Auto-noginsk.ru

Авто Ногинск
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ТНВД на МТЗ-82

ТНВД на МТЗ-82

Среди самых востребованных моделей тракторной техники, применяемой в различных сферах, наибольшее распространение получил МТЗ 82. ТНВД данного трактора представляется важным элементом конструкции, который необходим для корректной работы транспортного средства. Периодически он может требовать регулировки или ремонта, которые можно выполнить своими руками.

Характеристика ТНВД

Топливный насос МТЗ относится к категории четырехплунжерных агрегатов, предназначен для обеспечения необходимой циркуляции топлива. В конструкции трактора он расположен в одном блоке с подкачивающим аналогом и центробежным регулятором. Блок расположен с левой части двигателя Д-240, закреплен с помощью болтов на распределительной крышке.

Прежде чем выяснить, как добавить топливо на ТНВД МТЗ, необходимо более подробно ознакомиться с его характеристиками и особенностями. Корректная работа узла обеспечивается за счет действия коленвала, который приводит его в действие посредством шестереночного механизма.

Топливный насос МТЗ

К числу наиболее значимых характеристик этого важного элемента целесообразно отнести:

  • завод-изготовитель — Ногинск;
  • номер по каталогу запчастей — 4УТНИ-1111005-20;
  • сфера применения — силовые агрегаты серии Д (с 240 по 248.1 модификацию) для различных моделей МТЗ;
  • тип привода — втулка шлицевая.

Аппаратура топливная МТЗ 82 не является полностью уникальной разработкой, поскольку у неё есть зарубежные аналоги. Примером может служить PP4M9P1g-4201 чешского производства, который практически идентичен по своему техническому устройству и характеристикам.

Устройство

Планируя выполнить ремонт ТНВД МТЗ, следует более подробно ознакомиться с конструкцией подобного элемента. Она отличается минимальным количеством элементов и высокой надежностью, что позволяет существенно упростить процедуру регулировки насоса, а также устранение неисправностей. Основными составными элементами данного агрегата представляются:

  • плунжерные пары;
  • корпус;
  • клапан нагнетательного типа;
  • толкатели;
  • кулачковый вал;
  • приводной механизм плунжеров.

Головка насоса и корпус представляют собой единый элемент, производимый из высокопрочного алюминиевого сплава. Устройство узла предусматривает, что на передней части корпуса размещается специальная плита, используемая для монтажа изделия непосредственно на двигатель. Разбираясь, как снять ТНВД с МТЗ 82, следует отметить, что для этого достаточно демонтировать крепежные болты.

Задняя часть плиты оснащена специальным фланцем, который используется для установки регулятора. Принцип работы изделия крайне прост, предусматривает выполнение следующего алгоритма действий:

  1. Кулачковый вал начинает вращение, поднимая с помощью ролика толкатель.
  2. Толкатель вместе с плунжером опускается.
  3. Топливо заполняет пространство в гильзе, освободившееся из-за спуска плунжера.
  4. Во время возвращения элемента в исходное состояние создается давление, за счет которого с помощью клапана порция топлива поступает через форсунки.

Подобный цикл повторяется с определенной периодичностью, что позволяет поддерживать необходимый для корректной работы двигателя уровень топлива.

Устройство ТНВД

Регулировка топливного насоса

Одним из важнейших мероприятий по обслуживанию топливного насоса трактора МТЗ представляется его регулировка. Если она будет выполнена правильно, владельцу техники удастся избежать поломки насоса и других элементов конструкции. Манипуляции по регулировке осуществляются с помощью специального стенда, а также необходимого инструмента:

  • приборы, позволяющие измерить частоту вращения вала;
  • диск для определения подачи топлива;
  • мерная тара для контроля объемов горючего;
  • привод и вариатор, которые способны на плавное изменение частоты вращения.

Скоростные показатели настраиваются посредством болта, расположенного в корпусе изделия, который отвечает за степень натяжения регуляторной пружины. Вкручивание болта приводит к повышению показателей, а выкручивание против часовой стрелки, напротив, позволит уменьшить частоту оборотов. Регулировка подачи топлива осуществляется с помощью специальной гильзы, которая работает по аналогичному принципу. Для равномерности подачи следует использовать борт номинала, который также расположен на корпусе.

Устранение неисправностей

Существует сразу несколько самых распространенных неисправностей, с которыми чаще всего приходится сталкиваться владельцам тракторов МТЗ. Поскольку цена на топливный насос невысока, мастер при желании может полностью его заменить, однако значительно экономнее будет самостоятельно устранить поломки.

Самая частая поломка — износ пары плунжеров, что обусловлено низким качеством топлива, обилием примесей в нем. Для ремонта потребуется восстановить либо заменить поврежденные элементы. Во избежание поломки следует регулярно очищать и менять топливный фильтр.

Часто к поломкам приводят гидроудары из-за появления воды в системе. При возникновении проблемы потребуется тщательно очистить элемент от остатков влаги, после чего восстановить её герметичность.

Заключение

Топливный насос, используемый на тракторной технике серии МТЗ, отличается простым устройством, длительным сроком службы, ремонтопригодностью. Процедура его регулировки может быть выполнена мастером самостоятельно, а доступная стоимость запчастей делает ремонт насоса малозатратным.

1. Ремонт ТНВД с регуляторами RQV … K

В данном руководстве предоставлены базовые данные для ремонта и регулировки топливных насосов высокого давления 0 402 648 611, устанавливаемых на ДВС автомобилей КамАЗ. Регуляторы RQ и RQV будут рассматриваться в сравнении с механическими регуляторами RQV … K , устанавливаемым на ДВС автомобилей КамАЗ.

В видео пособии позднее будет показан полный ремонт ТНВД на примере какого-либо ТНВД Р типа с регулятором RQV . K .

1.1. Общее описание сборки ТНВД

Перед началом сборки ТНВД необходимо произвести мойку и дефектовку. Мойку деталей топливного насоса и корпусов форсунок целесообразно производить в мойках барабанного типа, работающих по замкнутому циклу. Автор в течении последних 5 месяцев использует мойку Гейзер с диаметром барабана 700 мм.

При дефектовке деталей ТНВД и регулятора автором рекомендуется замена следующих запасных частей при износе плунжерных пар:

2 418 455 727 – Пара плунжерная – 8шт.;

2 418 459 037 – Клапан нагнетательный – 8 шт.;

2 414 612 005 – Пружина клапана – 8 шт.;

2 410 422 013 – Втулка поворотная плунжера (при наличии износа шара, смотреть в лупу 8х);

2 417 010 022 – Ремкомплект ТНВД полный;

2 427 010 049 – Ремкомплект регулятора ТНВД;

2 421 015 057 – Прокладка регулятора;

2 447 010 043 – Ремкомплект клапанов ТННД.

При дефектовке обратить внимание на рабочие поверхности кулачкового вала, толкателей, подшипников и пружин. Корпус ТНВД должен быть очищен, перед мойкой следует удалить все кольца, оставшиеся после демонтажа втулок плунжера.

Читайте так же:
Привод сцепление ямз 238 регулировка

На рисунке 1.1 представлены инструменты для установки плунжера и толкателя и фиксации толкателя.

Рисунок 1.1 – Набор инструмента для установки и фиксации плунжера

Положение фиксатора толкателя таково, что каталожный номер, указанный на корпусе толкателя расположено сверху, а метка 0 на поворотной части фиксатора – снизу. Стопоры толкателей устанавливать и демонтировать на полностью отжатые кулачки с целью предотвращения поломки стопоров.

Кулачковый вал следует устанавливать как указано на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Положение кулачков кулачкового вала при установке и снятии стопоров толкателей

Установку кулачкового вала производить как указано на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Установка кулачкового вала ТНВД

Следует отметить, что на указанном на фото ТНВД кулачковый вал удобнее демонтировать и устанавливать со стороны регулятора. В множестве моделей применяются конические подшипники, поэтому демонтаж кулачкового вала следует производить через переднюю часть ТНВД после снятия передней крышки подшипника КВ.

Демонтаж и установку кулачкового вала в корпус ТНВД производить при помощи пресса либо же легкими ударами через медную или алюминиевую наставку.

Все ударные работы рекомендуется производить резиновыми молотками.

Металлические заглушки использовать однократно.

2. Регулировка ТНВД на стенде

На стенд устанавливается собранный ТНВД. Первоначально производим регулировку углов подачи секций ТНВД в соответствии с тест-планом.

На рисунке 2.1 показано подключение подачи тестовой жидкости в ТНВД на стенде. Точка подключения подачи указана в тест-плане на каждый ТНВД. Точка подключения с передней части ТНВД – точка 1, с задней – 2. Подключение подачи в нашем случае осуществляется к точке 3.2, в обратный слив соответственно – к точке 3.1.

Рисунок 2.1 – Точки подключения подачи в тестовой жидкости в ТНВД

В таблице 2.1 указаны высоты поднятия плунжера на ТНВД автомобилей КамАЗ различных моделей, при которых происходит перекрытие подачи топлива.

Таблица 2.1 – Высота подъема плунжера на ТНВД автомобилей КамАЗ

Ход плунжера, мм

При регулировке углов вместо обратного клапана устанавливается заглушка и поддерживается давление 26 бар, ход рейки и высота подъема плунжера соотвествуют данным из таблицы 2.1. Далее производится значений начала подачи секциями ТНВД в соответствии с тест-планом. В нашем случае это 1 – 7 – 5 – 2 – 4 – 3 – 8 – 6 с шагом 45 градусов.

Для регулировки поднятия момента перекрытия подачи топлива использовать качественные регулировочные шайбы. На практике встречаются шайбы «левых» производителей, толщина которых отличается от выбитой на шайбе на 0,05 мм и более.

Приспособление для выхода рейки можно сделать аналогично указанному на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Установка хода рейки

На рисунке 2.3 изображены приспособления для хода рейки и высоты подъема плунжера. Значения всех параметров не должны превышать указанные в тест-плане.

Рисунок 2.3 – Установка приспособлений для измерения хода рейки и высоты подъема плунжера

При установке момента подачи перекрытия топлива следует учесть, что плунжерные пары Bosch подачу в большинстве случаев перекрывают не полностью. Допускается падение капель с интервалом 1 капля в секунду (а возможно и чаще).

Далее согласно тест-плана устанавливаем маяк подачи топлива. Данную операцию необходимо проводить на всех ТНВД. В нашем случае устанавливаем лимб стенда в положение 270 градусов от 1 секции, что соответствует началу подачи 8 секции и устанавливаем ведущую полумуфту муфты грузов, как указано на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Установка маяка начала подачи топлива

После окончания ремонта следует установить привод ТНВД и установив маяк как указано на рисунке 2.4, проверить совпадение меток на корпусе ТНВД и приводной муфте.

Конические поверхности кулачкового вала и ведомой полумуфты перед сборкой обезжирить, обработать составом Loxeal 82-21 или аналогичным и произвести затяжку с моментом 75 Нм.

На рисунке 2.5 показано устройство пружинного блока муфты грузов.

Рисунок 2.5 – Пружинный блок муфты грузов

Следует отметить, что в отличии от устройства пружинных блоков регуляторов RQ и RQV в данном блоке отсутствуют какие-либо регулировки, кроме натяжных гаек (смотри далее). В разделе D (запасные части) ESI ( tronic ) указаны регулировочные шайбы и втулки регуляторов RQ и RQV , однако в продаже их нет

Пружины грузов и посадочные места не должны быть деформированы и иметь заломов. Сборка пружинного блока должна соответствовать разделу D (запасные части) ESI ( tronic ). Выступ шпилек собранных пружинных блоков должен быть равен 1 мм (рисунок 2.6). Собрать пружинные блоки в соответствии со схемой, указанной в ESI ( tronic ). В ходе следующей регулировки допускается изменение данного размера от 0 (гайка заподлицо со шпилькой) до 2,5 мм. При этом на обеих шпильках выступ должен быть одинаковым!

Рисунок 2.6 – Базовая регулировка выступа шпильки 1 мм (допускается 0 – 2,5 мм)

Рисунок 2.7 – Регулировка осевого хода муфты грузов

Далее следует установить муфту грузов без резиновых демпферов для регулировки её осевого хода, как указано на рисунке 2.7. Момент затяжки гайки 75 Нм. При этом муфта должна свободно проворачиваться, но не иметь осевого хода. Регулировка производится круглой шайбой. Толщина регулировочных шайб от 1,60 до 2,14 мм с шагом 0,03 мм. Рекомендуется уменьшать толщину шайб до тех пор, пока муфту не начнет зажимать, затем толщину шайб увеличить до свободного проворота муфты, затем установить демпферы и затянуть предписанным моментом 65 – 75 Нм.

В случае неправильной данной регулировки возможны поломки хвостовика кулачкового вала или неравномерная работы ДВС!

Далее производим регулировки вертикального и горизонтального размеров рычажной группы как указано на рисунках 2.8 и 2.9.

Рисунок 2.8 – Горизонтальный размер 67,3 мм

Читайте так же:
Регулировка сцепления юмз эо 21226

Рисунок 2.9 – Вертикальный размер135,8 мм

Горизонтальный размер 67,3 мм – это центры осей, вертикальный размер 135,8 мм – середина оси отверстия – середина К-платы (скошенной части). Данные размеры действительные для всех регуляторов RQV … K , устанавливаемых на ТНВД размерности Р.

Правильная регулировка горизонтального и вертикального размеров снижает избыточные нагрузки рычажной группы регулятора.

Далее устанавливаем направляющую втулку плавающей оси, стопорные пластины заменяем на новые из ремкомплекта, момент затяжки болтов 6 – 8 Нм. При помощи приспособления 1 682 329 081 (рисунок 2.10) регулируем размер выступания скользящего болта от корпуса регулятора.

Рисунок 2.10 – Регулировка выступания скользящего болта

Чертеж измерительного приспособления представлен на рисунке 2.11.

Рисунок 2.11 – Измерительное приспособление

Следует отметить, что для топливных насосов, устанавливаемых на двигатели Камаза необходим размер L равный 41,3 мм. Неуказанные размеры не важны и выбираются самостоятельно.

Стопорный палец и пружинные фиксаторы следует заменять на новые из ремкомплекта.

Устанавливаем рычажный блок (рисунок 2.12). Следует отметить, что шайбы под пружинным стопором являются регулировочными.

Рисунок 2.12 – Подготовка к проверке хода муфты

Установку индикаторной головки производить с предварительным натягом не менее 15 мм как указано на рисунке 2.12. Индикаторную головку применять с ходом измерения не менее 25 мм.

В разделе РЕГУЛ. ЗНАЧЕНИЯ ТОПЛ. НАСОСА /ПУТИ МУФТЫ указаны положения муфты при различной частоте вращения кулачкового вала ТНВД. Положение рейки при этом должно быть зафиксировано на отметке 9 мм. Ходы муфты при различных оборотах должны соответствовать указанным в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Ходы муфты при различных оборотах кулачкового вала

Количество оборотов КВ

Регулировка производится поворотом гаек муфты грузов. Допускается выступание гайки от 0 до 2,5 мм (рисунок 2.6).

Велика вероятность установки муфты грузов с «похожего» ТНВД предыдущими ремонтниками, существует так же возможность просадки пружин. Поэтому данные измерения следует производить обязательно и отслеживать и регулировать для попадания в указанные границы. Детали муфты грузов в запасные части не поставляются. Только данная регулировка производится со снятой крышкой регулятора.

Далее устанавливаем ограничитель полной нагрузки. Перед установкой ограничителя следует сверить каталожный номер и номер, выбитый на его корпусе. В таблице 2.3 указана применяемость ограничителей на ТНВД автомобилей КамАЗ.

Таблица 2.3 – Применяемость ограничителей полной нагрузки

На рисунке 2.13 указана установка ограничителя полной нагрузки. Устанавливать его следует таким образом, чтобы при попадании К-платы в точку, указанную в правой части рисунка как положение при n = 900 и 1100 об/мин, ход рейки составлял 12 мм.

Рисунок 2.13 – Установка ограничителя полной нагрузки

Далее устанавливаем крышку регулятора. При этом сухарь кулисы должен находится конической выемкой вверх. Прокладку крышки регулятора при этом устанавливаем новую. Далее устанавливаем ось ведущих рычагов и с моментом затяжки 6 – 8 Нм производим затяжку их заглушек и винтов крепления крышки ТНВД.

Перед дальнейшими регулировками следует залить 200 – 300 грамм моторного масла в картер ТНВД.

Для понятия процессов при регулировке рекомендую также изобразить внешнюю скоростную характеристику регулятора, как показано на рисунке 2.14. На данной схеме требуется изобразить фактические положения рейки в зависимости от оборотов кулачкового вала. На данной схеме указаны точки регулировки при положении рычага управления регулятора при максимальной нагрузке.

Рисунок 2.14 – Внешняя скоростная характеристика регулятора ТНВД

Устанавливаем приспособление в таком положении угломера, как указано в левой части на рисунке 2.15. В правой части рисунка он установлен в положение рычага управления максимальной подачи топлива 119 градусов (допустимые значения от 115 до 123)

Рисунок 2.15 – Угломерное приспособления для рычага управления

Раздел ОБЪЕМ ПРИ ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ . При таком положении рычага управления, заданном давлении топлива 2 бар (используем перепускной клапан 1 417 413 047, указанный в тест-плане) задаем число оборотов кулачкового вала 1100 об/мин. При этом ход рейки должен составлять 12 мм, а объем тестовой жидкости, проливаемой через стендовые форсунки – 174 см 3 /1000 циклов. При этом допускаемый разбег подачи топлива по секциям ТНВД составит не более 5 см 3 /1000 циклов.

Если ход рейки ниже 12 мм, следует определить причину. Это либо начал действовать регулятор и начал выброс рейки, что можно проверить снизив число оборотов вращения кулачкового вала. Либо же это К-плата касается не в точке максимальной нагрузки и требуется изменить ее угол.

Раздел МАКС. СНИЖЕНИЕ ЦИКЛОВОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВА / РЕГУЛЯТОР АГРЕГАТОВ . Устанавливаем число 1150 оборотов в минуту, ход рейки должен снизиться до 11,0 мм, при числе оборотов 1230 – 4,0 мм, при числе оборотов 1300 – 0,5 мм.

Раздел ХОЛОСТОЙ ХОД (нижняя часть диаграммы) . Далее, устанавливаем положение рычага управления на 71 градус (допустимые значения от 67 до 75 градусов) для регулировке в режиме холостого хода. Ход рейки в режиме холостого хода равен 5,3 мм, цикловая подача – 13 см 3 /1000 циклов. При этом допускаемый разбег подачи топлива по секциям ТНВД составит не более 6 см 3 /1000 циклов. Далее уменьшаем число оборотов до 200, ход рейки при этом возрастает. При повышении оборотов ход рейки уменьшается. В этом и есть принцип действия работы регулятора.

Раздел УРАВНИВАНИЕ . В данном разделе производим контроль хода рейки на различных оборотах (таблица 2.4). Я рекомендую и на этих измерениях проверять неравномерность подачи топлива, несмотря на то, что в тест-плане данных рекомендаций нет.

I. Описание работы

Изучение конструктивного устройства, приобретение навыков по разборке, сборке и оценке технического состояния ТНВД. Ознакомление с методами их регулирования.

1.2. Обоснование работы.

ТНВД, являясь одним из важнейших элементов системы впрыска, предназначен для подачи топлива в форсунку при высоком давлении (до 30 МПа). Одновременно он в зависимо­сти от режима работы двигателя, должен дозировать и регулировать цикловую подачу топлива (gц) впрыснутого в цилиндр.

Читайте так же:
Регулировка фар eagle eyes

От работы ТНВД во многом зависит подача и распыливания топлива а, следовательно, и протекание рабочего процесса в двигателе и его тепловая и механическая напряженность. У топливных насосов золотникового типа регулирование количества подаваемого топлива (gц) можно осуществлять: по концу подачи, по началу подачи и по смешаному типу — на­чалу и концу подачи одновременно. Способ регулирования зави­сит от расположения отсечных кромок на плунжере.

Плунжер с регулированием по концу подачи топлива.

Плунжер с регулированием по началу подачи топлива.

Плунжер с регулированием по началу и по концу подачи топлива.

К основным характеристикам ТНВД обычно относят:

плотность плунжерной пары;

— плотность нагнетательного и всасывающего клапанов;

— момент начала подачи топлива;

После установки проверенных и отрегулированных форсунок и насосов на двигатель, проверяют равномерность подачи топлива по цилиндрам.

Перечисленные характеристики зависят от технического состояния насоса, что заставляет во время эксплуатации дви­гателя проводить опрессовку, проверку и регулировку ТНВД.

2. Перечень приборов, инструмента и устройств.

Работа выполняется на неработающем двигателе 3NVD-24 с применением следующего инструмента и устройств:

— ключи для разборки и сборки ТНВД;

— манометр с диапазоном измерения давления от 0 до 40 МПа;

— приспособление для ручной прокачки насоса;

— моментоскоп (стеклянная трубка, устанавливаемая при помощи накидной гайки на штуцер насоса),

— спец. ключи для поворота кулачка распредвала;

— мерные стаканы вместимостью до 200 мл;

— весы с ценой деления не более 5 г;

— чистая бумага (ватман);

— ванна с топливом.

3. Порядок выполнения работы

При подготовке к выполнению лабораторной работы курсанты должны подробно изучить конструкцию ТНВД лабораторной установки и инструкцию по его эксплуатации.

Проверка технического состояния и регулировка ТНВД проводится в следующей последовательности: — опрессовка насоса на двигателе;

— определение неисправного узла (нагнетательного клапана, всасывающего клапана или изношенной плунжерной пары);

— демонтаж насоса с двигателя;

— осмотр и деффектация деталей насоса;

— замена негодных деталей;

— установка насоса на двигатель;

— проверка и регулировка плотности;

— проверка и регулировка момента начала подачи топлива;

— установка “нулевого” положения;

— определение равномерности подачи топлива по цилиндрам. Определяется после опрессовки и регулировки форсунок на данном двигателе.

3.1. Проверка и регулировка плотности топливных насосов.

Проверка плотности топливных насосов проводится при снятых форсуночных трубках (трубки высокого давления) и нагнетательных клапанах. Подвод топлива от расходной цистерны к двигателю открыт. Орган управления подачей топлива (топливная рейка) устанавливается на полную подачу. На нагнетательный штуцер ТНВД устанавливается манометр, не зажимая штуцер манометра до конца. Валоповоротным устройством проворачивают коленвал до положения ролика толкателя строго на цилиндрической части кулачной шайбы распредвала, тогда плунжер опущен вниз. С помощью ручкой про­качки топлива (рычага) прокачивают насос до полного удаления воздуха и заполнения трубки топливом, после чего зажимают штуцер манометра. Продолжая прокачивать насос, создают давление топлива в насосе, рекомендованное заводской техничес­кой документацией (35,0 – 40,0 МПа). Засекается время сохранения насосом постоян­ного давления ( τн ). Результаты измерения времени для каждого насоса записываются в протокол наблюдений (табл.03.1). Время постоянства давления сравнивается с нормати­вным временем.

Вычисляется неравномерность плотности (Δτн) насосов по цилиндрам.

Средняя плотность насосов:

τн ср = τн i : z (3.1)

где: τн i — плотность каждого из проверяемых насосов.

z — число насосов, соответствующее числу цилиндров.

Неравномерность плотности насоса:

Δτн i = (1- τн i : τн ср) · 100 % (3.2)

Результаты вычисления записываются в таблицу 03.1.

Для новых плунжерных пар время сохранения давления (τн) лежит в пределах 15 с , а для плунжерных пар, находящихся в эксплуатации 5 с. Неравномерность плотности (Δτн i ) по цилиндрам не должна превышать ±10% от средней плотности всех насосов.

Если плотность насоса не входит в указанные пределы, то проверяют качество уплотнений, обеспечивающих герметичность полости высокого давления, и повторяют испытание. Если и в этом случае плотность не удовлетворяет требованиям, то плунжерную пару заменяют на другую, с плотностью, близкой к плотности плунжерных пар оставшихся насосов.

Топливные насосы, установленные на одном двигателе, должны подавать одинаковое количество топлива. Неравномерность цикло­вых подач отдельным цилиндрам допускается не более 5 — 7% на режиме полного хода.

Для мощного малооборотного двухтактного двигателя 6ДКРН 74/160-2 цикловая подача составляет g ц = 34,8 г/цикл

Для высокооборотного четырехтактного двигателя 6Ч 15/18 цикловая подача составляет g ц = 0,1 г/цикл

На малых ходах судна цикловая подача уменьшается в 7 — 10 раз.

3.2. Демонтаж насоса с двигателя

Демонтаж ТНВД с двигателя производят в следующей после­довательности:

перекрывают подвод топлива к двигателю и подачу его от фильтра к насосу;

отсоединяют от насоса орган управления подачей топлива (топливную рейку);

топливные трубки: подвода топлива, отсечного топлива и топлива высокого давления;

откручивают гайки крепления ТНВД к двигателю;

снимают насос с двигателя.

в зависимо­сти от режима работы двигателя в зависимо­сти от режима работы двигателя 3.3. Разборка и сборка ТНВД

Разборка и сборка ТНВД должна производиться на специаль­но подготовленном рабочем месте, стол должен быть застелен чистой бумагой или газетой. Детали одного топливного насоса, пос­ле разборки складывают в отдельную посуду, промывают чистым топливом и без протирания ук­ладывают на чистую плотную бумагу (ватман, газету).

При осмотре деталей ТНВД необходимо обращать внимание на состояние рабочих поверхностей плунжера, втулки, клапа­нов. На них не должно быть наклепа, раковин, рисок и коррозии. Уплотнительные конусы штуцеров и штуцерных гаек не должны иметь трещин, вмятин, царапин и других повреждений8 которые могут привести к нарушению герметичности. При осмотре следует обратить внимание на трещины и натиры на спиралях пружин и седлах клапанов. При обнаружении дефектов неисправные детали заменяются.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора пекар 172

3.4. Монтаж насоса на двигатель.

Монтаж производится в следующей последовательности:

устанавливают насос на штатное место, закручивают гайки его крепления на двигателе;

присоединяют к насосу орган управления подачей топлива (топливную рейку), топливные трубки низкого и высокого давлений;

открывают подачу топлива к двигателю и от фильтра к насосу;

удаляют воздух из трубки подвода топлива к насосу, а затем и из топливных полостей насоса.

3.5. Проверка и регулировка момента начала подачи топлива.

Орган управления подачей топлива устанавливается в положе­ние максимальной подачи.

На нагнетательный штуцер ТНВД устанавливается моментоскоп. Валоповоротным устройством проворачивают коленвал до положения ролика толкателя строго на цилиндрической части кулачной шайбы распредвала, тогда плунжер опущен вниз. Вручную прокачивают насос до полного удаления воздуха и заполнения трубки моментоскоп топливом, до отчетливо видимого его уровня.

Медленно проворачивают маховик в сторону вращения коленчато­го вала и следят за положением уровня топлива в трубке моментоскопа. В момент страгивания топлива в трубке маховик останавлива­ют и делают на нем отметку начала подачи напротив стрелки-указателя на блоке цилинд­ров. Рулеткой измеряют длину дуги (Lнп) обода маховика между отмет­кой (нп) и указателем ВМТ. Результаты измерений запи­сывают в тайл,2.1

Длину дуги переводят в градусы угла поворота коленчатого от начала подачи топлива (нп) до ВМТ.

φ = 360 : ℓмах · ℓнп; (3.3)

Где ℓнп — длина дуги от “нп” до ВМТ ( мм);

ℓмах – периметр маховика (мм).

Результаты вычислений записывают в табл.03.1.

Полученный угол является геометрическим углом опережения начала подачи топлива. Геометрические углы опережения подачи топлива у всех насосов должны быть одинаковыми и соответствовать значениям, указанным в инструкции по эксплуатации двигателя. Если эти требо­вания не выполняются, то производят регулировку угла опережения подачи топлива.

Регулировка угла опережения подачи топлива для ТНВД с регулировкой количества подаваемого топлива концом подачи производится:

ввёртыванием или вывёртыванием регулировочного болта толкателя плунжера;

установкой или удалением прокладок под корпус насоса;

поворотом кулачной шайбы топливного насоса на распре­делительном валу (грубая регулировка);

изменением положения соединительной муфты распредели­тельного вала (для дизелей с кулачковыми шайбами, не допускающими поворота). Смещение муфты меняет угол подачи сразу для всех ТНВД установленных на двигателе.

Окончательная подрегулировка производится изменением длины толкателя топливного насоса (вворачивая или выворачивая регулировочный болт).

У ТНВД клапанного типа с регулировкой количества подаваемого топлива началом подачи, для установки требуемого угла опережения изменяют момент закрытия перепускного клапана.

У ТНВД золотникового типа с регулировкой количества топлива началом подачи, угол опережения окончательно устанавливается из­менением активного хода плунжера.

По окончании операций по регулировке производится повтор­ное измерение угла опережения подачи топлива. Результаты изме­рений записываются в табл.2.1 под порядковым номером 2.

Опять производится сравнение и решается вопрос о дальней­шей регулировке или ее прекращении.

З.б. Проверка и регулировка нулевой подачи топлива ТНВД.

Нулевая подача топливных насосов необходима для одновремен­ного выключения всех насосов и остановки дизеля при переводе ру­коятки управления в положение «стоп».

Нулевая подача будет установлена, если в течение всего наг­нетательного хода плунжера топливо через форсунку в цилиндр не поступает.

Проверка кулевой подачи производится следующим.образом.

Проворачивая маховик двигателя в сторону вращения коленча­того вала, устанавливают его так, чтобы на ходе сжатия метка на­чала подачи топлива не доходила до указателя на блоке цилиндров.

Вручную прокачивают насос до полного заполнения трубки моментоскопа. Потряхиванием трубки удаляют из неё часть топлива.

Рукоятку органа управления подачей топлива устанавливают в положение «стоп». Продолжают вручную прокачивать насос и следят за уровнем топлива в трубке моментоскопа. Уровень топлива не должен изменяться. Насосы, у которых уровень топлива в трубке моментоскопа повысился, должны бить отрегулированы на нулевую подачу. Регулировка нулевой подачи зависит от конструкции насоса и производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации дви­гателя .

Для насосов золотникового типа нулевая подача отмечается на заводе изготовителе метками: на топливной рейке, на торцах зубьев, на поводке плунжера и поворотной втулке. Поэтому грубая регулировка нулевой подачи сводится к совмещению соответствующих меток.

В любом случае нулевая подача достигается разворотом плунжера в положение холостого хода (нагнетательная и всасывающая полости насоса соединены на весь ход плунжера).

3,7. Проверка равномерности подачи топлива по цилиндрам и ее регулировка.

Топливные насосы, установленные на одном двигателе, должны подавать одинаковое количество топлива. Неравномерность цикло­вых подач отдельными цилиндрами допускается не более 5 — 7% на режиме полного хода.

Для мощного малооборотного двухтактного двигателя 6ДКРН 74/160-2 цикловая подача составляет gц = 34,8 г/цикл

Для высокооборотного четырехтактного двигателя 6Ч 15/18 цикловая подача составляет gц = 0,1 г/цикл

При проверке цикловых подач к топливным насосам, установленным на двигатель, подсоединяют трубки высокого давления и форсунки, работающие в паре с ТНВД, так чтобы распылители форсунок были обращены вниз, в свободном пространстве, вне цилиндра, перед двигателем. Взвешивают чистые мерные стаканы (Gст) и результаты записывают в табл.03.1. Затем стаканы устанавливают таким образом, чтобы распылители форсунок вошли вовнутрь стаканов. Орган управления подачей топлива устанавливают на максималь­ную подачу и с наибольшей скоростью производят для всех насосов одинаковое число (10-15) полных подач топлива рычагом ручной прокачки. После выполнения процедуры, каждый стакан с топливом взвешивают (Gст.топл.). Результаты измерений записывают в табл.03.1.

Определяют количество топлива, поданное каждым насосом (Gтопл),

Gтопл = Gст.топл — Gст (3.4)

Определяют наибольшее и наименьшее количество пощоваеиого топлива Gтопл max и Gтопл min. Процент неравномерности подачи топлива по цилиндрам:

ΔGтопл = 2(Gтопл max — Gтопл min) : (Gтопл max + Gтопл min) · 100. (3.5)

Читайте так же:
Периодичность регулировки предохранительных клапанов

Результаты вычислений записывают в табл.2.1.

Неравномерность подачи топлива не должна превышать 5 — 7%. При большой неравномерности подачи топлива производится регулировка производительности насоса.

Регулировка количества топлива, подаваемого насосом, зависит от конст­рукции последнего, поэтому её произ­водят согласно инструкции завода-строителя.

Рядные механические многоплунжерные ТНВД

Данная статья является первой в цикле, посвящённом ремонту топливной аппаратуры на нашем предприятии. Речь пойдёт о рядных многоплунжерных топливных насосах высокого давления (ТНВД) дизельных двигателей. Их история тесно связана с фирмой Роберта Боша, ведь именно она впервые применила их в автомобильных двигателях в конце двадцатых годов прошлого века.

Судовой рядный двенадцатиплунжерный ТНВД

Их история тесно связана с фирмой Роберта Боша, ведь именно она впервые применила их в автомобильных двигателях в конце двадцатых годов прошлого века. Именно поэтому систему с рядным ТНВД с механическим регулятором называют «традиционной». Её особенность в отсутствии необходимости в любых электронных системах, в неприхотливости в выборе топлива и непревзойдённой надёжности, исчисляемой десятилетиями. Недостатком является очень большой момент сопротивления насоса, который скрадывает эффективную мощность двигателя, а также серьёзнейшим недостатком является несоответствие современным нормам токсичности отработавших газов. Именно поэтому этот ТНВД устанавливают на новые автомобили, лишь в развивающихся странах, например, Индии, Китае и Бразилии. Сейчас рядные ТНВД но отечественного производства в РФ можно встретить только на машинах поступающих в армию.

Однако говорить о полном уходе «традиционной» системы пока рано, ведь ниша судовых двигателей, электрогенераторов и другой специальной техники пока прочно удерживается за двигателями с «рядниками».

Устройство системы следующее

ТВНД приводится в движение от распределительного вала двигателя с той же угловой скоростью. Насос имеет количество плунжеров (plunger – нем. «поршень») равное количеству цилиндров двигателя. Приводной вал насоса имеет кулачки, которые при вращении приводят в возвратно-поступательное движение шток топливного насоса низкого движения (ТННД) и плунжера во втулках через толкатели, при этом ход плунжеров является постоянной величиной. ТННД питает топливом впускную полость ТНВД, из которой запитывается полость над плунжером. При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в трубки высокого давления, затем в форсунки, которые распыляют его в камере сгорания автомобиля.

Но как же осуществляется изменение количества топливоподачи, ведь на разных режимах двигателю требуется разное количество топлива, а ход плунжера постоянен? Именно для этого насосу нужен центробежный регулятор. Дело в том, что плунжер ТНВД имеет специальные проточки в районе своей верхней кромки, которые находятся напротив ответных отверстий во втулке плунжера, стало быть плунжер не только перемещается вдоль своей оси вверх-вниз, он также поворачивается вокруг своей оси. И поворот на определённый градус соответствует определённой подаче. Делается это с помощью специальной рейки, расположенной вдоль насоса, ход которой и регулирует топливоподачу от нуля до максимального значения.

У фирмы Бош имеется масса механических регуляторов, таких как RQ, RQV, RQU, RQUV, RQV-K, RSV, RSUV, RSF и электронный RE. Механические регуляторы отличаются по режиму работы: всережимный и двухрежимный. При этом всережимные используются на специальной технике, где нужны постоянные обороты (суда, тепловозы, комбайны, краны, гидравлические насосы), а двухрежимные на автомобилях. Кроме этого они могут быть оснащены дополнительными устройствами коррекции, такими как: коррекция по наддуву от турбонагнетателя, коррекция по атмосферному давлению, устройство помощи при холодном запуске, устройство (в том числе и электронное) при увеличении нагрузки на холостом ходу и многими другими. Также регуляторы отличаются по скорости реакции на воздействие на педаль. К примеру, в легковых дизельных автомобилях Мерседес использовались насосы с регулятором RSF, они обеспечивали мягкий и в то же время быстрый разгон, ведь в Германии дорогой и престижный автомобиль обычно доступен людям в возрасте от 45 лет, когда от автомобиля требуется в первую очередь комфорт.

Рядные ТНВД фирмы Бош отличаются не только регуляторами и размерами. Общая для всех схема реализована по-разному. Существуют виды: тип М, тип А, тип MW, тип P, тип R, тип ZW(U), тип O (с дозирующей муфтой), тип CW, тип H.

Самым частым гостем на нашем предприятии является тип Р, так что рассмотрим ремонт рядного ТНВД на этом примере.

Как мы ремонтируем:

У каждого изделия производства фирмы Бош от лампочки и резиновой прокладки до многомиллионного стенда или холодильника есть свой каталожный десятизначный номер. Не исключение и ТНВД. Изделия дизельной группы Бош имеют номер 0 4хх ххх ххх. Таким образом каждый насос имеет свой индивидуальный номер. Зная его мы имеем всю необходимую информацию для ремонта агрегата, а именно: полную раскладку на запасные части и протокол проверки. Таким образом, мы можем гарантировать, что отремонтированный, в соответствии с нашими рекомендациями, насос будет отвечать всем предъявляемым для него заводом-изготовителем требованиям. Мы устанавливаем только оригинальные детали, поставляемые нам официальными поставщиками фирмы Роберта Боша, согласно каталогам.

Ремонт этих насосов очень трудоёмкий и требует большого количества специального инструмента, так называемых «инструментальных досок», причём для каждого типа насоса используются свои доски, для ТНВД типа Р существует четыре инструментальных доски. Помимо них есть также доски с инструментом для различных типов регуляторов.

При дефектации насоса, он разбирается полностью, при этом оцениваются правильность сборки, состояние деталей, подвижность деталей регулятора. По результатам дефектации с клиентом обязательно согласовывается сумма и сроки поставки запасных частей подлежащих замене.

Инструментальные доски для насосов типа Р

После этого насос очищается от загрязнений и моется в ультразвуковой ванне, производится сборка строго в соответствии с технологией Бош, соблюдая моменты затяжки, осевые и тепловые зазоры в рамкоах допусков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector