепловой энергии от двигателя внутреннего сгорания инженеры умеют несколькими способами:

  • воздушный;
  • жидкостной;
  • комбинированный.

Системы, разработанные на основе воздушного охлаждения, принято называть отрытыми. В них задействованы направленные потоки воздуха, обходящие корпус ДВС снаружи. Подобная конструкция все реже встречается в современных автомобилях, но востребована в мелкой мототехнике.

Представителями закрытых систем являются жидкостные аналоги. Отбор тепла осуществляется за счет циркуляции антифриза по каналам охватывающей рубашки блока цилиндров. Комбинированная схема предполагает внедрение одновременно воздушного и жидкостного охлаждения для автомобиля.

В последних двух типах конструкций обязательным атрибутом является помпа, именно так обычно правильно называется водяной насос, как неотъемлемая часть принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в автомобиле.

Важно! Системы с жидкостным охлаждением являются гораздо более тихими, чем аналоги, использующие для отвода тепла воздух.

Расположение и назначение элемента

В автомобилях предусмотрено чаще всего два круга охлаждения:

  • малый;
  • большой.

Водяной насос в машине

Также предусмотрены различные элементы, входящие в систему охлаждения. Каждый из них выполняет свою функцию. А для чего нужна помпа, является очевидным многим опытным автомобилистам, так как она работает для принудительной прокачки жидкости в отведенных для этого полостях и каналах.

Встроенная в корпус насоса крыльчатка отвечает за перекачивание антифриза. Вращение этому колесу передается по ременному приводу. Шкивы передачи располагаются на валу помпы и на выходном хвостовике коленвала автомобиля.

Находится водяной насос там, где его расположили инженеры. В большинстве моделей современных машин найти помпу можно в следующих зонах:

  • если смотреть по ходу движения, то в машинах с передним приводом прокачивающее устройство располагается на правом торце блока цилиндров (так как помпа является жестко связанной с приводом ГРМ, то она располагается там, где привод защищен крышкой);
  • автомобили с задним приводом оснащаются водяным насосом, зафиксированным на передней стенке блока цилиндров, а вращение крыльчатки придает ремень от ГРМ либо от привода генератора.

Помпа перегоняет антифриз по каналам и двум радиаторам, один из которых служит от вывода тепла в атмосферу, а второй способен передавать тепло в салон. Таким образом удается быстро остудить силовую установку.

Принцип действия насоса и его конструкция

В автомобилях достаточно простое устройство помпы. Ее корпус одновременно выполняет функцию крепежного фланца. Он оснащен несколькими отверстиями, через которые агрегат фиксируется на БЦ.

За счет того, что корпус изготовлен из алюминия, удается минимизировать влияние коррозионных процессов, а также уменьшается масса готового изделия. В конструкцию также входят:

  • в центральное отверстие корпуса впрессован главный вал с подшипниками качения;
  • на консольном конце вала располагается жестко зафиксированная пластиковая или алюминиевая крыльчатка;
  • внешний хвостовик вала оборудован шкивом (используются ручьевые или зубчатые модели);
  • предотвратить вытекание тосола и обеспечить герметичность конструкции помогает уплотнительный сальник.

Насос охлаждающей жидкости

Фланец помпы может прикручиваться как напрямую к блоку, так и через переходник, чтобы обеспечить соосность ременной передачи, не изымая крыльчатки из потока антифриза. Под фланцем производители монтируют прокладку.

Исходя из устройства и способа крепления, становится понятным принцип работы перекачивающего антифриз узла. Вращение на вал и далее крыльчатку передается посредством ременной передачи. При увеличении частоты оборотов коленвала растут обороты на крыльчатке, что способствует интенсивной циркуляции по каналам.

Производители гарантируют бесперебойную работу помпы в течение 40-140 тыс. км пробега. Ресурс зависит от бренда и модели транспортного средства. Отечественные авто располагаются ближе к нижнему значению интервала.

Важно! Определённые марки машин оснащены помпами, работающими от персонального электропривода.

Автономное электрооснащение насосов не нашло широкого распространения среди конструкций охлаждающих систем. Это связано с дополнительным удорожанием готового продукта и некоторым снижением степени надежности.

Если случится выход из строя

Рекомендуем следить за возможными негативными симптомами, проявляющимися при работе автомобильного водяного насоса. Поломка его несет большие риски для работоспособности двигателя. На масштабы последствий оказывает влияние зона установки и способ подключения помпы.

Список потенциальных проблем включает в себя факторы:

  1. Вышедший из строя подшипник на валу способен заклинить вращение насоса. Соответственно насаженный на хвостовик шкив перестанет вращаться, а приводной ремень будет слетать или рваться.
  2. Появляются проблемы с герметичностью из-за изношенного сальника или прокладки, вследствие чего снижается уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза приводит к перегреву ДВС.
  3. Протекающий антифриз из-под сальника попадает на вращающиеся шкивы, которые распространяют охлаждающую жидкость на окружающие предметы, включая ремни. После намокания происходит проскальзывание ремней и их ускоренный износ.
Читайте так же:
Как отрегулировать топливо на бош тнвд

Нередко первопричиной потери герметичности и снижения уровня антифриза является выработанный подшипник, а не сальник. Главный вал болтается и перекашивается из-за усилия приводного ремня на шкиве. Таким образом деформируется сальник и становится не способным удерживать антифриз, после чего возникает утечка.

Наиболее негативным развитием событий является разрыв ремня газораспределительного механизма по причине заклинивания подшипника. Большинство автомобилей после этого нуждаются в дорогостоящем ремонте двигателя. Это связано с ударами поршней по шляпкам открытых клапанов, что в результате приводит к мгновенному искривлению последних.

Ремонт автомобильной помпы

После срыва ремня с большой долей вероятности в машине придется снимать головку блока цилиндров, а также проводить замену клапанов. При худшем исходе в замене будут нуждаться поршни и потенциально треснувшая головка блока цилиндров.

В конструкции, где слетает ремень привода генератора, значительного ущерба быстро не происходит. Определить такой сбой в работе удастся по возможным симптомам:

  • бортовая система электропитания переключится на разрядку АКБ;
  • батарея начнет терять напряжение;
  • мотор начинает перегреваться.

Повышение температуры приводит к скорой выработке цилиндропоршневой группы.

Признаки неисправности помпы

В машине в процессе работы происходит естественный износ всех механических элементов. Значительной нагрузке подвергаются герметизирующая манжета и подшипник, которые и выходят из строя чаще остальных деталей. Реже поломки происходят со шкивом или крыльчаткой.

Признаки поломки помпы удастся заметить по следующим факторам:

  1. Не снимая насос, тестировать нужно по наличию пятен антифриза под автомобилем на местах длительной парковки.
  2. Во время работы как на боковых стенках, так и внизу происходит забрызгивание пространства антифризом. Когда в конструкции предусмотрен защитный кожух, то симптомы проявляются в виде потеков в нижней области кожуха.
  3. Неисправности или повреждения можно услышать во время работы мотора. Появляются посторонние шумы в виде треска или гула в области установки насоса.
  4. На шкале приборов термометр выводит значения, выше предельно допустимых. После этого может часто глохнуть мотор.

Водителя должны всегда настораживать образующиеся после стоянки пятна под машиной в области подкапотного пространства. Чтобы лучше рассмотреть потенциальный участок протечки, рекомендуем открутить крепеж защитной крышки ГРМ. Если обнаруживается избыточная влажность, то рекомендуем провести простые диагностические мероприятия:

  • мотор полностью выключаем и ставим машину на ручник;
  • удаляем крышку газораспределительного механизма;
  • ослабляем натяг ременной передачи на шкиве помпы;
  • пробуем прикладывать небольшое усилие к валу, покачивая его в посадочном гнезде вправо/влево.

Ощущаемый люфт вала является одним из главных признаков, после появления которых необходимо озаботиться заменой водяного насоса в автомобиле. Если удалось услышать явные шумы со стороны помпы, то также необходимо провести диагностику вала.

Негативные опасения могут подтвердиться, когда во время езды заглохнет мотор, а в это время на датчике будет критичная температура, например, выше 120 С. Это – свидетельство заклинивания вала насоса либо слетевшего ремня, либо разорвавшегося ремня ГРМ. В худшем варианте развития событий дополнительно окажутся согнутыми от поршней клапаны.

Если оборвется ремень генератора, то водитель сможет это опознать по загоревшемуся индикатору на приборной панели, обозначающему отсутствие зарядки АКБ, одновременно станет заметно повышаться температура. Водителю рекомендуем максимально быстро глушить мотор и эвакуировать машину на станцию техобслуживания.

Можно ли восстановить или отремонтировать помпу

В большинстве автомобилей стоит неразборная конструкция водяных насосов. Это относится как к отечественным машинам, так и к иномаркам. В продаже найти ремкомплект для современных машин в виде сальника или подшипника для помпы не удастся. Исключением является «классика» от ВАЗ.

Стоит учесть, что большинство таких запчастей выпускается сторонними фирмами. Факт не всегда позитивно отражается на качестве продукции.

Заключение

Помпа относится к важным деталям конструкции. Водитель должен следить за её состоянием и работоспособностью, чтобы не получить проблем с двигателем.

Как проверить помпу двигателя автомобиля без снятия

Водяной насос системы охлаждения автомобильного двигателя, чаще называемый просто помпой, выполняет важнейшую роль в поддержании теплового режима, обеспечивая активную циркуляцию рабочей жидкости. При его отказе мотор под нагрузкой вскипает практически мгновенно и разрушается. Поэтому важно обеспечить максимальную надёжность, вовремя замечая малейшие признаки начавшихся проблем.

Как проверить исправность помпы на автомобиле

Оптимальным решением будет профилактическая замена помпы при пробеге 60-100 тысяч километров, в типовом случае одновременно с ремнём привода ГРМ, если шкив насоса работает от него же.

В других случаях насос меняется просто по регламенту завода изготовителя, однако не всегда так получается:

  • ресурс насосов у разных производителей сильно отличается;
  • многое зависит от свойств применяемой жидкости, не все антифризы одинаково долго сохраняют изначальные свойства;
  • нагрузка на подшипник зависит от внешних факторов, особенно от натяжения ремня;
  • сильно влияет режим эксплуатации, простои машины и частота температурных перепадов.

Отсюда происходит необходимость знания типичных признаков начавшейся деградации узла.

Посторонние шумы

В состав помпы входят две изнашивающиеся детали, от которых почти полностью и зависит её ресурс. Это сальник и подшипник. Износ сальника никак не проявляется на слух, зато подшипник при наличии выработки бесшумно работать не сможет.

Звук может быть разным, это визг, гудение и постукивание, а иногда с хрустом. Поскольку вывести помпу из вращения затруднительно, то надо исключить все прочие подшипники со стороны ремней привода агрегатов, убедившись в их исправности, оставив под подозрением помпу.

Читайте так же:
Регулировка и синхронизация карбюраторов

После чего изучить её состояние более детально. Вращение ротора насоса должно быть абсолютно плавным, без малейших признаков переката шариков подшипника или люфтов. А лучше сразу её поменять, особенно если узел уже много поработал.

Замаскировать шум насоса могут натяжные и обводящие ролики ременного привода. Их тоже надо проверить, что значительно проще, поскольку при снятии ремня их легче раскрутить от руки и понять наличие износа.

Люфт шкива

Бывают случаи, когда износ качественного подшипника происходит равномерно и шум не возникает. Такой насос ещё бы поработал, но образовавшийся люфт не позволяет нормально трудиться сальнику.

Возникает опасность течи, которая неминуемо и проявится. Таким образом, радиальные или осевые зазоры в подшипниках, ощутимые при покачивании за шкив – сигнал к безотлагательной замене помпы в сборе.

В ходе диагностике ремень надо снять, поскольку он очень плотно прижимает подшипник и маскирует имеющийся люфт.

Появление течи

Потерявший герметичность сальник никак не сможет удержать напор антифриза. Система охлаждения работает под избыточным давлением, что при нормальном сальнике играет положительную роль, поджимая его рабочие кромки.

После критического износа поджимать там уже нечего, и антифриз под давлением начинает выходить наружу. Это заметно визуально.

Затрудняет диагностику быстрое высыхание антифриза на горячем моторе. Но следы в виде характерного налёта остаются, в том числе и на приводном ремне.

Когда течь значительна, то это уже трудно не заметить, уровень жидкости падает, ремень постоянно мокрый и не успевает высыхать, антифриз разбрасывается вращающимися деталями и даже стекает с нижней части кожуха.

Дальше ездить нельзя, нужна немедленная замена. Иначе возможен износ и обрыв ремня с последующим серьёзным ремонтом двигателя.

Появление запаха антифриза

Не все водители имеют привычку часто заглядывать под капот, тем более знают куда именно надо смотреть для оценки состояния сальника помпы. Но подкапотное пространство редко настолько герметично, что испаряющийся антифриз не найдёт выход, причём даже прямо в салон.

Запах очень характерен, у кого хоть раз протекал радиатор печки, то его запомнит. Дальнейший поиск источника может привести как к прохудившимся патрубкам и радиаторам, так и к водяному насосу.

Повышение температуры двигателя

Самый опасный симптом неисправности помпы. Он может означать, как уже описанные причины дефекта, так и относительно редко встречающийся третий – проблемы с крыльчаткой насоса.

Непосредственно за перемешивание жидкости и создание её напора отвечает ряд изогнутых лопастей на валу ротора, образующих крыльчатку. Раньше она изготавливалась литьём из чугуна, поэтому её поломки были исключены. Разве что встречались редкие случаи смещения отливки с вала из-за нарушения технологии прессовой посадки её с нужным натягом.

Сейчас для изготовления крыльчаток применяется в основном пластмасса переменного качества.

В условиях быстрого вращения в горячем антифризе на больших скоростях, порождающих кавитацию, лопасти могут начать разрушаться «облысевшая» крыльчатка ничего перемешивать уже не сможет, циркуляция жидкости нарушается, и температура двигателя начинает быстро возрастать. При этом радиатор будет относительно холодным, жидкость из него просто не попадёт к блоку и головке.

Очень опасный режим, двигатель надо немедленно выключить и заняться поиском проблемы.

Те же симптомы могут образоваться и при неповреждённой крыльчатке, но для этого потребуется значительная утечка жидкости, образование воздушных пробок и полное пропадание уровня в расширительном бачке. Это достаточно легко заметить при проверке.

Как устранить неисправности

Вплоть до конца прошлого века помпы на многих машинах можно было отремонтировать. Узел снимался и распрессовывался на отдельные детали, после чего обычно заменяли подшипник и сальник. Сейчас уже никто этим не занимается.

В настоящее время ремкомплект помпы представляет собой часть корпуса с сальником, подшипником, валом, шкивом и прилагаемую прокладку. Как правило, один и тот же типоразмер с известным из каталога заводским номером изготавливается множеством фирм.

Ремкомплект помпы

Качество здесь прямо зависит от цены. Не стоит надеяться, что деталь неизвестного производителя сможет обеспечить приемлемый ресурс. Стоит остановиться на фирмах, специализирующихся на многолетних поставках проверенных насосов. В том числе и на конвейеры автопроизводителей.

Замена помпы не представляет особых сложностей. Поэтому обычно её меняют в составе комплекта ремня ГРМ. Существуют наборы от одного и того же производителя, как с включением насоса, так и без него.

Покупка такого набора наиболее целесообразна, поскольку солидная фирма не станет комплектовать ремень и ролики некачественной помпой, а при комплексной замене цена работ значительно ниже, поскольку большинство сборочно-разборочных операций совпадают, останется только слить часть антифриза и отвернуть крепёж насоса.

Прочитай: Что такое ремень и цепь системы ГРМ

Новая деталь ставится с имеющейся в ремкомплекте прокладкой, после чего уровень охлаждающей жидкости доводится до нормы.

Долгий срок службы деталей обеспечится правильной натяжкой приводного ремня, исключающей перегруз подшипников. Обычно применяется динамометрический ключ, который позволяет избежать ошибок при регулировке. Надо только выставить нужное усилие в соответствии с инструкцией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector