Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

16. Углы установки колес, их влияние на свойства автомобиля, порядок регулировки

16. Углы установки колес, их влияние на свойства автомобиля, порядок регулировки

Передние управляемые колеса автомобиля при любой конструкции моста и подвески устанавливают с определенными углами наклона в вертикальной и горизонтальной плоскостях для создания наименьшего сопротивления движению, уменьшения износа шин и снижения расхода топлива.

Угол развала управляемых колес образуется между плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной продольной оси автомобиля. Если колесо отклонено наружу, угол развала считается положительным, а при обратном наклоне ‑ отрицательным. Для нормальной работы управляемого колеса угол развала всегда должен быть положительным. Он способствует уменьшению усилия на поворот управляемых колес, что облегчает управление автомобилем.

При установке с развалом передние колеса стремятся катиться в сторону от автомобиля по дуге радиусом R вокруг точки О. Но поскольку колеса жестко связаны между собой балкой переднего моста, качение их должно происходить с боковым проскальзыванием. Чтобы исключить это явление, колеса устанавливают под некоторым углом к продольной оси, т.е. со схождением.

Угол схождения совместно с углом развала управляемых колес позволяет предотвратить увод а/м от прямолинейного движения. Установка колес с правильным развалом и схождением обеспечивает прямолинейное качение, что непосредственно влияет на срок службы шин и расход топлива

У грузовых автомобилей конструкцией предусмотрена регулировка только схождения колес, у большинства легковых автомобилей регулируются все параметры установки управляемых колес.

Кроме углов развала и схождения при установке управляемых колес предусматривают угол наклона оси шкворня в поперечной плоскости и угол у наклона оси шкворня в продольной плоскости. Углы наклона шкворня способствуют возврату колес в прямолинейное направление движения после их поворота, что улучшает маневренность и устойчивость автомобиля, повышает накат и срок службы шин.

Автотранспортные средства

18. Назначение главной передачи, виды, их применение в зависимости от вида

Главная передача служит для увеличения крутящего момента и изменения его направления под прямым углом к продольной оси автомобиля. С этой целью главную передачу выполняют из конических шестерен. В зависимости от числа шестерен главные передачи разделяют на одинарные конические, состоящие из одной пары шестерен, и двойные, состоящие из пары конических и пары цилиндрических шестерен. Одинарные конические, в свою очередь, подразделяют на простые и гипоидные передачи.

Одинарные конические простые передачи применяют преимущественно на легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. В этих передачах ведущая коническая шестерня соединена с карданной передачей, а ведомая с коробкой дифференциала и через механизм дифференциала с полуосями.

Для большинства автомобилей одинарные конические передачи имеют зубчатые колеса с гипоидным зацеплением. Гипоидные передачи по сравнению с простыми обладают рядом преимуществ; они имеют ось ведущего колеса, расположенную ниже оси ведомого, что позволяет опустить ниже карданную передачу, понизить пол кузова легкового автомобиля. Вследствие этого снижается центр тяжести и повышается устойчивость автомобиля. Кроме того, гипоидная передача имеет утолщенную форму основания зубьев шестерен, что существенно повышает их нагрузочную способность и износостойкость. Но это обстоятельство обусловливает применение для смазки шестерен специального масла (гипоидного), рассчитанного для работы в условиях передачи больших усилий, возникающих в контакте между зубьями шестерен.

Двойные главные передачи устанавливают на автомобилях большой грузоподъемности для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и повышения передаваемого крутящего момента. В этом случае передаточное число главной передачи подсчитывается как произведение передаточных чисел конической и цилиндрической пар.

Проверка и регулировка углов установки передних колес.

Проверка и регулировка углов установки колес необходимы для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля, а также равномерного износа шин при его эксплуатации. Проверку и регулировку углов установки колес выполняют на специальных стендах согласно инструкциям по их эксплуатации.

Читайте так же:
Регулировка хода педали тормоза октавия

Несоответствие действительных значений, замеренных на автомобиле, контрольным значениям, указанным ниже, обусловлено износом и деформацией деталей подвески, деформацией кузова.

схождение. (0±1,0) мм

угол продольного наклона оси поворота. 1°30’±30’

Перед регулировкой углов установки колес проверьте:

– давление воздуха в шинах;

– радиальное и осевое биение дисков колес, которое не должно превышать соответственно 0,7 и 1 мм;

– свободный ход (люфт) рулевого колеса;

– свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;

– техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).

Замеченные неисправности устраните.

После установки автомобиля на стенд (непосредственно перед контролем углов) «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая два-три раза усилие 392–490 Н (40–50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом — на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.

Если угол не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжек подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части. И наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как впереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки.

При изменении количества шайб на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это правило соблюдайте и при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы. При несоблюдении указанных требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.

Число регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух впереди и четырех сзади.

Для того чтобы не изменилось положение растяжки относительно рычага подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага, тем самым не позволяет поворачиваться растяжке от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.

При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19’.

Проверка и регулировка углов установки передних колес

Проверка и регулировка углов установки передних колес

Угол развала передних колес.

Если угол развала отличается от нормы, отрегулируйте его.

Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт, установите необходимый угол развала колес. По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Н·м (9 кгс·м).

Схождение передних колес.

Если схождение не соответствует норме…

Проверка и регулировка углов установки передних колес

Проверка и регулировка углов установки передних колес

…ослабьте ключом «на 13» стяжные болты наконечников рулевых тяг…

Проверка и регулировка углов установки передних колес

Проверка и регулировка углов установки передних колес

…и, вращая ключом «на 22» регулировочные тяги, установите необходимое схождение. Затем убедитесь, что плоскость шарового шарнира параллельна плоскости опорной поверхности поворотного рычага, после чего затяните стяжные болты наконечников рулевых тяг моментом 19,1–30,9 Н·м (1,95–3,15 кгс·м).

Ремонт и диагностика автомобилей ВАЗ.

замена датчика положения распределительного вала калина, регулировка сцепления у калины, сняти ебампера ваз калина, электродвигателя вентилятора системы охлаждения. калина, снять установить задний бампер ваз 2112, не обучается ключ лада, лада калина отопитель, органы управления калина, система выпуска газов Калина, ваз 2112 неисправности, диагностика рулевых наконечников калина, как проверить снятый контроллер лада калина, панель управления ваз 2112

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ВЛИЯНИЕ УГЛОВ УСТАНОВКИ ЗАДНИХ КОЛЁС, НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ.

В данной статье поднимается вопрос, как важно следить за углами установки задних колес: как они влияют на управляемость, на износ шин, и что для чего вообще нужны развал и схождение колёс.

Читайте так же:
Карбюратор к135му пекар регулировка

Угол продольного наклона оси поворота (кастер (Caster)) — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника опоры телескопической стойки, в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес, т. е. позволяет ехать машине прямо с отпущенным рулем. Чтобы наглядно представить себе, что такое кастер, вспомните велосипед или мотоцикл. Их рулевая колонка отклонена назад. Из-за этого в движении колесо постоянно стремится занять прямое положение. Именно благодаря кастеру при отпущенном руле автомобиль едет прямо, а при выходе из поворота автоматически возвращает колеса в исходное положение. Если угол наклона уменьшить, автомобилем становится сложнее управлять, приходится постоянно подруливать, что утомительно для водителя, да и шины быстрее изнашиваются. Если же кастер увеличить, машина будет ехать по дороге, очень устойчиво, но вращение руля превратится в занятие в тренажерном зале. Данное действие в большей степени относится к заднеприводным автомобилям. В переднеприводных небольшое положительное значение кастера устанавливают для стабилизации колес при движении накатом, торможении или при возникновении внезапных боковых нагрузок (ветер). Признаки отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левых и правых поворотах.

Угол развала колеса — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Если говорить упрощенно, то, как бы при езде или изменении нагрузки не наклонялись рычаги и стойки, положение колеса относительно дороги должно оставаться в заданных пределах. Если верхняя часть колеса отклонена наружу, развал считается положительным, если колесо наклонено вовнутрь — развал отрицательный. При отклонении от нормы развала колес автомобиль самопроизвольно уводит в сторону, а протектор шин изнашивается неравномерно.

Схождение колес — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля. При увеличенном схождении передних колес сильно пилообразно изнашивается наружная часть протектора, а при отрицательном угле такому же износу подвергается внутренняя. При этом шины начиняют визжать в поворотах, управляемость машины нарушается (автомобиль «рыскает» по дороге) возрастает расход топлива вследствие большого сопротивления качению передних колес. Соответственно уменьшается выбег автомобиля. Схождение и развал — это взаимозависимые величины.

Любой автомобиль очень чувствителен к изменению угла схождения задних колес. Если у машины отрицательное схождение — то есть задние колеса развернуты наружу по ходу движения. Тогда в повороте наружное заднее колесо (при прочих равных условиях оно обладает гораздо большим сцеплением с покрытием, нежели внутреннее) будет слегка развернуто от центра поворота — и задняя ось будет стремиться обогнать переднюю. Автомобиль приобретает склонность к заносу, и наоборот, при положительном схождении (колеса смотрят «внутрь») нагруженное колесо направлено к центру поворота — оно работает на недостаточную поворачиваемость. Слегка сведенные к центру колеса увеличивают стабильность движения по скоростной прямой и помогают подвеске самой «подруливать» в нужную сторону, компенсируя порывы бокового ветра. Поэтому небольшое положительное схождение должно быть.

Нужно следить за установкой угла задних колёс на автомобилях с любым типом задней подвески. Есть автомобили на которых угол установки задних колёс просто не регулируется — в зависимых задних подвесках (жесткие мосты у внедорожников) или полузависимых («скручивающаяся балка», как у вазовских переднеприводников) колеса установлены жестко. Но углы установки тоже могут «уйти» — например, если от сильного удара погнута балка. Тем более в современных сложных многорычажных подвесках. Поврежден один из рычагов — и угол схождения изменился. Был проведён тест с изменением углов задних колёс на автомобиле Mazda 6 — в ее задней подвеске схождение регулируется длиной «среднего» рычага, также можно настраивать и развал задних колес — эксцентриком на оси нижнего рычага.

Читайте так же:
Инструкция по регулировке тормозов ткг

Для проверки были выбраны четыре характерных варианта настройки. Первый, это, заводская установка. Второй — это сильное (+1°30′ вместо штатных +0°06′) положительное схождение задних колес. Третий — наоборот, развернутые наружу колеса, то есть сильное отрицательное схождение. Четвёртый — это так называемый разворот оси, когда левое колесо повернуто в «минус», а правое — в «плюс». Испытания на полигоне включали пробег в штатных режимах движения и два специальных упражнения — маневры «лосиный тест», то есть объезд внезапно возникшего препятствия, и «поворот» радиусом 35 метров. Оба упражнения выполнялись до достижения максимально возможной скорости — причем сначала с выключенной системой стабилизации ESP, а потом и с помощью электроники.

С правильными заводскими регулировками автомобиль отлично держит скоростную прямую, на отклонение руля откликается быстро и четко. В поворотах — сочетание активности и надежности управления. Максимальная скорость на «лосином тесте» — 73,4 км/ч,в предельном повороте — 73,5 км/ч. Причем при экстренных маневрах чувствуется, что Mazda 6 явно настроена на слегка избыточную поворачиваемость: в ответ на резкие действия рулем она активно ввинчивается внутрь и склонна к заносу, что не безопасно если отключить ESP.

Отрицательное схождение задних колес усугубило избыточную поворачиваемость. При объезде неожиданно возникшего препятствия с отключенной ESP — неминуемый занос. А если система стабилизации включена, то она очень активно подавляет заносы и препятствует резкому изменению траектории. В предельном повороте энергичное вмешательство ESP приводило к тому, что автомобиль очень рано выскальзывал наружу.

Второй «неправильный» вариант регулировок — задние колеса сведены внутрь на полтора градуса. Это уже положительное схождение, но слишком сильное. На скоростной прямой автомобиль вновь идет отлично, а на входе в крутые повороты вопреки ожиданиям не проявляет упорства: руль приходится поворачивать лишь на пару градусов больше. На «лосином тесте» исчез даже намек на занос — и предельная скорость возросла сразу на 5 км/ч. А помощь ESP неопытным водителям в машине с такими регулировками практически не требуется. Таким образом опасно отклонение схождения как в «плюс», так и в «минус».

На очереди — последний вариант: оба задних колеса развернуты в одну сторону, причем ненамного. Вполне реальная ситуация после неквалифицированной регулировки. Разворот оси влево наделил машину несимметричными повадками. Влево автомобиль стал перестраиваться очень плавно и однозначно. А вот при перестроениях вправо реакция при крене усиливалась, как с отрицательным схождением. Интересен тот факт, что крены при правых перестроениях стали больше, чем при левых. На «лосином тесте» машина со слегка развернутой влево задней осью повела себя спокойно только потому, что первичный объезд неожиданно возникшего препятствия выполнялся влево. Развернутое внутрь правое колесо стало заметно лучше противостоять заносу при возвращении на свою полосу движения, который был основной проблемой даже с заводскими регулировками. В итоге — надежное поведение и небольшой рост предельной скорости выполнения маневра. Но если развернуть заднюю ось в другую сторону, то результат был бы противоположным.

Итак, наиболее опасно отрицательное схождение: автомобиль демонстрирует избыточную поворачиваемость, требующую очень напряженного контроля, особенно на высокой скорости. Главный же недостаток у большого положительного схождения — нестабильное поведение на неровной дороге. Если была замечена повышенная нервозность машины на прямой, а в поворотах стала чаще срабатывать ESP, то сперва нужно проверить давление в шинах — скорее всего, все дело в приспущенном колесе. Но если шины в отличном состоянии, то еобходимо обратиться на СТО для проверки установки углов колёс, не только передних, но и задних.

Читайте так же:
Как отрегулировать коробку передач дэу ланос

1. Юрий Тимкин:// Стенды для регулировки углов установки колёс. — За рулём — № 10 — 2014 г. — стр. 21-24.

2. Константин Сорокин:// Теперь сходитесь. — Авто ревю — № 1 — 2006 г. — стр. 54-58.

Углы установки управляемых колес и определение их оптимальных значений

Углы установки управляемых колес и определение их оптимальных значений Углы установки управляемых колес и определение их оптимальных значений, обуславливает следующее параметры работы автомобиля – это и расходование горючего, и, что немало важно, безопасность управления, период службы покрышек и т.д. Поэтому, прежде чем давать советы по регулировке колёс, следует понять «что к чему» в углах их постановки. Известно, что при езде колёса сдвигаются относительно кузова авто, меняя этого путь смещения. Это зависит от строения направляющего аппарата подвески.

Он состоит из продольных, поперечных и диагональных рычагов, а также шаровых и резинометаллических шарниров. Элементом направляющего аппарата, в большинстве комплектаций, выступает амортизаторная стойка, например «Макферсон», и стабилизаторы поперечной устойчивости автомобиля. Увеличение или уменьшение нагрузки на автомобиль, движение по неровной дороге, характер наклона кузова под действием вертикальных сил в повороте являются причиной деформирования упругого элемента. При этом происходит изменение положения колеса относительно кузова и, как следствие, всех установочных углов. Лишь подвески с параллелограммными продольными рычагами в передней подвеске автомобиля (например, ЗАЗ-965), можно назвать исключением из этого правила. Но речь о другом… Важно помнить следующее. В автомобилестроении уже на протяжении века проводятся многочисленные испытания и доработки по улучшению качеств. И ещё до того, как поступить в серийное и массовое производство, каждая конструкция проходит это «путь». А ответственное и добросовестное отношение со стороны водителей к рекомендациям от производителей автомобилей (и установке колёс в особенности) позволит избежать печальных последствий. Естественно, что данные рекомендации не шаблонны, а применимы к различным модификациям авто по отдельности. К примеру, на разных моделях авто устанавливаются нулевые и даже отрицательные углы развала колес. Вообще правильная установка углов колёс призвана обеспечить более высокие показатели устойчивости и управляемости, повысить износостойкость шин у определённой модели автомобиля.

В заводском техническом паспорте и в инструкции по эксплуатации автомобиля уже даны:

• значения углов установки колес;
• показатели осей поворота;
• условия, при которых они проверяются и устанавливаются;
• требования по полной разрешённой массе загрузки автомобиля.

Ими не стоит пренебрегать и осуществлять плановый контроль и проверку уже при пробеге свыше 30 тысяч км., а после серьёзных аварий и повреждений (ударов) ходовой части такой контроль крайне необходим. Немаловажный момент. Регулировка углов развала и схождения управляемых колес является завершающим мероприятием в ремонте подвески, деталей ходовой части и рулевого управления. Итак, каковы факторы установки угла колёс, и какого их влияние на работу автомобиля в целом? С какой целью устанавливаются углы? Максимальные (или так называемые наибольшие) углы поворота управляемых колёс – это те, при которых колёса поворачиваются до предела влево или вправо. Это характеризуется тем, что точность и последовательность управления автомобилем будет больше при меньшем угле поворота. Но, учитывая, что максимальный угол поворота зависит от радиуса поворота, то на небольшой территории сделать разворот окажется проблематично. Проблема поиска «середины» между значительным радиусом поворота и верностью управления по-прежнему актуальна. Расстоянием от линии пересечения срединной плоскости шины с поверхностью дороги до точки пересечения оси поворота с этой же поверхностью характеризуется плечо обката. То есть, иными словами, колесо словно «обкатывается» при повороте вокруг оси своего поворота по этому радиусу. Существует три значения: положительное, нулевое и отрицательное. Рассмотрим каждое. В первом случае неосторожное повышение силы сопротивления одного из колес вызывает поворот руля в эту же сторону и, как результат, нарушает курсовую устойчивость автомобиля, Он становится трудноуправляемым: руль «вырывается» из рук, отказ тормозов с одной из сторон, наличие ощутимого момента при поворотах и т.д. При нулевом или отрицательном значении все вышеперечисленные вредоносные факторы минимализируются.

Читайте так же:
Мопед орион 125 регулировка клапанов

Кастер

Кастер (или продольный угол наклона оси поворота колеса). Среди взаимодействия множества надстроек, влияющих на управление автомобилем, играет и свою роль. С его помощью достигается динамическая стабилизация, то есть ход автомобиля становится устойчивее. Благодаря его наличию автомобиль способен ехать прямо (без подруливания со стороны водителя), даже, несмотря на воздействие внешних сил, — неровной дороги, бокового ветра. Если разница в значениях кастера для левого и правого колес свыше допустимого, то приводит автомобиль начнёт просто «уводить» в сторону того колеса, которое имеет наименьшее значение. Для стабилизации управляемых колёс автомобиля конструкторами задаётся поперечный наклон оси поворота. За счёт массы самого автомобиля обеспечивает самовыравнивание управляемых колёс. Принцип таков: при повороте управляемого колеса перед автомобиля «приподнимается», и под действием веса уже само колесо старается занять положение прямолинейного движения. В противном случае колесо самопроизвольно поворачивалось бы в любую сторону. Первоначальной функцией поперечного наклона колеса автомобиля считалось ликвидация таких «проблемных» мест подвески автомобиля как положительный развал колес и положительное плечо обката. Крайне популярна на сегодняшний день подвеска типа «Макферсон», которая позволяет устранить эти недостатки и сделать плечо обката нулевым или даже отрицательным. Она более дёшева и технологична в производстве, компактна по ширине и имеет небольшую массу. Этим, скорее всего, и вызван широкий интерес к ней и применение в практике современного автомобилестроения. Стабильность при управлении автомобилем в повороте обеспечивает параллельность поворота управляемых колёс. По мере поворота руля уменьшается схождение передних колес, внутреннее колесо авто движется по наименьшему радиусу, следственно, и поворачивать его надо с большим усилием, нежели внешнее.

Схождение колёс

Целью схождения является обеспечение движения (качения) колёс по параллелям. Рассмотрим виды схождения колёс автомобиля. Так, положительное схождение на задней оси придаёт ей устойчивости на прямой. При отрицательном же схождении автомобиль начнёт «мотать» из стороны в сторону. С передней осью все характеристики прямо противоположны. Развал колёс автомобиля призван предотвратить наклон колёс внутрь при движении и сохранить сцепления с дорожным полотном при прохождении поворота. Аналогично схождению колёс, развал имеет положительное и отрицательное значения. При виде спереди отрицательный развал выдаёт наклон колеса внутрь, а при положительном — верх колеса наклоняется наружу. Преимущества «на лицо»… Однако, есть и недостатки: при повороте сцепление с дорогой практически исчезает, так как внутреннее колесо наклоняется. А при прямолинейном движении сцепление не максимально, поскольку колёса не перпендикулярны поверхности дороги. Это может наблюдаться у заднеприводных машин при старте. Правильный развал колёс делает управление автомобилем комфортным и, что немаловажно, безопасным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector